г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А56-45568/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Юркова И.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Сивцевой П.С.
при участии:
от заявителя: Приданов А.Н., по доверенности от 28.04.2017
от заинтересованного лица: Мартишин И.С., по доверенности от 27.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28526/2017) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2017 по делу N А56-45568/2017 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению ООО "СИМС-2"
к Балтийской таможне
о признании незаконным действий, оформленного решением от 24.05.2017 N 15-10/25919, обязании возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 38 465,02 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симс-2" (ОГРН 1027739438902, 125363, г. Москва, ул. Новопоселковая, д.6, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, 198184, г. Санкт-Петербург, остров Канонерский, д.32 А, далее - Таможня, таможенный орган) по возврату без рассмотрения решением от 24 мая 2017 г. N 15-10/25919 заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов; обязании возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 38465,02 рублей в отношении товара N 1 по декларации на товары N 10216100/101116/0085337.
Решением суда 22.09.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 22.09.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку Обществом к заявлению о возврате таможенных платежей не были приложены документы, перечисленные в части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), таможенный орган правомерно возвратил заявление Общества без рассмотрения на основании части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества возражал против её удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "СИМС-2" по внешнеторговому договору купли-продажи от 02.04.2014 года N 0402/14, заключенному с компанией GUANGDONG DAYANG MEDICAL TECHNOLOGY CO., LTD (КИТАЙ), в регионе деятельности Балтийской таможни ввезен на таможенную территорию Таможенного союза товар - "Специальные средства по самообслуживанию и ухода за инвалидами - трость 4-х опорная, с функцией по регулированию высоты, без устройства противоскольжения, изготовитель FOSHAN DAYANG MEDICAL TECHNOLOGY CO.,LTD, товарный знак GUANDONG, модель С OLEVER (L SIZE, S SIZE)".
Указанный товар задекларирован по ДТ N 10216100/071116/0084646 (товар N 1) с освобождением от уплаты НДС, преференция гр.36 "ОООО-ГГ", с предъявлением оригинала Регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) от 18 ноября 2011 года N ФСЗ 2011/10856, однако Балтийской таможней было отказано в выпуске этого товара по указанной таможенной декларации.
С целью исключения простоя товара, данный товар был повторно задекларирован ООО "СИМС-2" по ДТ N 10216100/101116/0085337 (товар N 1) без предъявления льготы по уплате НДС. Выпуск товара осуществлен таможней 10.11.2016 года.
Ссылаясь на то, что спорный товар по указанной декларации имеет код ОКП 93 9670, код ТН ВЭД ЕАЭС - 6602000000, и в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149, подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отнесен к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, что освобождает от налогообложения, приложив регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) от 18.11.2011.2011 N ФСЗ 2011/10856, общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по вышеназванной ДТ в сумме 38 465,02 руб., которое оставлено таможней без рассмотрения.
Полагая незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества в полном объеме, суд первой инстанции посчитал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 ТК ТС льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. До 1 января 2014 года к таким товарам относится, в частности, важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника (абзац 4 подпункт 1 пункт 2 статьи 149 НК РФ).
В спорном периоде действовал Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановление Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень N 1042).
В примечании N 1 к Перечню указано, что к медицинской технике, подлежащей освобождению от уплаты НДС, относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации порядке.
С 1 января 2014 года в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пункта 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Согласно пункту 6 Правил факт государственной регистрации медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением, которое действует бессрочно.
Подпунктом б) пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, действительны и подлежат замене до 1 января 2021 года на регистрационные удостоверения по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Согласно Примечанию 1 к Перечню N 1042 "Для целей применения раздела 1 настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93".
Пункт 21 Перечня включает "трости, костыли, опоры (в том числе ходунки, манежи, палки-опоры)", имеющие код ОКП 93 9670 и коды ТН ВЭД 6602 00 000 0, 7326, 9021 10 100 0, 9403.
Согласно регистрационному удостоверению на изделие медицинского назначения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) от 18.11.2011.2011 N ФСЗ 2011/10856 ввезенный ООО "Симс-2" товар по ДТ N 10216100/101116/0085337 относится к коду ОКП 939670. С учетом изложенного, указанный товар относится к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике применительно к Перечню, в связи с чем заявитель имел право воспользоваться освобождением от уплаты НДС в размере 18% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.
В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
Упомянутый порядок закреплен в статье 147 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в таможню с заявлением от 05.05.2017 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10216100/101116/0085337.
