г. Чита |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А10-3050/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная компания "Подрядчик" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 октября 2017 года по делу N А10-3050/2017 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная компания "Подрядчик" (ОГРН 1113850055065, ИНН 3849019303; г. Белгород, ул. Лермонтова, 49А; г. Иркутск, ул. Пушкина, 5) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082; г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55) о признании недействительным решения от 5 июня 2017 года "По результатам рассмотрения жалоб участников закупки N 04-50/140- 2017, N 04-50/145-2017", к Республиканскому агентству по государственным закупкам (ОГРН 1060323053691, ИНН 0323825390; г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 30), Государственному казенному учреждению Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (ОГРН 1050302970959, ИНН 0326024141; г. Улан-Удэ, ул. Кирова, 35) и Обществу с ограниченной ответственностью "Энергостандарт" (ОГРН 1120327017293, ИНН 0323365312; г. Улан-Удэ, ул. Бийская, 87, 27) об отмене протокола подведения итогов на участие в электронном аукционе N 0102200001617001736/2,
к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская строительная компания "Спринт" (ОГРН 1143850010600, ИНН 3811177572; г. Иркутск, ул. Красноярская, 74д),
(суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью проектно-строительная компания "Подрядчик" (далее - ООО ПСК "Подрядчик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 5 июня 2017 года "По результатам рассмотрения жалоб участников закупки N 04-50/140- 2017, N 04-50/145-2017", об отмене протокола подведения итогов на участие в электронном аукционе N 0102200001617001736/2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканское агентство по государственным закупкам, Государственное казенное учреждение Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - ГКУ Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности), Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская строительная компания "Спринт" (далее - ООО "ИСК "Спринт"), Общество с ограниченной ответственностью "Энергостандарт" (далее - ООО "Энергостандарт").
Определением от 31 августа 2017 года (т. 3, л.д. 96-98) суд первой инстанции произвел замену ответчика по требованию об отмене протокола подведения итогов в электронном аукционе N 0102200001617001736/2 с Бурятского УФАС на Республиканское агентство по государственным закупкам.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 сентября 2017 года (т. 3, л.д. 110-113) в качестве ответчиков в части требования об отмене протокола подведения итогов на участие в электронном аукционе N 0102200001617001736/2 привлечены ООО "Энергостандарт" и ГКУ Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 октября 2017 года (т. 3, л.д. 123-135) в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме. По мнению суда первой инстанции, вторая часть заявки ООО "ПСК Подрядчик" на участие в электронном аукционе была правомерно признана несоответствующей установленным требованиям, в связи с чем оспариваемое решение антимонопольного органа, равно как и протокол подведения итогов на участие в электронном аукционе, являются законными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным.
По мнению ООО "ПСК Подрядчик", представленные им акты приемки выполненных работ по форме N КС-2 и N КС-3 подтверждают как договорную стоимость выполненных работ в полном объеме, так и наличие опыта исполнения работ, являющихся предметом аукциона.
Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, в письме Минэкономразвития России и ФАС России N 23275-ЕЕ/Д28и/АЦ/45739/15 от 28 августа 2015 года действительно отсутствуют конкретные указания на то, что для подтверждения опыта выполнения участником закупки контракта на выполнение работ достаточно только акта по форме КС-2 и справки по форме КС-3, однако названное письмо не содержит и четких указаний на то, что для подтверждения опыта выполнения участником закупки контракта необходим акт по форме N КС-11 и акт по формеN КС-14.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу Республиканское агентство по государственным закупкам и Бурятское УФАС поддерживают доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), что подтверждается отчетами об отправке служебной информации электронной почтой, а также отчетом о публикации 7 декабря 2017 года на официальном сайте (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с процессуальным законом не является препятствием для рассмотрения дела по существу. При этом антимонопольный орган и Республиканское агентство по государственным закупкам заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28 апреля 2017 года на сайте www.rts-tender.ru, на официальном сайте для размещения заказов http://zakupki.gov.ru Республиканским агентством по государственным закупкам было опубликованы извещение о проведении электронного аукциона N 0102200001617001736 на выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Закаменский район, г. Закаменск, ул. Седлецкого, 64, а также документация об электронном аукционе.
Дата начала подачи заявок - 28 апреля 2017 года, дата окончания подачи заявок - 15 мая 2017 года, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 16 мая 2017 года, дата проведения аукциона в электронной форме - 19 мая 2017 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 994 400 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 16 мая 2017 (т. 3, л.д.39) на участие в аукционе в электронной форме поступило четыре заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3 и 4.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным Законом о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все четыре заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 24 мая 2017 года (т. 3, л.д. 6-8, 41-43) аукционной комиссией принято решение о несоответствии вторых частей заявок ООО "ИСК "Спринт", ООО ПСК "Подрядчик" и ООО "Энергосервисная компания" требованиям, установленным документацией об электронном аукционе; электронный аукцион признан несостоявшимся.
13 июня 2017 года между ГКУ Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и ООО "Энергостандарт" заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Закаменский район, г. Закаменск, ул. Седлецкого, 64 (т. 3, л.д. 58-67).
29 мая 2017 года в Бурятское УФАС поступила жалоба ООО "ПСК Подрядчик" на действия аукционной комиссии (заказчика) при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе (т. 1, л.д. 40-42), в которой данный участник закупки ссылался на необоснованное отстранение его от участия в аукционе, что является основанием для признания результатов аукциона являются недействительными.
