Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2018 г. N Ф05-5665/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А41-39455/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Полунина А.В. - Сандрикова К. О. (по доверенности от 02.04.2015),
от заинтересованного лица по делу - Администрации Клинского муниципального района Московской области - Грудкова О.С. (по доверенности от 20.09.2017)
от третьего лица по делу - общества с ограниченной ответственность "СЕЛЕВИНО" - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Прокуратуры Московской области - Сундукова М.Д. (по удостоверению N 240639),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Полунина Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2017 по делу N А41-39455/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению индивидуального предпринимателя Полунина Алексея Владимировича к Администрации Клинского муниципального района Московской области о признании незаконными постановлений, третьи лица: общество с ограниченной ответственность "СЕЛЕВИНО"; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Прокуратура Московской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Полунин Алексей Владимирович (далее - ИП Полунин А.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Клинского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать незаконным Постановление Администрации Клинского муниципального района N 526 "Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 25.11.2008 г. N 2298" от 05.05.2015 г., в части отмены пунктов 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11 Постановления Администрации Клинского муниципального района N 2298 от 25.11.2008 г. "Об изменении разрешенного использования земельных участков";
2. Признать незаконным Постановление Администрации Клинского муниципального района N 532 "Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 05.12.2008 г. N 2517" от 05.05.2015 г., в части отмены пункта 1.1 Постановления Администрации Клинского муниципального района N 2517 от 05.12.2008 г. "Об изменении разрешенного использования земельных участков";
3. Признать незаконным п. 1.1 Постановления Администрации Клинского муниципального района N 521 "Об возврате вида разрешенного использования земельных участков" от 03.03.2017 г.;
4. Признать незаконным п. 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11 Постановления Администрации Клинского муниципального района N 522 "Об возврате вида разрешенного использования земельных участков" от 03.03.2017 г.;
5. Признать незаконным п. 1.2 Постановления Администрации Клинского муниципального района N 503 "Об возврате вида разрешенного использования земельных участков" от 02.03.2017 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Полунин А. В. не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ИП Полунина А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Администрации Клинского муниципального района Московской области, Прокуратуры Московской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражениях, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "СЕЛЕВИНО", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу и возражения на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Полунину Алексею Владимировичу принадлежат на праве собственности, следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:03:0020180:519, площадью 284 056 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 220 м по направлению на восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: городское поселение Клин, д. Селевино, д. 13, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:141, площадью 117 500 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 420 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 16, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:139, площадью 317 400 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 1040 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 22 "а", что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:416, площадью 172 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 1700 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 22 "а", что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:148, площадью 121 100 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 280 м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 13, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:147, площадью 23 600 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 410 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 13, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:421, площадью 102 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 700 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 16, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:422, площадью 85 200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 1050 м по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 22 "а", что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права;
- с кадастровым номером 50:03:0020180:419, площадью 32 300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, участок находится примерно в 1020 м по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Клинский район, д. Селевино, д. 22 "а", что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права.
Право собственности на земельные участки зарегистрированы за Полуниным Алексеем Владимировичем - 23.05.2013 г., на основании решения участника ООО "Селевино" от 29.04.2013 г. N 1/2013 и Акта приема-передачи имущества выделяемого в натуре от 29.04.2013 г.
В дальнейшем на основании постановления Администрации Клинского муниципального района от 05.12.2008 г. N 2517 "Об изменении разрешенного использования земельных участков", был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:0147 с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
На основании постановления Администрации Клинского муниципального района от 25.11.2008 г. N 2298 "Об изменении разрешенного использования земельных участков", был изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0020180:141, 50:03:0020180:139, 50:03:0020180:416, 50:03:0020180:148, 50:03:0020180:421, 50:03:0020180:422, 50:03:0020180:419 с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Постановлением Администрации Клинского муниципального района от 03.08.2011 г. N 1616 "Об изменении разрешенного использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО "Селевино", был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:519 с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
05 мая 2015 года Администрацией Клинского района Московской области принято постановление N 532 "Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 05.12.2008 г. N 2517" которым на основании протеста Клинской городской прокуратуры N 7-2015 от 09.04.2015 г. постановление Администрацией Клинского района Московской области от 05.12.2008 г. N 2517 полностью отменено, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:147 (п. 1.1 постановления Администрации Клинского муниципального района от 05.12.2008 г. N 2517).
