г. Челябинск |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А76-13646/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2017 по делу N А76-13646/2017 (судья Свечников А.П.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Промстройкомпания" - Казанцева В.А. (доверенность от 07.12.2016, паспорт);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска - Лях О.В. (доверенность от 09.01.2018, удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "Промстройкомпания" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска (далее - заинтересованное лицо, ответчик, ИФНС России по Советскому району г. Челябинска, налоговый орган, инспекция) о взыскании излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 229 249 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2017 (резолютивная часть объявлена 04.10.2017) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что трехлетний срок для возврата переплаты по налогу на прибыль организаций, сложившейся в связи с уплатой авансовых платежей, следует исчислять от срока предоставления годовой декларации по этому налогу, в данном случае декларации - за 2012 год.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы в полном объеме.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв ООО "ПСК" на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества указал, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком 19.02.2013 представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2012 год, согласно которой сумма к уменьшению составила 397 854 руб. (в бюджеты субъектов РФ - 358 069 руб., в федеральный бюджет - 39 785 руб.) (л.д.87-92).
12.03.2014 в налоговый орган обществом представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2013 год, согласно которой сумма налога к уменьшению составила 83 836 руб. (в бюджет субъектов РФ - 75 452 руб., в федеральный бюджет - 8 384 руб.) (л.д.93-98).
Налогоплательщик 03.06.2014 направил заявление о выдаче справки о состоянии расчетов, на что налоговым органом сформирована справка N 20817 по состоянию на 03.06.2014 о наличии у налогоплательщика переплаты по налогу на прибыль организаций в сумме 279 506 руб. (в бюджет субъектов РФ - 251 556 руб., в федеральный бюджет - 27 950 руб.).
Впоследствии налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением от 20.01.2017 о возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций на сумму 229 249 руб. (в бюджет субъектов РФ - 206 324 руб., в федеральный бюджет - 22 925 руб.).
Решениями инспекции от 24.01.2017 N N 121 и 122 заявителю отказано в осуществлении возврата налога на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с пропуском трехлетнего срока на возврат.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 06.04.2017 N 16-07/001634 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
По состоянию на 31.12.2016 общая сумма переплаты по налогу на прибыль организаций составила 229 249 руб. (в бюджет субъектов РФ - 206 324 руб., в федеральный бюджет - 22 925 руб.).
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что для налогоплательщика неопределенность обстоятельств, связанных с наличием переплаты и ее размером, была устранена только после получения им справки N 20817 по состоянию на 03.06.2014 о состоянии расчетов с указанием конкретной суммы переплаты на определенную дату. Трехлетний срок, предусмотренный для обращения в суд, заявителем не пропущен. Также был подтвержден факт наличия переплаты в заявленном размере, налоговый орган был обязан произвести возврат излишне уплаченного налога.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу условий статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 22 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Налогового кодекса права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Налогового кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса).
Таким образом, юридические основания для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Как было указано ранее, 19.02.2013 представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2012 год, согласно которой сумма к уменьшению составила 397 854 руб. (в бюджеты субъектов РФ - 358 069 руб., в федеральный бюджет - 39 785 руб.) (л.д.87-92).
12.03.2014 в налоговый орган обществом представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2013 год, согласно которой сумма налога к уменьшению составила 83 836 руб. (в бюджет субъектов РФ - 75 452 руб., в федеральный бюджет - 8 384 руб.) (л.д.93-98).
По состоянию на 31.12.2016 общая сумма переплаты по налогу на прибыль организаций составила 229 249 руб. (в бюджет субъектов РФ - 206 324 руб., в федеральный бюджет - 22 925 руб.).
Факт наличия переплаты по налогу на прибыль в размере 229 249 руб. у ООО "ПСК" со стороны ИФНС России по Советскому району г.Челябинска не оспаривается и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
К налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2012 год определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу на прибыль осуществляется не позднее 28.03.2013, в связи с чем предусмотренный трехлетний срок на возврат сумм излишне уплаченного налога, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, истекает 28.03.2016.
Заявление о возврате суммы переплаты подано обществом 20.01.2017.
В силу пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В пункте 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статья 78 Налогового кодекса регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного налога, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 Налогового кодекса процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
В определении от 21.06.2001 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска трехлетнего срока для подачи заявления в налоговый орган обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
Таким образом, для оценки правомерности требований заявителя необходимо установить дату, когда общество узнало или должно было узнать о наличии переплаты по спорным налогам.
По мнению инспекции, общество должно было знать о наличии у него переплаты по налогам, представляя в 2013-2014 годах налоговые декларации по налогам.
По данным налогоплательщика, он узнал о наличии спорной переплаты из справки N 20817 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 03.06.2014.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом.
Из материалов дела следует, что, в 2012 году общество уплачивало налоги по налогу на прибыль организаций. Налоговый орган в период с 2013-2016 годов самостоятельно засчитывал переплату по налогу в счет недоимки, если таковая имелась.
Решения о зачете налоговым органом не принимались, уведомления о зачете в адрес налогоплательщика не направлялись.
Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что, представляя в 2013-2014 годах налоговые декларации по налогам, налогоплательщик должен был знать об образовавшейся у него переплате по данному налогу.
Вместе с тем, конкретная сумма переплаты вне зависимости от волеизъявления налогоплательщика вплоть претерпевала постоянные изменения, о которых налоговый орган в нарушение требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не информировал налогоплательщика.
В силу пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
При таких обстоятельствах следует признать, что для налогоплательщика неопределенность обстоятельств, связанных с наличием переплаты и ее размером, была устранена только после получения им справки инспекции N 20817 о состоянии расчетов с указанием конкретной суммы переплаты на определенную дату, образовавшейся на эту дату после проведенных налоговым органом зачетов, о которых налогоплательщику не было известно.
Таким образом, датой начала течения срока для обращения заявителя в арбитражный суд является дата получения справки налогового органа N 20817 о состоянии расчетов, поскольку именно из нее заявитель узнал о наличии у него переплаты по налогу на прибыль организаций.
Учитывая, что общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога 22.05.2017, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что трехлетний срок на подачу в суд заявления о возврате вышеуказанной суммы заявителем не пропущен.
Поскольку все обстоятельства дела были исследованы и установлены судом первой инстанции верно, выводы суда соответствуют материалам дела и правовым нормам, обжалуемый судебный акт отмене или изменению, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2017 по делу N А76-13646/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13646/2017
Истец: ООО "ПРОМСТРОЙКОМПАНИЯ", ООО "ПСК"
Ответчик: ИФНС по советскому району г.Челябинска