город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2018 г. |
дело N А32-16733/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 08.02.2017 - Мартемьянова А.М., паспорт;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица: представитель по доверенности от 16.1.2018 N 1/05-06 -
Еркова М.С., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2017 по делу N А32-16733/2017,
принятое судьей Боровиком А.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Бондаренко Николая Юрьевича
к заинтересованным лицам: Администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края,
при участии третьего лица Администрации Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края
о признании незаконными действий, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бондаренко Николай Юрьевич (далее - предприниматель, ИП Бондаренко Н.Ю.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Крыловский район от 08.02.2017 по направлению заявлений о снятии с государственного кадастрового учета N N 23-0-1-63/3001/2017-130, 23-0-1-63/3001/2017-149, 23-0-1-63/3001/2017-143, 23-0-1-63/3001/2017-150, 23-0-1-63/3001/2017-139, 23-0-1-63/3001/2017-144, 23-0-1-63/3001/2017-142, 23-0-1-63/3001/2017-133, 23-0-1-63/3001/2017-141, 23-0-1-63/3001/2017-132, 23-0-1-63/3001/2017-147, 23-0-1-63/3001/2017-148, 23-0-1-63/3001/2017-145, 23-0-1-63/3001/2017-146, 23-0-1-63/3001/2017-137, 23-0-1-63/3001/2017-136, 23-0-1-63/3001/2017-138, 23-0-1-63/3001/2017-140, 23-0-1-63/3001/2017-135, 23-0-1-63/3001/2017-134;
- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Краснодарского края по аннулированию и исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:14:0511002:98, 23:14:0511006:210, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511002:96, 23:14:0511007:39, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511006:214, 23:14:0511002:97, 23:14:0511006:218, 23:14:0511006:217, 23:14:0511006:215, 23:14:0511000:1512, 23:14:0511002:94;
- об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Краснодарского края восстановить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:14:0511002:98, 23:14:0511006:210, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511002:96, 23:14:0511007:39, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511006:214, 23:14:0511002:97, 23:14:0511006:218, 23:14:0511006:217, 23:14:0511006:215, 23:14:0511000:1512, 23:14:0511002:94 в государственном кадастре недвижимости, путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости (уточненные требования - т. 1 л.д. 177-178).
Заявленные требования мотивированы тем, что спорные земельные участки не являются преобразуемыми.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2017 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что оспариваемые действия противоречат части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. При обращении в регистрирующий орган администрация предоставила в числе прочих письмо и заявления о снятии земельных участков с кадастрового учета в связи с проводимыми работами по уточнению границ. Суд не принял во внимание, что земельный участок может быть снят с кадастрового учета при уточнении его границ. Статья 24 Закона N 221-ФЗ утратила силу с 01.01.2017. В ЕГРН отсутствуют сведения о праве собственности и аренды в отношении спорных земельных участков, соответственно, снятие их с кадастрового учета права и законные интересы заявителя не нарушает.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представители предпринимателя и администрации дали суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела. Представитель предпринимателя просило оставить решение суда первой инстанции без изменения. Представитель администрации оставил разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края дела N А32-46208/2016 о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края - уклонения от заключении договоров аренды спорных земельных участков, признании незаконными действий администрации по прекращению регистрации договоров аренды спорных земельных участков, о признании недействительными распоряжений об отмене распоряжений о заключении договоров аренды спорных земельных участков, о признании незаконным решения о расторжении договоров аренды спорных земельных участков, об обязании совершить действия по заключению договоров аренды, предпринимателю стало известно о том, что в результате рассмотрения заявлений от 08.02.2017, поданных главой муниципального образования Крыловской район о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, и письма администрации муниципального образования Крыловской район от 07.02.2017 N01/278-01-08-01 сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:14:0511006:214, 23:14:0511004:52, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511007:39, 23:14:0511002:96, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511006:210, 23:14:0511006:216, 23:14:0511006:211, 23:14:0511006:215, 23:14:0511005:34, 23:14:0511005:35, 23:14:0511000:1512, 23:14:0511001:34, 23:14:0511002:94, 23:14:0511002:95, 23:14:0511002:97, 23:14:0511002:98, 23:14:0511006:217, 23:14:0511006:218, имеющих местоположение: Краснодарский край, Крыловской район, ЗАО "Агрофирма Павловская", образованных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 10.02.2017 были аннулированы и исключены из ЕГРН.
Полагая, что действия администрации нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Суд установил, что распоряжением Администрации Октябрьского сельского поселения Крыловского района N 100-р от 16.03.2016 утверждены границы, площади и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в количестве 21 участка с указанием номеров кадастровых кварталов. Земельные участки поставлены на кадастровый учет.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета администрация обратилась 08.02.2017, в суд с настоящим заявлением предприниматель обратился 10.05.2017. При этом, как указал заявитель, об указанных действиях и решении заявителю стало известно 10.03.2017 из письма кадастровой палаты (т. 1, л.д. 37-39).
