г. Томск |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А03-11226/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Захарчука Е. И., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С. без использования средств аудиозаписи,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Алтайской таможни
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 октября 2017 года по делу N А03-11226/2017 (судья Л. Г. Куличкова)
по заявлению закрытого акционерного общества "Ларичихинский ЛПХ" (ИНН 2277002548, ОГРН 1022202735752, 658000, Алтайский край, Тальменский район, с. Ларичиха)
к Алтайской таможне (656002, г. Барнаул, ул. Сизова, 47)
о признании незаконным и отмене постановления от 13 июня 2017 года по делу об административном правонарушении N 10605000-346/2017 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ларичихинский ЛПХ" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Ларичихинский ЛПХ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.06.2017 по делу об административном правонарушении N 10605000-346/2017 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края 31.10.2017 года постановление Алтайской таможни от 13.06.2017 по делу N 10605000-346/2017 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о наличии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; судом неправомерно отклонены доводы таможенного органа о неоднократности совершения аналогичных правонарушений.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество в феврале 2017 производило поставки товаров в Республику Казахстан в адрес Оразалина Шагана Кайрлкановича: Республика Казахстан, ВКО, г. Семей, улица Каркаралинская, д. 22, кв. 57, что подтверждается копией счета-фактуры от 28.02.2017 N 117.
15 марта 2017 года в соответствии с Правилами ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2015 г. N 1329 (далее - Правила) Обществом по вышеуказанным поставкам была представлена в Алтайскую таможню статистическая форма с системным номером 1300170309-11184360.
В ходе проведения проверки статистической формы административным органом выявлено нарушение пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, выразившееся в том, что статистическая форма за отчетный период февраль 2017 года с системным номером 1300170309-11184360 была направлена в Алтайскую таможню с нарушением срока представления на 2 рабочих дня.
27.04.2017 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
13.06.2017 соответствующим должностным лицом таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Общества по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение, при этом исходил из наличия оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Исходя из части 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (абзац 4 пункта 5 Правил).
В силу пункта 6 Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Абзац 1 пункта 7 Правил предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что 15.03.2017 им представлена статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером 130017309-11184360.
Установленный пунктом 7 Правил срок для представления данной статистической формы за февраль 2017 года - не позднее 13.03.2017.
Таким образом, поскольку заявителем нарушен установленный срок представления статистической формы учета перемещения товаров за февраль 2017 года, Алтайская таможня обоснованно составила по выявленному факту протокол об административном правонарушении от 27.04.2017 года по делу 10605000-000346/2017 и правильно квалифицировала действия заявителя по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом установлены обстоятельства, которые не позволили сделать вывод о том, что заявитель явно пренебрегает нормами публичного права или игнорирует их или сознательно уклоняется от их исполнения, поскольку в рассматриваемом случае заявитель самостоятельно, хотя и с небольшим нарушением срока (2 дня), представил статистическую форму учета перемещения товаров за февраль 2017 года, что характеризует заявителя в целом как добросовестное лицо, которое пыталось предпринимать меры для соблюдения предписаний правовых норм.
При незначительном пропуске срока подачи статистической формы арбитражный суд обоснованно указал, что правонарушение не причинило и не могло причинить серьезного ущерба, не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, а также интересам граждан, общества, государства, совершенное правонарушение является малозначительным.
Суд апелляционной инстанции также считает, что при изложенных обстоятельствах совершенное правонарушение не создало существенную угрозу общественным отношениям; кроме того, заявителем признана вина, факт совершенного правонарушения не оспаривался. Какого-либо явного пренебрежительного отношения Общества к исполнению предписаний норм публичного права арбитражный суд в ходе рассмотрения дела не установил.
С учетом установленной арбитражным судом незначительной общественной опасности допущенного заявителем административного правонарушения примененная к Обществу мера административного взыскания в виде штрафа в сумме 20 000 руб. не соответствует тяжести рассматриваемого в настоящем деле правонарушения и носит неоправданно карательный, а не превентивный характер.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что приведенная выше совокупность обстоятельств совершения административного правонарушения, исключает возможность существенной угрозы охраняемым государственным, общественным и частным интересам в данной сфере, что свидетельствует об его исключительности и малозначительности.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае применение положений статьи 2.9 КоАП РФ соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Каких-либо нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судами первой и апелляционной инстанций не установлено; заявитель привлечен к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 октября 2017 года по делу N А03-11226/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
Е. И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11226/2017
Истец: ЗАО "Ларичихинский ЛПХ"
Ответчик: Алтайская таможня.