г. Красноярск |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А74-7991/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" января 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана) - Гасан О.А., представителя по доверенности от 29.12.2017, Воронина Ю.Г., представителя по доверенности от 07.07.2017,
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия) - Шалимовой О.Н., представителя по доверенности от 09.01.2018,
от третьего лица (индивидуального предпринимателя Семенова Александра Александровича) - Кожевниковой Г.М., представителя по доверенности от 30.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" октября 2017 года по делу N А74-7991/2017, принятое судьей Зайцевой Н.М.,
установил:
Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (ИНН 1901044862, ОГРН 1021900524557) (далее - заявитель, УКХТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243) (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 03.03.2017 по жалобе N 22/КС.
Определением арбитражного суда от 16.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М.
Определением арбитражного суда от 01.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён индивидуальный предприниматель Семенов А.А., индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М. исключена судом из состава лиц, участвующих в деле.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" октября 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнительных пояснений) заявитель приводит следующие доводы:
- эксплуатация автобуса за пределами нормативного срока службы либо значительно приближенная к этому сроку существенно ухудшает показатели безопасности и регулярности пассажирских перевозок;
- год выпуска транспортного средства относится к эксплуатационной характеристике объекта закупки. В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в ред. от 06.07.2015) определено, что транспортные средства, запрашиваемые заказчиком, относятся к автобусам средней длины до 12 м, учитываемым в четвертой группе со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно, то есть через 7 лет автобус может быть полностью списан, в аукционной документации данный срок увеличен до 10 лет;
- согласно решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" транспортное средство считается соответствующим требованиям настоящего технического регламента и экологическому классу 4, если год выпуска (модельный год) транспортного средства не ранее 2007 года;
- требование аукционной документации об уведомлении заказчика о замене транспортного средства на маршруте соответствует требованиям, установленным Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112;
- пунктом 4 части 3 статьи Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что максимальный срок эксплуатации транспортных средств является одним из критериев отбора открытого конкурса, в то же время порядок определения максимального срока эксплуатации на федеральном уровне не установлен;
- пунктом 5.8. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.12.1996 N 701) (далее - ГОСТ Р 51004-96) раскрыто понятие показателей безопасности, к которым отнесен, в том числе, такой показатель как надежность функционирования транспортных средств, который, в свою очередь включает, в том числе, такие показатели как срок службы и вероятность безотказной работы;
- ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения (принят в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30596-97) установил характеристики качества транспортных услуг, в том числе, своевременность перевозки пассажира: характеристика транспортной услуги, обуславливающая перевозку пассажиров в соответствии с объявленным расписанием, договором или другими установленными требованиями по времени движения транспортных средств. Учитывая, что год выпуска транспортного средства определяет вероятность безотказной работы, более новое транспортное средство повышает вероятность соблюдения работы транспортного средства в соответствии с расписанием;
- работы по перевозке пассажиров не могут быть восполнены в иное время, чем указано в расписании движения транспортных средств, так как пассажиры ожидают осуществления перевозки именно в установленное расписанием время;
- отсутствие на момент проведения закупки у какого-либо конкретного перевозчика (юридического лица либо индивидуального предпринимателя) транспортных средств, соответствующих требованиям аукционной документации, не является ограничением участия перевозчиков в аукционе, так как они имеют возможность приобретения таких транспортных средств в период с момента определения победителя в аукционе до момента заключения муниципального контракта путем приобретения в собственность, на праве аренды либо ином законном праве пользования и владения.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.01.2018 был объявлен перерыв до 14 час. 15 мин. 11.01.2018.
В соответствии со статьей 1531 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участие представителей сторон, третьего лица в судебном заседании обеспечено использованием системы видеоконференц-связи.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" 20.02.2016 размещена информация (извещение, аукционная документация) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 55 "Учебно-производственный комбинат - Садовое некоммерческое объединение "Подсинее" (закупка N 0180300000217000112), начальная (максимальная) цена контракта - 1 657 599 рублей.
Заказчиком электронного аукциона выступило УКХТ, уполномоченным органом -Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана.
Согласно протоколу от 28.02.2017 N 0180300000217000112-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе поданы 2 заявки под номерами 1 и 3, в электронном аукционе принял участие участник с порядковым номером заявки 3.
По итогам проведения аукциона он признан несостоявшимся (протокол подведения итогов электронного аукциона от 09.03.2017).
