г. Тула |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А68-4836/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Егураевой Н.В. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" представителя Ким О.В. (доверенность от 07.08.2017), от акционерного общества "ТНС Энерго Тула" представителя Сидоровой Т.Б.(доверенность от 30.12.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ТНС Энерго Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2017 по делу N А68-4836/2017 (судья Алешина Т.В.), принятое по исковому заявлению публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) к акционерному обществу "ТНС Энерго Тула" (г. Тула, ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307) о взыскании пени в сумме 11 334 752, 74 руб. за период: март 2017 г., установил следующее.
Публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее ПАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ТНС Энерго Тула" (далее - АО "ТНС Энерго Тула") о взыскании пени в сумме 11 334 752, 74 руб. за период: март 2017 г. (с учетом уточнения истца от 13.09.2017).
Суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принял частичный отказ истца от иска в части взыскания основного долга, и прекратил производство по делу в этой части.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2018 принят отказ истца от иска в части взыскания основного долга. Производство по делу в части взыскания основного долга прекращено. С АО "ТНС Энерго Тула" в пользу ПАО "МРСК Центра и Приволжья" взысканы пени в размере 11 334 752,74 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 79 674 рублей.
АО "ТНС Энерго Тула" обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2017 по делу N А68-4836/2017, в которой просит изменить указанное решение и принять новый судебный акт, снизив размер неустойки до 7 766 317,08 руб.
Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправомерно признал обоснованным расчет неустойки, выполненный истцом в соответствии с пунктом 15 (3) Правил N 861 в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2016.
Заявитель жалобы полагает, что расчет неустойки должен быть выполнен в соответствии с условиями договора, заключенного сторонами, предусматривающий, что оплата услуг долга быть произведена до 20 числа, следующего за расчетным.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство ответчика о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
От ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель АО "ТНС Энерго Тула" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ПАО "МРСК Центра и Приволжья" возражал по доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетоврению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и ОАО "ТЭК" (правопредшественник АО "ТНС Энерго Тула") был заключен договор по передаче электрической энергии N 10 от 05.02.2008 г., в соответствии с условиями которого, истец обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии, а ответчик обязался оплачивать услуги в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 6.3 договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 08.07.2008), заказчик осуществляет платежи за услуги по передаче электрической энергии (мощности) в адрес исполнителя до 20 числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических объемов передачи электроэнергии согласно акту об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Истец в марте 2017 года свои обязательства исполнил полностью и оказал услуги по передаче электрической энергии.
Ответчик же свои обязательства исполнил несвоевременно, в связи с чем, истец начислил ответчику пени за период с 12.04.2017 по 27.06.2017 в сумме 11 334 752 руб. 74 коп.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно признал расчет неустойки, составленный истцом обосноваонным.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 15(3) постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, за исключением исполнителей коммунальной услуги, до 12-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах исполнителей коммунальной услуги, до 17-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах прочих потребителей, в следующем порядке:
30 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 12-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 27-го числа этого месяца.
Из материалов дела установлено, что истцом представлен расчёт, составленный в соответствии с указанными выше правилами, согласно которому пени за несвоевременную оплату электрической энергии составили 11 334 752 руб. 74 коп. (с 12.04.2017 по 27.06.2017).
Заключенный между сторонами договор N 10 от 05.02.2008 об оказании услуг по передаче электрической энергии, является публичным договором, применительно к которому в соответствии с частью 4 статьи 426 ГК РФ Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении такого договора. Применительно к спорным правоотношениям полномочия Правительства Российской Федерации в части утверждения и изменения правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках предусмотрены частью 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ) и предусматривают, в том числе, возможность изменения порядка расчета сторон, указанного в постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2016 N 1419 "О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг по вопросам синхронизации расчетов за услуги по передаче электрической энергии" внесены изменения в порядок оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии, которые вступили в силу с 03.01.2017 г., в связи с чем, начиная с 03.01.2017 г. расчет должен производиться согласно п. 15(3) постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в ред. постановления Правительства РФ от 21.12.2016 г. N 1419), вне зависимости от включения изменений в договор.