В соответствии с указанным постановлением 29.09.2015 года в ГКН внесены изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:147.
На основании указанного выше постановления от 05.05.2015 г. N 532, Администрацией Клинского муниципального района принято постановление от 03.03.2017 г. N 521 "Об возврате вида разрешенного использования земельных участков", в соответствии с которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:147 площадью 23 600 кв. м изменен на "сельскохозяйственное производство" (п. 1.1 постановления от 03.03.2017 г. N 521).
05 мая 2015 года Администрацией Клинского района Московской области принято постановление N 526 "Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 25.11.2008 г. N 2298" которым на основании протеста Клинской городской прокуратуры N 7-2015 от 09.04.2015 г. постановление Администрации Клинского района Московской области от 25.11.2008 г. N 2298 полностью отменено, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0020180:141, 50:03:0020180:139, 50:03:0020180:416, 50:03:0020180:148, 50:03:0020180:421, 50:03:0020180:422, 50:03:0020180:419 (п. 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11 постановления Администрации Клинского муниципального района от 25.11.2008 г. N 2298).
В соответствии с указанным постановлением 29.09.2015 года в ГКН внесены изменения в вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0020180:141, 50:03:0020180:139, 50:03:0020180:416, 50:03:0020180:148, 50:03:0020180:421, 50:03:0020180:422, 50:03:0020180:419.
На основании указанного выше постановления от 05.05.2015 г. N 526, Администрацией Клинского муниципального района принято постановление от 03.03.2017 г. N 522 "Об возврате вида разрешенного использования земельных участков", в соответствии с которым вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0020180:141, 50:03:0020180:139, 50:03:0020180:416, 50:03:0020180:148, 50:03:0020180:421, 50:03:0020180:422, 50:03:0020180:419 изменен на "сельскохозяйственное производство" (п. 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11 постановления от 03.03.2017 г. N 522).
05 мая 2015 года Администрацией Клинского района Московской области принято постановление N 531 "Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 03.08.2011 г. N 1616" которым на основании протеста Клинской городской прокуратуры N 7-2015 от 09.04.2015 г. постановление Администрацией Клинского района Московской области от 03.08.2011 г. N 1616 полностью отменено, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:519 (п. 1. постановления Администрации Клинского муниципального района от 03.08.2011 г. N 1616).
В соответствии с указанным постановлением 29.09.2015 года в ГКН внесены изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:519.
На основании указанного выше постановления от 05.05.2015 г. N 531, Администрацией Клинского муниципального района принято постановление от 02.03.2017 г. N 503 "Об возврате вида разрешенного использования земельных участков", в соответствии с которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:519 изменен на "сельскохозяйственное производство" (п. 1.2 постановления от 02.03.2017 г. N 503).
Посчитав что, изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0020180:519, 50:03:0020180:141, 50:03:0020180:139, 50:03:0020180:416, 50:03:0020180:148, 50:03:0020180:147, 50:03:0020180:421, 50:03:0020180:422, 50:03:0020180:419 путем принятия Администрацией Клинского муниципального района указанных выше постановлений нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из следующего.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 486-О-О указал, что решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права; названное полномочие не может быть реализовано произвольно.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Реализация органом местного самоуправления предусмотренных полномочий по отмене ранее принятого акта не может и не должна основываться только на формальном праве его отмены. Орган местного самоуправления должен доказать несоответствие отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону, не нарушать права и законные интересы заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Основанием для принятия Администрацией Клинского района Московской области постановления от 05.05.2015 г. N 532, от 05.05.2015 г. N 526, от 05.05.2015 г. N 531 является протест Клинской городской прокуратуры N 7-2015 от 09.04.2015 г.