В управление 22.02.2017 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Семенова А.А. (вх.N 1077) на действия муниципального заказчика при проведении аукциона (закупка N 0180300000217000112).
В жалобе Семенов А.А. указал на незаконность требования заказчика о предоставлении в обязательном порядке при заключении муниципального контракта списка транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью, обеспечить работу на маршруте транспортного средства, государственный номер, год выпуска, класс и вместимость которого соответствуют государственному номеру и году выпуска транспортного средства, сведения о котором представлялись при заключении муниципального контракта.
Антимонопольным органом 03.03.2017 принято решение, которым жалоба N 22/КС индивидуального предпринимателя Семенова А.А. на действия комиссии муниципального заказчика при проведении аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N55 "Учебно-производственный комбинат - Садовое некоммерческое объединение "Подсинее" (закупка N 0180300000217000112) признана обоснованной (пункт 1 решения); пунктом 2 решения муниципальный заказчик признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); уполномоченному органу и муниципальному заказчику, а также оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" решено выдать предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 3); материалы жалобы решено передать должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4).
На основании решения от 03.03.2017 выдано предписание от 03.03.2017 по жалобе N 22/КС, в соответствии с пунктом I которого уполномоченному органу и муниципальному заказчику и его комиссии предписано:
а) отменить протоколы, составленные в ходе определения исполнителя;
б) разместить информацию об отмене протоколов, указанных в подпункте "а", на электронной площадке и на официальном сайте ЕИС в сфере закупок;
в) внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме (закупка N 0180300000217000112) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с учётом решения управления по жалобе N 22/КС от 03.03.2017;
г) разместить информацию о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме (закупка N 0180300000217000112) на электронной площадке и на официальном сайте ЕИС в сфере закупок;
д) продолжить процедуру проведения закупки N 0180300000217000112.
Пунктом II предписания оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-ACT" предписано:
а) предоставить возможность заказчику, уполномоченному органу отменить протоколы, составленные в ходе определения исполнителя, и разместить информацию об отмене указанных протоколов на электронной площадке;
б) отменить протокол проведения электронного аукциона N 0180300000217000112;
в) предоставить возможность заказчику, уполномоченному органу внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме (закупка N 0180300000217000112) и разместить информацию о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме на электронной площадке;
г) вернуть участнику закупки N 0180300000217000112 ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе по указанной закупке;
д) уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протоколов, составленных в ходе определения исполнителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в электронном аукционе, и о возможности подать новую заявку на участие в электронном аукционе;
е) прекратить блокирование операций по счёту для проведения обеспечения участия в аукционах в электронной форме, открытого участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе (закупка N 0180300000217000112), в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Пунктом III предписания уполномоченному органу, муниципальному заказчику и его комиссии предписано в срок до 25.03.2017 представить в адрес управления информацию об исполнении предписания с приложением соответствующих документов.
Заявитель оспорил решение и предписанием управления в судебном порядке, полагая, что установленные в аукционной документации требования к году выпуска транспортного средства и представлению при заключении контракта сведений о подлежащем использованию транспортном средстве не влияют на конкуренцию, направлены на обеспечение перевозки пассажиров.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Такой же срок для обжалования в судебном порядке решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу установлен частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Судом первой инстанции обоснованно удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления исходя из следующего.
Рассмотрение жалобы N 22/КС антимонопольным органом состоялось 03.03.2017, при этом была оглашена только резолютивная часть решения. Мотивированное решение управления в полном объёме и предписание датировано 03.03.2017, однако исходящая дата решения и предписания - 09.03.2017, в УКХТ решение и предписание поступили 10.03.2017.
Таким образом, УКХТ полагает, что трёхмесячный срок для подачи заявления о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа, исчисляемый с даты получения решения и предписания (10.03.2017), истекает 10.06.2017. Заявление направлено в Арбитражный суд Республики Хакасия 08.06.2017, то есть, по мнению заявителя, в пределах установленного законом срока.
Суд первой инстанции установил, что УКХТ стало известно о нарушении его прав и законных интересов решением и предписанием антимонопольного органа от 03.03.2017 по жалобе N 22/КС в день вынесения решения - 03.03.2017, поскольку в заседании комиссии антимонопольного органа принимал участие представитель УКХТ, что подтверждается материалами дела.
В арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и предписаний от 03.03.2017 по жалобам N 17КС, N 18/КС, N 19/КС, N 20/КС, N 21/КС, N 22/КС, N 23/КС УКХТ обратилось 04.05.2017. Определением арбитражного суда от 10.05.2017 заявление оставлено без движения до 05.06.2017 в связи с нарушением при его подаче требований статей 125, 126, 199 АПК РФ, затем определением от 06.06.2017 заявление возвращено в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения (дело N А74-5858/2017).
В период оставления заявления УКХТ без движения истёк трехмесячный срок для оспаривания решения и предписания управления от 03.03.2017 по жалобе N 22/КС (03.06.2017), в то же время решение и предписание были направлены в адрес УКХТ 09.03.2017, получены 10.03.2017.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что срок обращения в суд истёк 05.06.2017, то есть при повторном обращении в суд заявителем допущена трёхдневная просрочка установленного процессуального срока.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришёл к выводу о добросовестном заблуждении УКХТ в отношении установленной законодательством процедуры оспаривания решения и предписания, и учитывая незначительный период просрочки, руководствуясь статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации, статьями 117, 159, частью 4 статьи 198 АПК РФ, обоснованно удовлетворил заявление о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд.
Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными необходимо установить несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия комиссии антимонопольного органа на рассмотрение жалобы, проведение проверки, вынесение оспариваемых решения и предписания, а также соблюдение порядка и срока рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе проверены судом первой инстанции, признаны соблюденными и сторонами по существу не оспариваются, соответствующих доводов не заявлено.
Решением антимонопольного органа от 03.03.2017 N 22/КС жалоба индивидуального предпринимателя Семенова А.А. признана обоснованной, УКХТ признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что включение в описание закупки требования к году выпуска транспортного средства нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как не является объективным и ограничивает число участников аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с указанными выше требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе закупок).
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из изложенного следует, что заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Следовательно, при формировании технического задания заказчику Законом о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В статье 8 Закона о контрактной системе закреплён принцип обеспечения конкуренции, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В документации об аукционе такие требования установлены: лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек.
В подтверждение этих требований во второй части заявки участники аукциона должны представить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе или копии этих документов (лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек), а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 2.3 раздела 2 документации).
Антимонопольный орган в оспариваемом решении пришел к выводу о незаконности требования организатора аукциона о предоставлении в обязательном порядке при заключении муниципального контракта списка транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью, обеспечения работы на маршруте транспортного средства, государственный номер, год выпуска, класс и вместимость которого соответствуют государственному номеру и году выпуска транспортного средства, сведения о котором представлялись при заключении муниципального контракта.
Объектом закупки явилось осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 55 "Учебно-производственный комбинат" - Садовое некоммерческое объединение "Подсинее".
В пункте 15 "Наименование и описание объекта закупки" информационной карты аукционной документации указано, что выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 55 "Учебно-производственный комбинат" - Садовое некоммерческое объединение "Подсинее" в 2017 году, в объеме, предусмотренном техническим заданием (согласно Приложению N 1 к контракту).
В свою очередь, в техническом задании аукционной документации и в приложении N 1 к контракту установлено следующее: номер маршрута - N 55, наименование маршрута "Учебно-производственный комбинат - Садовое некоммерческое объединение "Подсинее", количество автобусов в рабочие дни - 3, в выходные дни - 4, объём заказа 5023,03 (м/час), городской бюджет - 1 657 599 рублей 90 копеек, требуемый для обслуживания подвижной состав - категория М3 класс I, общая вместимость не менее 37 чел. Год выпуска не ранее 2007 года.
Таким образом, в описании объекта закупки заказчик указал: номер и наименование маршрута, количество автобусов, объём заказа, городской бюджет и требуемый для обслуживания подвижной состав, а именно: категория М3 класс I; общая вместимость не менее 37 человек; год выпуска не ранее 2007 года.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что представители заказчика при включении соответствующих требований к транспортным средствам исходили из того, что установление ограничения на допуск транспортных средств по году выпуска старше 2007 года способствует повышению безопасности перевозок и качества обслуживания пассажиров.
Вместе с тем, в числе требований к участникам закупки, предусмотренных в статье 31 Закона о контрактной системе, отсутствует требование к средствам исполнения услуги.
Основным законом, определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
Частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В частности, указанной нормой предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лишь обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Названный Закон не содержит обязанности для указанных выше субъектов использовать при осуществлении деятельности исключительно новые автотранспортные средства или автотранспортные средства с учетом года их выпуска, а также по обновлению парка подвижного состава. Главное требование закона, это обеспечить надлежащее техническое состояние транспортного средства зависимо от года выпуска, и исключить возможность эксплуатации транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.
