г. Владимир |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А38-4902/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива "ФИНАНС" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.09.2017 по делу N А38-4902/2017, принятое судьей Вопиловским Ю.А. по заявлению кредитного потребительского кооператива "ФИНАНС" (ОГРН 1051200002105, ИНН 1215099880) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - Смирнов В.М. по доверенности от 29.12.2017 N 04-17/043844, сроком действия по 31.12.2018;
от Управления Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - Смирнов В.М. по доверенности от 21.12.2017 N 04-04/13859, сроком действия по 31.03.2018;
Козлова Галина Николаевна - по паспорту гражданина Российской Федерации.
Кредитный потребительский кооператив "ФИНАНС" - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил (информация с сайта "Почта России");
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее по тексту - Инспекция) 09.12.2016 было вынесено решение N 1714 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Проф" (далее по тексту - Общество) из Единого государственного реестра юридических лиц на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Инспекцией 07.04.2017 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Общества.
Полагая, что действия Инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Общества не соответствуют требованиям действующего законодательства, кредитный потребительский кооператив "ФИНАНС" (далее по тексту - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 21.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Кооператив ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что исключение Общества из Единого государственного реестра юридических лиц является незаконным, поскольку у Общества имеется задолженность перед Кооперативом, что подтверждается решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10.04.2015 по делу N 2-194/2015.
Инспекция, Управление Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле и Козлова Галина Николаевна в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации) регламентирован порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В соответствии с положениями названной статьи юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном упомянутым законом (пункт 1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 этой статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3). Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
Пунктом 1 приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (далее - Приказ) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
О принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют информацию налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы) (пункт 5 Приказа).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к Приказу форма размещения в журнале сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц определяются редакцией журнала "Вестник государственной регистрации".
По правилам пункта 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, 18.06.2010 Общество было зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1101215003141. Его единственным участником являлась Козлова Галина Николаевна.
Инспекцией 5 декабря 2016 года в отношении Общества составлены справка N 7560-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также справка N 7560-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам.
С учетом изложенного, у Инспекции имелись все основания для принятия решения о предстоящем исключении действующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, которое было опубликовано 14.12.2016 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 49 (612).
Заявлений от кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивались в связи с исключением Общества из Единого государственного реестра юридических лиц в Инспекцию в срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, не поступало, в связи с чем Инспекция правомерно 07.04.2017 внесла запись об исключении Общества из Единого государственного реестра юридических лиц.
Довод Кооператива о том, что оспариваемыми действиями Инспекции затрагиваются его интересы, поскольку решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10.04.2015 по делу N 2-194/2015 с Общества солидарно было взыскано 5 622 872 рублей 47 копеек, обращено взыскание на заложенное имущество с выдачей исполнительного листа, на основании которого Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств было возбуждено исполнительное производство, в ходе исполнения которого судебным приставом-исполнителем был наложен арест на залоговое имущество должника, однако имущество не было передано на реализацию в связи с исключением Общества из Единого государственного реестра юридических лиц обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку Кооператив не предпринял мер к реализации своих прав кредитора в установленный законом срок.
Наличие задолженности за Обществом в пользу Кооператива не свидетельствует о необоснованности и незаконности оспариваемых действий и принятых по их результатам ненормативных актов налогового органа, поскольку регистрирующим органом соблюдена процедура исключения из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица и у заявителя жалобы при должной степени осмотрительности имелась возможность своевременного обращения в Инспекцию с заявлением о нарушении его прав предстоящим исключением Общества из Единого государственного реестра юридических лиц.
Как отметил суд первой инстанции, кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом о государственной регистрации, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Доказательств того, что Кооператив не имел возможности подать соответствующее заявление в срок, установленный пунктом 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, по объективным причинам, не зависящим от него, в материалах дела не имеется.
Возбуждение и окончание судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в отношении Общества, как и участие последнего в судебном споре в качестве третьего лица сами по себе не свидетельствуют об осуществлении Обществом деятельности и не являются препятствием для применения процедуры исключения из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица, установленной статьями 21.1, 22 Закона о государственной регистрации при наличии предусмотренных данной нормой условий.
Кроме того, в силу положений пункта 8 статьи 63, пункта 5.2 статьи 64, пункта 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае наличия неисполненных требований кредитор не лишен права обратиться в суд с требованием о распределении обнаруженного имущества исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Кооператив.
Кооперативу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.09.2017 по делу N А38-4902/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива "ФИНАНС" оставить без удовлетворения.
Возвратить кредитному потребительскому кооперативу "ФИНАНС" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 08.09.2017 N 901.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4902/2017
Истец: Потребительский кооператив Кредитный граждан Финанс
Ответчик: ИФНС России по г. Йошкар-Оле
Третье лицо: Козлова Галина Николаевна, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РМЭ