Указанный протест принят Клинской городской прокуратурой по результатам проведенной поверки соблюдения законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ (в редакции от 10.05.2007 г.) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 7 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки, в том числе для дачного строительства, и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года, зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В данном случае при изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков решение об их переводе в иную категорию не принималось, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения на "дачное строительство" было принято с нарушением норм действующего законодательства.
Более того, вывод суда первой инстанции о том, что земельные участки для дачного строительства не могли предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения также подтверждается следующими обстоятельствами, в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение указанной нормы приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым такого отдельного вида разрешенного использования, как "для ведения дачного строительства" не предусмотрено, в то же время предусматривается вид разрешенного использования: "Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)".
Следовательно, размещение дачных домов, то есть дачное строительство, может осуществляться только на земельных участках с соответствующим видом разрешенного использования, отнесенных к категории земель: "земли населенных пунктов".
Суд первой инстанции обоснованно указал, что на момент принятия решения об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0020180:519, 50:03:0020180:141. 50:03:0020180:139, 50:03:0020180:416, 50:03:0020180:148, 50:03:0020180:147. 50:03:0020180:421, 50:03:0020180:422, 50:03:0020180:419 они принадлежали на праве собственности ООО "Селевино".
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов". Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
На основании вышеизложенного изменение вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В данном случае при изменении вида разрешённого использования спорного земельного участка решение о переводе данного земельного участка в иную категорию не принималось, в связи с чем, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения на "дачное строительство" было принято с нарушением норм действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания.
Нормы Земельного кодекса РФ и Закона N 66-ФЗ (на момент изменения вида разрешенного использования земельного участка) допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан. При этом предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
В силу статей 12, 14 и 16 Закона N 66-ФЗ (на момент изменения вида разрешенного использования земельного участка) орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, предоставляет членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При этом допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.
Исходя из вышеуказанных норм, в соответствии с действовавшим на момент принятия решения об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков, земельные участки для дачного строительства могли представляться гражданам или дачным некоммерческим объединениям.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом первой инстанции, что на момент принятия решения об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков они принадлежали на праве собственности коммерческой организации - ООО "Селевино", и именно указанное лицо обращалось в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования, принадлежащих ему на праве собственности земельных участков.
Между тем, как указывалось ранее, земельные участки не могли предоставляться коммерческим организациям в целях их использования для дачного строительства.
Довод заявителя о том, что на указанной территории на момент изменения вида разрешенного использования осуществляло свою деятельность ДПК "Селевино-4" обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку данный довод не подтверждается никакими доказательствами, представленными в материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления имел право, в рамках рассмотрения протеста прокуратуры, в административном порядке принимать оспариваемые решения.
Доводы заявителя о том, что фактически, вынося оспариваемые постановления, заинтересованное лицо поставила под сомнение вопрос о правах собственника земельных участков на владение и использование земельными участками по их целевому назначению, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку как установлено настоящим решением изменение вида разрешенного использования на "дачное строительство" было осуществлено с нарушением положений действующего законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что доказательства того, что в настоящее время предприниматель приступил к использованию земельных участков по целевому назначению "для дачного строительства" (получена разрешительная документация на строительство, осуществлено дачное строительство и т.д.) в материалы дела не представлены, в связи с чем, права собственника по владению и использованию земельными участками в данном случае, при принятии органом местного самоуправления оспариваемого решения, не нарушены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку оспариваемые постановления были приняты заинтересованным лицом в пределах их полномочий и компетенции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2017 по делу N А41-39455/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39455/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2018 г. N Ф05-5665/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Ип Полунин Алексей Владимирович
Ответчик: Администрация Клинского Муниципального района МО
Третье лицо: ИП Ип Полунин Алексей Владимирович, ООО "СЕЛЕВИНО", Прокуратура Московской области, Сандрикова К.О. (представитель), Управление Федеральной службы государственной регистрации, Кадастра и картографии по МО, ФГБУ Росреестра