г. Чита |
|
17 января 2018 г. |
дело N А78-11157/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 октября 2017 года по делу N А78-11157/2017 по заявлению Федеральной налоговой службы (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152) к Кижикиной Юлии Дмитриевны о привлечении к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Сюхунбин Е.С.),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - Адиановой Д.С. - представителя по доверенности от 16.01.2017,
от Кижикиной Юлии Дмитриевны - не явился, извещен,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее - заявитель, УФНС по Забайкальскому краю, Управление или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении Кижикиной Юлии Дмитриевны (далее также - лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2014 года по делу N А78-11189/2013 отсутствующий должник ООО "Промсервис" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта упрощенная процедура, применяемая в деле о банкротстве, - конкурсное производство сроком на три месяца.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по делу N А78-11189/2013 бывший руководитель ООО "Промсервис" Кижикина Ю.Д. привлечена к субсидиарной ответственности по долгам предприятия в размере 370 271,59 рублей в пользу ООО "Промсервис" (т. 1, л.д. 24-26).
20 ноября 2014 года арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 005040660 (т. 1, л.д. 37-38).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 апреля 2015 года по делу N А78-11189/2013 (т. 1, л.д. 27) взыскатель по исполнительному листу серии АС N 005040660 по делу N А78-11189/2013 заменен с ООО "Промсервис" на Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю.
На основании исполнительного листа серии АС N 005040660 от 20 ноября 2014 года в отношении Кижикиной Ю.Д. судебным приставом-исполнителем Ингодинского РОСП Мурадовой С.А. возбуждено исполнительное производство N 26479/15/75033-ИП, о чем 8 июня 2015 года вынесено соответствующее постановление (т. 1, л.д. 39-40, 50-51).
Названным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Неисполнение Кижикиной Ю.Д. вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по делу N А78- 11189/2013 послужило основанием для возбуждения в отношении Кижикиной Ю.Д. дела об административном правонарушении, о чем 3 июля 2017 года должностным лицом налогового органа составлен соответствующий протокол N 6 (т. 1, л.д. 16-17, 32-33).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 АПК Управление обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении Кижикиной Ю.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях Кижикиной Ю.Д. состава вмененного ей административного правонарушения ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" указано, что право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).
Вступившие в законную силу акты арбитражных судов в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК Российской Федерации, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека.
Так, в Постановлениях от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece) от 7 мая 2002 года по делу "Бурдов против России" указано, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда".
На недопустимость неисполнения вступивших в законную силу судебных актов указано также в Постановлениях Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2004 года по делу "Вассерман против России" (Wasserman v. Russia), от 17 января 2008 года по делу "Алексенцева и другие против Российской Федерации" и от 13 ноября 2007 года N 33771/02 по делу "Дриза против Албании".
В пункте 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 8-П указано, что взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения.
Согласно части 2 статьи 16 АПК РФ неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Так, частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере банкротства.
Объективная сторона названного административного правонарушения выражается в неисполнении лицом, контролирующим должника, обязанности по исполнению судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
При этом правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации, посягает на установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества; имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством; настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.
Пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве установлено, что нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых указанным Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Данная ответственность направлена на обеспечение надлежащего исполнения руководителем должника указанных обязанностей, защиту прав и законных интересов, как самого юридического лица (должника), так и его контрагентов и направлена на исключение ситуации по наращиванию не исполненных обязательств, увеличению кредиторской задолженности.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве руководителем должника является единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
В рамках дела N А78-11189/2013 арбитражным судом установлено, что руководителем ООО "Промсервис" в период возникновения признаков неплатежеспособности являлась Кижикина Ю.Д.
Поскольку ООО "Промсервис" стало отвечать признакам неплатежеспособности и недостаточности имущества, Кижикина Ю.Д., являясь руководителем указанного общества, обязана был в кратчайший срок, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Промсервис" несостоятельным (банкротом).
Однако заявление о признании ООО "Промсервис" несостоятельным (банкротом) руководителем должника не подавалось, что является нарушением статьи 9 Закона о банкротстве.
Как установлено судом первой инстанции, из представленных Ингодинским РОСП материалов исполнительного производства N 26479/15/75033-ИП следует, что фактический остаток задолженности по определению Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по делу N А78-11189/2013 составляет 363 026,83 рублей (т. 1, л.д. 41-47), что также подтверждено налоговым органом.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде Кижикина Ю.Д. не выполнила обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта о привлечении ее к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Промсервис", признанного банкротом.
Данные обстоятельства Кижикиной Ю.Д. не оспорены.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в действиях Кижикиной Ю.Д. имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства (в том числе протокол об административном правонарушении), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины Кижикиной Ю.Д. в совершении вменяемого ей административного правонарушения в форме неосторожности.
Суд апелляционной инстанции не может признать допущенное обществом нарушение малозначительным.
Каких-либо нарушений порядка привлечения Кижикиной Ю.Д. к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. В частности, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, о времени и месте составления данного протокола Кижикина Ю.Д. была извещена надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что утрата статуса должностного лица, в том числе в связи с изменением места работы, не препятствует привлечению лица к административной ответственности за правонарушение, совершенное им при наличии указанного статуса.
Прекращение гражданином своей профессиональной деятельности в качестве руководителя организации не может являться причиной освобождения его от административной ответственности по части 8 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).
Административное наказание в виде дисквалификации отвечает названной в статье 3.1 КоАП РФ цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку заключается в лишении права физического лица замещать соответствующую должность в будущем.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта о привлечении Кижикиной Ю.Д. к административной ответственности.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что в отношении вмененного Кижикиной Ю.Д. правонарушения действует установленный частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности, который на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Принимая во внимание положения статьи 4.1 КоАП РФ, а также отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд апелляционной инстанции считает возможным назначить Кижикиной Ю.Д. административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (100 000 рублей).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 октября 2017 года по делу N А78-11157/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Привлечь Кижикину Юлию Дмитриевну, проживающую по адресу: 672039, г. Чита, ул. Гагарина, д. 12, кв. 58, дата и место рождения: 31.07.1976, Читинская область, Борзинский район, пос. Шерловая гора, к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11157/2017
Истец: Управление Федеральной налоговой службы России по Забайкальскому краю, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Ответчик: Кижикина Юлия Дмитриевна
Третье лицо: Ингодинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, ФГУП Читинский Главпочтамт "Почта России"