Ссылаясь на то, что заявление Общества от 05.05.2017 оставлено без рассмотрения правомерно, таможня указала на то, что Обществом не были представлены документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, а именно: не представлено платежное поручение N 578 от 17.08.2015, документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (форма корректировки декларации на товары (КДТ)).
Однако, как следует из материалов дела, в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты налогов, Обществом были приложены к Заявлению ООО "СИМС-2" (входящий Балтийской таможни от 18.05.2017 N 21587) следующие документы: заверенные банком платежные поручения от 01.11.2016 N 13385, от 20.10.2016 N 13225, от 07.10.2016 N 13054, от 30.07.2015 N 1417, от 26.01.2016 N 162, от 26.06.2015 N 1124; N 924 от 02.06.2015, N 12316 от 19.08.2016, N 69062 от 22.09.2014, N 698 от 29.04.2015, N 1384 от 27.07.2015, N12024 от 26.07.2016, N 13436 от 03.11.2016, ДТ N 10216100/071116/0084646, ДТ N 10216100/101116/0085337, копия Регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) от 18 ноября 2011 года N ФСЗ 2011/10856, корректировка декларации на товары КДТ N 10216100/101116/0085337 от 28.04.2017, распечатка - подтверждение направления в Балтийскую таможню КДТ N 10216100/101116/0085337 от 28.04.2017 года в виде электронного документа с использованием информационных систем - принтскрин журнала обмена сообщениями по ДТ.
Также в заявлении ООО "СИМС-2" (входящий Балтийской таможни от 18.05.2017 N 21587) сообщено, что в данный таможенный орган ранее предоставлялись следующие документы, заверенные нотариально:
1) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе N 008301453 от 04.10.2007 (предоставлено с заявлением в Балтийскую таможню Вх.N 04780 от 03.02.2016),
2) копия свидетельства о государственной регистрации N 015877868 от 02.05.2012 (предоставлено с заявлением в Балтийскую таможню вх.N 04780 от 03.02.2016),
3) решение о назначении директора N 40 от 31.03.2015 (предоставлено с заявлением в Балтийскую таможню вх.N 04780 от 03.02.2016),
4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенные нотариально (предоставлено с заявлением в Балтийскую таможню вх.N 04780 от 03.02.2016),
5) приказ о вступлении в должность генерального директора N 0042/5ПК от 01.04.2015 г. (предоставлено с заявлением в Балтийскую таможню вх. N 09790 от 10.03.2016) и в них отсутствуют изменения.
Заявление ООО "СИМС-2" составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520, и подписано генеральным директором ООО "СИМС-2" Д.Э. Аветисян.
Обстоятельства непредставления платежного поручения N 578 от 17.08.2015 года изложены судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, с учетом того, что кредитная организация Коммерческий Банк КБ "Альта-Банк" (ЗАО) (ИНН/ОГРН 7730040030/1027739047181), который осуществлял данный платежный перевод, решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2016 г. по делу N А40-31573/16 признан несостоятельным (банкротом). Кредитная организация Коммерческий Банк КБ "Альта-Банк" (ЗАО) (ИНН/ОГРН 7730040030/1027739047181).
Вместе с тем, суд правомерно заключил, что согласно Отчету о расходовании денежных средств за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, Балтийская таможня имеет все необходимые сведения о платежном поручении N 578 от 17.08.2015 года на сумму 135000,00 руб., с которого списаны, в том числе, средства в оплату таможенных пошлин по ДТ N 10216100/101116/0085337 в сумме 52,81 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что все необходимые и достаточные для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм НДС документы обществом были представлены в Балтийскую таможню при подаче заявления о возврате денежных средств, установленный статьей 147 Закона о таможенном регулировании.
Довод таможни о необходимости представления КДТ с отметками таможенного органа в подтверждение излишней уплаты таможенных платежей, отклонен судом, как противоречащий статье 147 Закона N 311-ФЗ.
По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров.
В рассматриваемом случае (с учетом отраженных выше обстоятельств дела) надлежит признать, что одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей декларантом в таможню были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей.
Вопреки доводам таможни, представление КДТ без соответствующих отметок таможенного органа не могло являться основанием для оставления заявления без рассмотрения, поскольку в силу вышеизложенного КДТ не является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных по заявлению Общества от 05.05.2017, оформленного решением от 24 мая 2017 г. N 15-10/25919 и обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 38 465,02 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины распределены по правилам статьи 110 АПК РФ.
В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2017 по делу N А56-45568/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.В. Юрков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45568/2017
Истец: ООО "СИМС-2"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России