г. Москва |
|
10 августа 2018 г. |
Дело N А40-55736/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО АКБ "Инвестбанк"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2018 по делу N А40-55736/18, принятое судьей В.В. Лапшиной (94-606),
по заявлению ОАО АКБ "Инвестбанк"
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
третьи лица: 1) ООО "Феникс", 2) ликвидатор Петунина Елена Юрьевна
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: |
Душка А.Н. по дов. от 29.06.2018; |
от ответчика: |
Чиж А.А. по дов. от 06.10.2017; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Кисельман А.А. по дов. от 11.05.2018. |
УСТАНОВИЛ:
ОАО АКБ "Инвестбанк" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (заинтересованное лицо, налоговый орган) по внесению записи с регистрационным номером 9177748964890 от 13.11.2017 о ликвидации юридического лица, а также о признании недействительной записи с регистрационным номером 9177748964890 от 13.11.2017 о ликвидации юридического лица.
Решением от 28.05.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ОАО АКБ "Инвестбанк" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо (ликвидатор Петунина Елена Юрьевна) с доводами заявителя не согласилась, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представители налогового органа и третьего лица (ликвидатор Петунина Елена Юрьевна) поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая их необоснованными, просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо (ООО "Феникс") в судебное заседание не явилось.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.01.2017 единственным участником ООО "Феникс" принято решение N 2 о ликвидации указанного общества.
30.01.2017 в ЕГРЮЛ за ГРН N 2177746850719 внесены сведения о том, что ООО "Феникс" принято решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
15.02.2017 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 6 (620) от 15.02.2017 размещено уведомление ООО "Феникс" о том, что единственным участником общества принято решение о ликвидации ООО "Феникс". Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 15 стр. 8.
Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве 13.11.2017 внесена запись N 9177748964890 о ликвидации юридического лица.
Полагая действия налогового органа незаконными, а запись в ЕГРЮЛ недействительной, ОАО АКБ "Инвестбанк" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно нормам п. 1, 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пп. а) п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу п. 4 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Как установлено нормой п. 4.1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что публикация о ликвидации ООО "Феникс" размещена в журнале "Вестник Государственной Регистрации" часть 1 N 6 (620) от 15.02.2017.
Запись о государственной регистрации в связи с ликвидацией внесена 13.11.2017.
Лицами, участвующими в деле, не опровергается, что в регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при этом сроки и порядок, установленные нормами ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" соблюдены.
По смыслу нормы п. 4.1. ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Согласно п. 4.2. ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
В тоже время, доказательства, подтверждающие уведомление ликвидационной комиссии (ликвидатора) ООО "Феникс" о наличии требований кредитора (ОАО АКБ "Инвестбанк"), в деле отсутствуют.
Заявитель указал, что 22.05.2017 нарочно предъявил ликвидатору требование о включении требований Банка в промежуточный ликвидационный баланс должника.
Между тем, доказательства направления и получения ликвидатором требования заявителя в материалы дела не представлены, на отсутствие таких доказательств указывает третье лицо - ликвидатор Петунина Е.Ю.
Отметка о получении на руки Горкуновым Д.С. на требовании ОАО АКБ "Инвестбанк" N 37-2исх-108283 ликвидатору, также не может служить доказательством получения указанного требования, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие полномочия указанного лица на прием документов (включая требования об уплате задолженности) от имени ликвидатора Петуниной Е.Ю.
Все остальные требования к ликвидатору были направлены заявителем по истечении установленного двухмесячного срока со дня публикации решения о ликвидации (04.07.2017, 13.11.2017) и касались предоставления ликвидационного баланса. Требование о включении в ликвидационный баланс задолженности названные требования не содержали.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
В настоящем случае, применительно к нормам п. 5.2 ст. 64 ГК РФ права заявителя оспариваемыми действиями не нарушаются.
Толкование подателем апелляционной жалобы Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П является ошибочным применительно к обстоятельствам настоящего конкретного дела.
Доводы апелляционной жалобы относительно незаконности записи в ЕГРЮЛ отклоняются как безосновательные.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Сама по себе запись в ЕГРЮЛ не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде в соответствии с положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку такая запись производится на основании решения регистрирующего органа о государственной регистрации, являющегося самостоятельным ненормативным актом, который и может быть признан недействительным при наличии соответствующих оснований.
Данное обстоятельство в совокупности с установленным судом соответствием действий налогового органа требованиям закона, является основанием для отказа в удовлетворении данного требования.
Учитывая изложенное, оспариваемые действия налогового органа не противоречат требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Соответствующие требованиям правовых норм действия ответчика не нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на толковании правовых норм и оценке фактических обстоятельств отличных от суда первой инстанции, не опровергают правильные выводы арбитражного суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2018 по делу N А40-55736/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55736/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2018 г. N Ф05-16813/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АКБ "Инвестбанк" (ОАО) в лице к/у ГК "АСВ", АКБ "Инвестбанк" ОАО в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "Феникс", ООО Ликвидатор "Феникс" - Петунина Е.Ю., ПЕТУНИНА Е.Ю.