Требования, предъявляемые Законом о безопасности дорожного движения, одинаковы как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых имеются транспортные средства с годом выпуска ранее 2007 года, так и субъектов, эксплуатирующих транспортные средства с годом выпуска не ранее 2007 года.
Таким образом, при соблюдении хозяйствующими субъектами обязанностей, предусмотренных названной нормой, из закона не следует, что автотранспортное средство с годом выпуска не ранее 2007 года является более безопасным, чем автотранспортное средство с годом выпуска до 2007 года.
Требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождение в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, определены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877), оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств производится в ходе технического осмотра транспортных средств, порядок которого установлен Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Под безопасностью транспортного средства понимается состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде (пункт 6, раздел IV Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011).
Документом, содержащим сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, является диагностическая карта, оформляемая по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (статьи 2, 5 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств, которые устанавливают порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 15 Правил по завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты по форме согласно приложению N 3, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства.
Из названных документов не следует, что безопасность транспортных средств непосредственно связана с годом выпуска транспортных средств, поэтому довод заявителя о том, что эксплуатация автобуса значительно приближенная к предельному нормативному сроку службы существенно ухудшает показатели безопасности и регулярности пассажирских перевозок, а также довод заявителя со ссылкой на пункт 5.8. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.12.1996 N 701) подлежат отклонению.
Таким образом, суда первой инстанции правильно признал, что автотранспортное средство, прошедшее процедуру технического диагностирования, по результатам которого выдано заключение о возможности его эксплуатации, не является более или менее безопасным в зависимости от года выпуска в понимании требований безопасности, предусмотренном Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждёнными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
Год выпуска транспортного средства не имеет отношения к его техническим характеристикам. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Как следует из пункта 4 статьи 18 Закона о безопасности дорожного движения, транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. В статье 19 рассматриваемого закона регламентированы условия запрещения эксплуатации транспортных средств, ограничений по сроку эксплуатации не имеется.
Ограничение эксплуатации транспортных средств установлено в Правилах организованной перевозки группы детей автобусами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1177. Согласно пункту 3 названных Правил для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Вместе с тем требования пункта 3 названных Правил в части, касающейся требований к году выпуска автобуса, вступили в силу с 01.07.2017 (после принятия УФАС по РХ оспариваемого решения). Кроме того, указанные Правила определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, что не соответствует предмету рассматриваемого аукциона.
При изложенных обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что требования к подвижному составу в части требований к году выпуска - не ранее 2007 года, не относятся к описанию объекта закупки, которым является выполнение работ, поскольку такой показатель невозможно отнести к функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристике объекта закупки.
По вышеизложенным основаниям подлежит отклонению и довод заявителя со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в ред. от 06.07.2015) о том, что срок полезного использования автобуса аукционной документацией увеличен до 10 лет, как не влияющий на незаконность требования аукционной документации ограничивающей участие в аукционе автобусов годом выпуска ранее 2007 года.
По этим же основанием отклоняется довод заявителя о том, что в соответствии с ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения (принят в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30596-97), определяющим качество транспортных услуг, в том числе, своевременность перевозки пассажира, год выпуска транспортного средства определяет вероятность безотказной работы, поскольку более новое транспортное средство повышает вероятность соблюдения работы транспортного средства в соответствии с расписанием.
Таким образом, довод УКХТ о том, что именно год выпуска транспортного средства относится к эксплуатационной характеристике объекта закупки и напрямую влияет на качество оказания транспортных услуг, несостоятелен, поскольку данный показатель не является сроком полезного использования транспортного средства.
Действия муниципального заказчика по необоснованному ограничению участия в аукционе перевозчиков, имеющих в наличии технически исправные транспортные средства, прошедшие в установленном порядке технический осмотр, введению ограничений по году выпуска транспортного средства, приводят к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке оказания услуг по пассажирским перевозкам.
Качество транспортного обслуживания населения предполагает множество характеристик, которые не могут быть определены исключительно исходя из года выпуска транспортного средства. Кроме этого, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки имеются в техническом задании.
Судом первой инстанции также верно учтено, что постановлением Администрации города Абакана от 26.09.2016 N 1499 "Об утверждении мероприятий по развитию регулярных перевозок в границах города Абакана", иными документами не установлены требования к году выпуска транспортного средства как показателю, влияющему на качество регулярных перевозок.
