Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2018 г. N Ф07-4097/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А26-11415/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31799/2017) ООО "Жилищно-эксплуатационная организация" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2017 по делу N А26-11415/2016 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по иску акционерного общества "ТНС Энерго Карелия"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация"
о взыскании
установил:
Акционерное общество "ТНС Энерго Карелия" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" (далее - ответчик, ООО "ЖЭО") о взыскании 276 998 руб. 40 коп. - задолженности за потребленную в период с июля 2016 г. по сентябрь 2016 г. электрическую энергию на общедомовые нужды в объеме превышения над нормативом.
Истец неоднократно изменял заявленные требования в связи с произведенными корректировками расчетов; окончательно определив размер исковых требований, истец просил взыскать с ответчика 253 165 руб. 50 коп. задолженности. Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2017 исковые требования полностью удовлетворены в уточненном истцом размере.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Ответчик не согласен с произведенным истцом расчетом исковых требований, ссылается на отсутствие в деле сведений об установке приборов учета, их показаниях; полагает, что с управляющей компании взыскан весь объем потребленной электроэнергии, а не объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. Податель жалобы считает необоснованным взыскание с управляющей организации стоимости сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) в спорный период, указывает, что истец не представил надлежащие доказательства, подтверждающие размер исковых требований. Суд первой инстанции не учел, что в спорный период ООО "ЖЭО" не выставляло населению счета на оплату потребленной электрической энергии, не получало от него плату, не рассчитывалось с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, поставленный в жилые лома, находящиеся в его управлении.
Истец направил в суд апелляционной инстанции отзыв на жалобу, в котором поддерживает решение, считая его законным и обоснованным.
Истец и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, АО "ТНС энерго Карелия" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, а ООО "ЖЭО" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными в городе Сегежа Республики Карелия.
В период с июля 2016 г. по сентябрь 2016 г. АО "ТНС энерго Карелия" в отсутствие письменного договора энергоснабжения поставило электроэнергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "ЖЭО".
Основанием для обращения АО "ТНС энерго Карелия" в арбитражный суд с настоящим иском послужило неполучение от ООО "ЖЭО" платы за электроэнергию, потребленную на ОДН сверх установленных нормативов за спорный период.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал ООО "ЖЭО" управляющей организацией, обязанной оплатить электроэнергию, поставленную на ОДН в объеме сверхнормативного потребления.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и ознакомившись с доводами жалобы и отзыва на жалобу, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку электрическая энергия в данном случае поставлялась населению жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В пункте 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 30.06.2016) предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Согласно редакции пункта 44 Правил N 354, действующей в период с 30.06.2015 по 31.12.2016, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к названным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Закрепленный в пункте 44 Правил N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
В соответствии с частями 1, 2.3 и 12 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из приведенных норм следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Суд, установив, что в спорный период общими собраниями собственников многоквартирных домов не принимались решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на ОДН, правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика стоимости электроэнергии, поставленной на ОДН в объеме сверхнормативного потребления, определенного с июля 2016 по сентябрь 2016.
Расчет произведенных доначислений судами проверен и признан правильным. Суд первой инстанции установил, что все показатели расчета истца подтверждены надлежащими доказательствами. Доказательства того, что ресурсоснабжающая организация ранее получила плату за спорный объем электроэнергии с населения жилых домов, в дело не представлены.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в заявленном размере.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2017 по делу N А26-11415/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11415/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2018 г. N Ф07-4097/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ТНС Энерго Карелия"
Ответчик: ООО "Жилищно-эксплуатационная организация"
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31799/17
15.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4097/18
18.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31799/17
19.10.2017 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-11415/16