г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А56-59307/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Смыкова Е.А., по доверенности от 22.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29881/2017) ПАО "Северсталь" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 по делу N А56-59307/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ПАО "Северсталь"
к Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании предписания в части
установил:
Публичное акционерное общество "Северсталь" (далее - ПАО "Северсталь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Управление) о признании недействительным пункта 1 предписания N 54-53-2990-1783/ПР от 31.05.2017 об устранении нарушений требований промышленной безопасности.
Решением суда от 12.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "Северсталь" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ФНиП "Положение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности" не содержат прямого запрета при проведении работ повышенной опасности на совмещение в одном лице обязанностей выдающего наряд-допуск и допускающего к работе. Кроме того, возможность совмещения в одном лице обязанностей выдающего наряд-допуск и допускающего к работе была установлена в пункте 2.12 НАОП 1.2.00-4.02-90 (НПАОП 27.0-4.02-90). "Положение о применении нарядов - допусков при производстве работ повышенной опасности на предприятиях и в организациях Министерства металлургии СССР" 1990 года.
В судебном заседании представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возразил.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено, представителя не направило, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 02.05.2017 по 31.05.2017 Ростехнадзором была проведена плановая выездная проверка опасных производственных объектов ПАО "Северсталь", по результатам которой составлен Акт N 54-53-2990-3721/А от 31.05.2017.
В этот же день Обществу выдано обязательное для исполнения предписание N 54-53-2990-1783/ПР, пунктом 1 которого Управление обязало Общество в срок до 01.09.2017 устранить следующее нарушение требований промышленной безопасности: "Пунктом 8.12 Стандарта ПАО "Северсталь" СТП-ПБ-2.3.01-16 "Организация проведения работ повышенной опасности", введенного в действие приказом по ПАО "Северсталь" от 16.12.2016 N ОРД-П-ОД/122-00-16-114 (далее - Стандарт), предусмотрена (при производстве работ на одном участке подразделения с использованием от одной до трех бригад в одну смену) возможность совмещения в одном лице обязанностей выдающего наряд-допуск и допускающего к работе при проведении работ повышенной опасности по нарядам-допускам", что является нарушением ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ); пп. 11, 13, 14 ФНИП "Положение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности", утв. приказом Ростехнадзора от 18.01.2012 N44.
Посчитав пункт 1 предписания незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка в отношении ПАО "Северсталь" была проведена на эксплуатируемых ПАО "Северсталь" опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности: "Цех электросталеплавильный", "Площадка газового цеха", "Цех по производству проката холоднокатаного", "Цех ректификации сырого бензола КХП", "Сеть газопотребления предприятия".
Требования к работам повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Положение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 18.01.2012 N 44, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2012 N 23411 (далее - ФНиП).
Согласно пункту 11 ФНИП лицами, ответственными за правильную организацию и безопасное производство работ повышенной опасности, являются: выдающий наряд-допуск, допускающий к работе по нарядам-допускам, производитель работ, исполнители работ (члены бригады).
Из содержания пункта 11 ФНИП следует, что выдающий наряд-допуск на выполнение работы повышенной опасности и допускающий к работе - два отдельных должностных лица, ввиду того, что фраза "лицами, ответственными" в п. 11 ФНИП приведена во множественном числе.
Пунктами 13, 14 ФНИП установлено, что лицо, выдавшее наряд-допуск, назначает допускающего (их) к работе и несет ответственность за инструктаж и безопасность производства работ, правильность и полноту указанных в наряде-допуске мер безопасности и соответствие квалификации исполнителей порученной работе. Выдающий наряд-допуск знакомит допускающего к работе по нарядам-допускам (далее - допускающий к работе) с мерами безопасности, предусмотренными нарядом-допуском, осуществляет контроль за их исполнением.
Согласно пункту 17 ФНИП допускающий к работе несет ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению требований правил в области промышленной безопасности, указанных в наряде-допуске.
До начала работы наряд-допуск должен быть подписан как выдавшим наряд-допуск, так и допускающим к работе (пункт 32 ФНИП).
Стандартом Общества предусмотрены аналогичные требования (пункты 8.4, 8.6, 8.8).
Пунктом 8.12 Стандарта предусмотрено, что при производстве работ на одном участке подразделения с использованием от одной до трех бригад с одну смену допускается совмещение в одном лице обязанностей выдающего наряд-допуск и допускающего к работе.
Между тем запрет совмещения в одном лице обязанностей выдающего наряд-допуск и допускающего к работе при проведении работ повышенной опасности следует из содержания пунктов 11, 13, 14 ФНИП, в противном случае создается ситуация, исключающая (снижающая) контроль и ответственность за безопасность проводимых работ.
Как верно указано судом первой инстанции, принимая во внимание сложность осуществления контроля за исполнением мер безопасности, предусмотренных нарядами-допусками, при одновременной работе трех бригад в разных условиях на значительном удалении друг от друга (участок подразделения в металлургическом производстве может занимать значительные размеры по площади), совмещение в одном лице обязанностей выдающего наряд- допуск и допускающего к работе при проведении работ повышенной опасности повышает вероятность возникновения несчастных случаев на производстве.
Из части 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ следует, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Таким образом, требования НПАОП 27.0-4.02-90 "Положение о применении нарядов-допусков при производстве работ повышенной опасности на предприятиях и в организациях Министерства металлургии СССР", на которые ссылается заявитель, противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, а именно, требованиям, установленным пунктами 11, 13, 14 ФНИП.
В связи с вышеизложенным вывод суда первой инстанции о правомерности пункта 1 оспоренного предписания Управления является правильным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 по делу N А56-59307/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59307/2017
Истец: ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29881/17
12.10.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59307/17
04.10.2017 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59307/17
19.09.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21887/17