Довод заявителя о том, что отсутствие на момент проведения закупки у какого-либо конкретного перевозчика (юридического лица либо индивидуального предпринимателя) транспортных средств, соответствующих требованиям аукционной документации, не является ограничением участия перевозчиков в аукционе, так как они имеют возможность приобретения таких транспортных средств в период с момента определения победителя в аукционе до момента заключения муниципального контракта путем приобретения в собственность, на праве аренды либо ином законном праве пользования и владения отклоняется апелляционным судом, поскольку законом не установлена обязанность хозяйствующего субъекта использовать подвижной состав не ранее определенного года выпуска.
Таким образом, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что требование к транспортному средству (год выпуска - не ранее 2007 года) не влияет на качество выполняемой работы - осуществление регулярных пассажирских перевозок.
Иных обстоятельств, которые позволили бы определить рассматриваемое требование, обозначенное в описании объекта закупки, как потребность заказчика, заявитель не обозначил, доказательств обратного в материалы дела не представил.
В связи с этим, как обоснованно установлено судом первой инстанции, является незаконным требование организатора аукциона к подвижному составу по году выпуска не ранее 2007.
Кроме этого, антимонопольный орган признал нарушающим часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе требование аукционной документации о представлении в обязательном порядке при заключении муниципального контракта списка транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью, обеспечения работы на маршруте транспортного средства, государственный номер, год выпуска, класс и вместимость которого соответствуют государственному номеру и году выпуска транспортного средства, сведения о котором представлялись при заключении муниципального контракта.
По мнению антимонопольного органа, незаконность требования заключается в необоснованном регулировании хозяйственной деятельности перевозчика, который берёт на себя обязательство предоставить услугу в определённый период, в заданном объёме, по установленном маршруту. Указание на конкретный автобус, с конкретным номером, постоянное уведомление заказчика о такой замене возлагают на победителя торгов необоснованные обязательства.
В разделе 8 информационной карты документации об аукционе и в приложении 2 к контракту указано, что участники закупки при заключении муниципального контракта обязаны представить список транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что требование аукционной документации об уведомлении заказчика о замене транспортного средства на маршруте соответствует требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (ред. от 28.04.2015), а работы по перевозке пассажиров не могут быть восполнены в иное время, чем указано в расписании движения транспортных средств, так как пассажиры ожидают осуществления перевозки именно в установленное расписанием время.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) государственный или муниципальный заказчик выдаёт на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдаётся на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Исходя из изложенного, в карте маршрута указывается транспортное средство, выдаётся такая карта после заключения муниципального контракта.
При выходе транспортного средства из строя собственник транспортного средства будет обязан получить карту маршрута на другое транспортное средство.
Соответственно, требование к участникам закупки представить список транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью, предъявленное ко всем участникам закупки, не противоречит законодательству, так как эти сведения сразу после заключения контракта должны войти в карту маршрута, не препятствует иным лицам участвовать в торгах, не ограничивает их круг и не влияет каким либо иным образом на конкуренцию.
Кроме того, данное требование не относится к описанию предмета закупки, соответствующие сведения о транспортном средстве должны быть представлены только при заключении муниципального контракта.
В данном случае необоснованными являются выводы антимонопольного органа о том, что заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в связи с указанием в документации об аукционе требования о представлении участниками закупки при заключении муниципального контракта списка транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута.
Согласно пункту 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Несогласие апелляционного суда с вышеназванным выводом антимонопольного органа не влияет на выводы, изложенные в резолютивной части решения управления от 03.03.2017, а так же в предписании от 03.03.2017 по жалобе N 22/КС, так как подтверждено нарушение заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в связи с необоснованным требованием к году выпуска транспортного средства.
На основании пункта 2 части 22, части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе оспариваемое предписание подлежит оставлению в силе, поскольку выдано антимонопольным органом по окончании рассмотрения дела о нарушении законодательства о закупках, на основании и во исполнение оспариваемого решения управление, направлено на устранение допущенного нарушения, является понятным и исполнимым.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что предписание управления заявителем фактически исполнено
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно отказал в признании недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" октября 2017 года по делу N А74-7991/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7991/2017
Истец: Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ИП Семенов Александр Александрович, Кожевникова Галина Михайловна, Семенов Александр Александрович
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7370/17
12.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7991/17
10.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7991/17
25.10.2017 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7991/17