Таким образом, положения постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, устанавливающие условия оплаты услуг по передаче электрической энергии, имеют прямое действие и обязательны для сторон договора со дня вступления их в законную силу вне зависимости от того, каким образом сформулированы такие условия в договоре. При этом, любая из заинтересованных сторон вправе инициировать процедуру изменения соответствующих положений договора в связи с изменением нормативного регулирования в данной сфере публичных правоотношений.
В связи с чем, истцом обоснованно произведен расчет суммы неустойки.
Кроме того, из материалов дела установлено, что ответчик заявлял о применении судом положений статьи 333 ГК РФ.
Апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство ответчика о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
Статьей 333 ГК РФ предусмотрено, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования.
Снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. В этом смысле у суда возникает обязанность установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Таким образом, применяя статью 333 ГК РФ, суд должен установить реальное соотношение предъявленной неустойки и последствий невыполнения должником обязательства по договору с целью реализации правового принципа возмещения имущественного ущерба, согласно которому не допускается применение явно излишних санкционных мер за нарушение договорных обязательств.
К выводу о наличии оснований для снижения суммы неустойки суд при рассмотрении конкретного дела приходит после анализа всех обстоятельств дела и оценки соразмерности заявленных сумм в каждом конкретном случае, в связи с чем, приведение апеллянтом ссылок на дела, в которых суды применили положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не может определять результаты разрешения спора, рассматриваемого в рамках настоящего дела. С учетом компенсационного характера гражданско-правовой ответственности под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается выплата кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с экономическим нарушенным интересом. Снижение размера законной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, нарушившей обязательство, допускается только в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды. С экономической точки зрения необоснованное уменьшение неустойки судами позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам. Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами, а условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками гражданского оборота на конкурентном рынке финансовых услуг правомерно, так как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. При этом, исходя из правового подхода, сформулированного в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, к функциям суда при разрешении конкретного спора относится именно устранение явной несоразмерности предусмотренной договором или законом ответственности, исходя из заявленной к взысканию суммы в соотношении с последствиями допущенного должником в денежном обязательстве нарушении. Суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестанет быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
Примененный в спорных правоотношениях размер неустойки в виде 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации законодательно установлен в сфере электроэнергетики в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами платежной дисциплины, позволяющей нормальным образом осуществлять производственную деятельность в соответствии с планами развития компаний энергетического сектора экономики, в том числе обеспечивая надлежащий уровень технической эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, их ремонт и реконструкцию в целях предотвращения возникновения аварийных ситуаций. Более того, устанавливая в законе размер неустойки, законодатель фактически определяет ее соответствие условиям применения в соответствующей сфере экономической деятельности, что само по себе исключает ее несоответствие последствиям нарушенного обязательства и применение к размеру законной неустойки правил статьи 333 ГК РФ возможно только в исключительных случаях, когда ее размер в конкретных обстоятельствах явно не соответствует критериям справедливости по отношению к должнику и одновременно создает безосновательное обогащение на стороне кредитора, однако в рассматриваемом случае надлежащих доказательств этому ответчиком не представлено.
Получение кредитов на период просрочки исполнения гарантирующим поставщиком своих договорных обязательств влечет для сетевой организации совершенно излишние временные и организационно-финансовые затраты, связанные с подготовкой соответствующей документации, необходимостью обременения залоговыми обязательствами собственного имущества и заключения договоров поручительства, а также принятием на себя ответственности в виде уплаты неустойки за нарушение кредитных обязательств. При этом, ответчик не лишен возможности при нарушении денежных обязательств собственными контрагентами привлечь для обеспечения своевременных расчетов с истцом кредитные и заемные средства на приемлемых для него условиях и в дальнейшем в соответствии с положениями статьи 394 ГК РФ предпринять действия, направленные на возмещение убытков в этой части, с лиц, в результате неправомерных действий которых он понес указанные финансовые затраты.
Таким образом, ходатайство ответчика о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ правомерно отклонено судом первой инстанции.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика пени в размере 11 334 752,74 руб.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18 сентября 2017 года по делу N А68-4836/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4836/2017
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
Ответчик: АО "ТНС Энерго Тула"