город Москва |
|
18 января 2018 г. |
дело N А40-132802/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2017
по делу N А40-132802/16, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "Инвестресурс" (ОГРН 1047796023769)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822); Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве
третье лицо: Департамент государственного имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным уведомления об отказе в принятии документов;
при участии:
от заявителя - Шевердяков А.В. по доверенности от 28.03.2017;
от заинтересованных лиц - 1. Асонова С.В. по доверенности от 21.12.2017;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2017 признано незаконным и отменено уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 20.05.2016 N 51-2889/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что проверено на соответствие действующему законодательству и на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Инвестресурс" путем рассмотрения по существу заявления ООО "Инвестресурс", поступившее в Управление Росреестра по г. Москве 18.05.2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами 77:05:0007003:66, 77:05:0007003:68, 77:05:0007003:69.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент государственного имущества г. Москвы, представитель в судебное заседание не явился, извещены в порядке ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Управления и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.2012 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.2011 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.2009, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания работы комиссии.
Пунктом 14 Порядка работы комиссии предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь Комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Пункт 15 Порядка работы Комиссии предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в п. 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь Комиссии в течение 7 рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона об оценке и в силу п. 13 Порядка работы Комиссии к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в уполномоченный орган должны быть приложены кадастровая справка о кадастровой стоимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы Комиссии.
Из материалов дела следует, что ООО "Инвестресурс" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0007003:66, 77:05:0007003:68, 77:05:0007003:69, расположенных по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, вл. 127, что подтверждается договором аренды земельного участка от 20.08.1997 N М-05-009656, распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы от 11.08.2005 N 01-41-2218, дополнительным соглашением N М-05-009656/12 от 30.12.2008 к договору аренды земельного участка от 20.08.1997 N М-05-009656.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Кадастровая стоимость земли является основным критерием для расчета земельного налога, размера арендной платы и выкупа земли.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, устанавливается на основании кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
ООО "Инвестресурс", являясь арендатором земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере их действительной рыночной стоимости.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, ООО "Инвестресурс" соблюдены требования действующего законодательства.
Обществом приложен к заявлению полный пакет документов, предусмотренный ст. 24.18 Закона об оценке и п. 13 Порядка работы Комиссии.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке работы комиссии (приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263) является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Доводы Департамента городского имущества г. Москвы и Управления Росреестра о том, что обжалуемое уведомление от 20.05.2016 является обоснованным, поскольку оспариваемая заявителем кадастровая стоимость на дату обращения в Комиссию с заявлением о ее пересмотре не являлась актуальной, в связи с внесением в Государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земель г. Москвы, утвержденных в результате проведенной очередной государственной кадастровой оценки; заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки спорного земельного участка; п. 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов или с нарушением сроков оно не принимается к рассмотрению, необоснованные.
Учитывая установленную законом периодичность проведения государственной кадастровой оценки (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, в том случае если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).
В соответствии с разъяснениями, данными в абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Заявителем указано на то, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к обществу о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 20.08.1997 N М-05-009656, в том числе задолженности по арендной плате за период с 4 квартала 2012 по 3 квартал 2015 и пени. Определением от 20.12.2016 производство по делу N А40-245322/15-40-2026 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. Кроме того, после получения обжалуемого уведомления, общество обращалось в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, однако заявление возвращено ввиду не соблюдения установленного для данной категории споров досудебного порядка урегулирования споров.
Согласно абз. 3, 4 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрение ею заявления в установленный законом срок.
Таким образом, отказ Управления в принятии документов не позволяет заявителю обратиться с исковым заявлением в Московский городской суд.
Следовательно, оспариваемое уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 20.05.2016 N 51-2889/2016 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, оспариваемое уведомление принято с нарушением норм Закона об оценочной деятельности и Закона об электронной подписи, нарушает законные права и интересы общества по изменению кадастровой стоимости и, соответственно, снижению налогооблагаемой базы на имущество.
Поскольку, решение о достоверности сведений о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости принимает Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве, именно на нее возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия к рассмотрению заявления ООО "Инвестресурс" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков от 18.05.2016.
Ссылка Управления на судебные акты не может быть учтена судом апелляционной инстанции, поскольку относится к делам с иным предметом и иными фактическими обстоятельствами.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены судебного акта.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, в связи с чем, Управление не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2017 по делу N А40-132802/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132802/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2017 г. N Ф05-6392/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО Инвестресурс
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимиости при Управлении Росреестра по Москве, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, Управление Росреестра по Москве, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64951/17
20.09.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132802/16
03.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6392/17
31.03.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11144/17
11.01.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132802/16