Поскольку ответчиками доказательств обратного не представлено, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем установленный срок на подачу заявления в суд не пропущен, и рассмотрел спор по существу.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции по существу спора правильными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых действий и решения незаконными необходимо совокупное наличие двух условий: их несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Земельные участки поставлены на кадастровый учет в период действия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Частями 4 и 5 статьи 24 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о кадастре такие сведения до утраты ими в установленном Законом о кадастре порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что 08.02.2017 администрация обратилась в регистрационную службу с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:14:0511006:214, 23:14:0511004:52, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511007:39, 23:14:0511002:96, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511006:210, 23:14:0511006:216, 23:14:0511006:211, 23:14:0511006:215, 23:14:0511005:34, 23:14:0511005:35, 23:14:0511000:1512, 23:14:0511001:34, 23:14:0511002:94, 23:14:0511002:95, 23:14:0511002:97, 23:14:0511002:98, 23:14:0511006:217, 23:14:0511006:218, сведения о которых носили временный характер.
В результате рассмотрения заявлений 10.02.2017 и 13.02.2017 земельные участки сняты с кадастрового учета.
Администрация указала, что основанием к снятию земельных участок с кадастрового учета является уточнение границ. Для указанных целей для снятия такого земельного участка с кадастрового учета достаточно заявления правообладателя.
Суд первой инстанции признал снятие земельных участков с государственного кадастрового учета нарушением положений статей 24, 25 Закона о кадастре.
Суд первой инстанции правомерно учел следующее.
Правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Закона о кадастре (о временном характере сведений) подлежит применению в совокупности с иными положениями Закона о кадастре, в частности в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Системное толкование положений частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 и части 6 статьи 27 Закона о кадастре позволяет сделать вывод о том, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка.
Из содержания пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре следует, что преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:14:0511006:214, 23:14:0511004:52, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511007:39, 23:14:0511002:96, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511006:210, 23:14:0511006:216, 23:14:0511006:211, 23:14:0511006:215, 23:14:0511005:34, 23:14:0511005:35, 23:14:0511000:1512, 23:14:0511001:34, 23:14:0511002:94, 23:14:0511002:95, 23:14:0511002:97, 23:14:0511002:98, 23:14:0511006:217, 23:14:0511006:218 преобразовывались, т.е. в отношении них было принято решение о разделе, выделе и т.п.
В апелляционной жалобе управление указывает на то, что положения статьи 24 Закона о кадастре утратили силу с 01.01.2017. Кроме того, с 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как отмечено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, часть 7 статьи 72 Закона о регистрации содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом, правовое регулирование в указанной части устанавливает преемственность Закона N 221-ФЗ и Закона N 218-ФЗ и не допускает произвольного снятия земельных участков с кадастрового учета.
Управление указывает на то, что на дату снятия земельных участков с кадастрового учета права и обременения зарегистрированы не были, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителя.
Между тем, как видно из материалов дела, предприниматель в рамках дела N А32-46208/2016 защищает право аренды указанных земельных участков.
Администрация не обосновала необходимость аннулирования и исключения временных сведений из государственного кадастра недвижимости до истечения установленного Законом о кадастре срока.
Апелляционная коллегия, в свою очередь, усматривает наличие у предпринимателя заинтересованности в сохранении спорных земельных участков как объектов гражданских прав, установив, что обжалуемые решения и действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом вопрос о наличии у предпринимателя прав на спорные земельные участки в настоящем деле не разрешается, поскольку не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, в рамках которого суд пришел к выводу об отсутствии оснований для снятия с кадастрового учета спорных земельных участков и, соответственно, их сохранения как объектов гражданских прав.
Управление также указывает, что на настоящий момент земельные участки имеют статус аннулированных.
В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции избрал возложение на управление обязанности восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о спорных земельных участках.
Ссылка управления на обоснование администрацией снятия участков с кадастрового учета в целях уточнения границ не подтверждает законность действий органа кадастрового учета по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков и отсутствие нарушения прав и законных интересов предпринимателя такими действиями, и не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Арбитражный суд Краснодарского края полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2017 по делу N А32-16733/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16733/2017
Истец: Бондаренко Н Ю
Ответчик: Администрация МО Крыловской район, Администрация муниципального образования Крыловский район Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии КК отдел по Крыловскому и Павловскому районам
Третье лицо: Администрация Октябрьского селького поселения Крыловского района Краснодарского края, Администрация Октябрьского сельского поселения, ООО "Павловская Плюс"