Решением Бурятского УФАС от 5 июня 2017 года "По результатам рассмотрения жалоб участников закупки N 04-50/140-2017, N 04-50/145-2017" жалобы ООО "ПСК Подрядчик" и ООО "ИСК Спринт" на действия аукционной комиссии и уполномоченного органа признаны необоснованными (т. 1, л.д. 15-19).
Не согласившись с решением антимонопольного органа и протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 24 мая 2017 года, ООО "ПСК Подрядчик" оспорило их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом конкретном случае оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований ввиду следующего.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ООО "ПСК Подрядчик" в части признания решения антимонопольного органа незаконным могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Бурятского УФАС закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Общества этими ненормативными правовыми актами.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ООО "ПСК Подрядчик" удовлетворению не подлежат.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, планирования закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 1 названного Закона).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании статьи 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Федеральным законом от 28.05.2017 N 99-ФЗ ратифицирован Протокол между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 16 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок, подписанный 7 июня 2016 года в Бишкеке (далее - Протокол).
Согласно пункту 1 статьи 3 Протокола закупки проводятся конкурентными способами, определенными законодательством государств - участников настоящего Протокола о закупках, а также могут осуществляться из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Статьей 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион) (часть 2).
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании пункта 2 статьи 6 Протокола закупки, осуществляемые конкурентными способами, должны сопровождаться публикацией (размещением) на веб-портале (и (или) на электронной площадке) извещения о проведении закупки и документации о закупке в сроки, предусмотренные законодательством государств - участников настоящего Протокола о закупках.
Согласно пункту 2 статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе; информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта; сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг; начальная (максимальная) цена контракта; источник финансирования; требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, статьей 64 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика по размещению документации об электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован статьей 66 Закона о контрактной системе, в части 2 которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе определен в статье 69 Закона о контрактной системе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Перечень оснований для признания второй части заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, предусмотрен частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.
Такими основаниями являются:
- непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1 части 6 статьи 69);
- несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 2 части 6 статьи 69).
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Из материалов дела следует, что в документации об электронном аукционе (т. 3, л.д. 17-34) установлен ряд требований к составу заявки на участие в аукционе, согласно которым вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы (копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе: копии исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с действующим законодательством) (раздел 13).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для признания второй части заявки ООО "ПСК Подрядчик" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе послужило непредставление документов, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99).
Так, пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей, заказчик обязан установить дополнительное требование к участникам закупки, а именно, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке:
- копию исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Из материалов настоящего дела следует, что начальная цена аукциона превышала 10 миллионов рублей, в связи с чем к участникам закупки установлены в документации об электронном аукционе были предусмотрены дополнительные требования (пункт 13 "Информационной карты", т. 3, л.д. 18-32).
Судом первой инстанции установлено, что в составе второй части заявки в подтверждение наличия опыта исполнения работ, являющихся предметом аукциона, ООО "ПСК Подрядчик" представлены: муниципальный контракт на капитальный ремонт МБДОУ "Ровеньский детский сад N 3 комбинированного вида Белгородской области" (т. 2, л.д. 43-55), акты приемки выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (т. 2, л.д. 56-93).
В силу пункта 3.3 названного муниципального контракта оплата за фактически выполненные объемы работ производится платежными поручениями в течение 180 календарных дней с даты подписания сторонами акта о приемке работ по форме N КС-2 и справки по форме N КС-3 в пределах лимита бюджетных обязательств. Акт по форме N КС-2 и справка по форме N КС-3 предоставляются подрядчиком.
При этом пунктом 3.4 муниципального контракта предусмотрено, что окончательный расчет за выполненные работы производится в течение 180 календарных дней после полного окончания работ по контракту и:
- подписания сторонами акта по форме N КС- 2, справки по форме N КС-3 и актов приемки законченного строительством объекта по формам N КС-11 и N КС-14;
- уплаты неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения обязательств, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.
Приемка выполненных работ оформляется составлением соответствующих актов установленных форм N КС-2, N КС-11, N КС-14 и справки по форме N КС-3 (пункт 7.1 муниципального контракта).
В этой связи, как верно отмечено судом первой инстанции, исходя из условий муниципального контракта для подтверждения наличия опыта выполнения строительных работ ООО "ПСК Подрядчик" во второй части заявки на участие в электронном аукционе должно было представить не только акты по форме N КС-2 и справки по форме N КС-3, но и акты по формам N КС-11 и КС-14.
Постановление Правительства Российской Федерации N 99, устанавливая дополнительное требования к участникам закупок, касающееся наличия опыта исполнения контракта на выполнение строительных работ, предусматривает, что участник закупки должен не только освоить денежные средства, но и передать в установленном порядке результат строительных работ заказчику.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 8 Информационного письма Президиума от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" разъяснено, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ и Указания по их применению и заполнению.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, акт приемки выполненных работ (форма N КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).
На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
В свою очередь, справка о стоимости выполненных работ применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка составляется в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика). В адрес финансирующего банка и инвестора Справка представляется только по их требованию.
Выполненные работы и затраты в Справке отражаются исходя из договорной стоимости.
Справка по форме N КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).
В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).
Форма N КС-11 - Акт приемки законченного строительством объекта применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика.
Оформление приемки производится заказчиком на основе результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.
Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в установленном порядке документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств. В документы статистической отчетности введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт ввода. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приемочной комиссии, состав которой определяется инвестором или заказчиком соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика), заказчика. Стоимость выполненных работ указывается в фактически действующих ценах текущего года.
Оформление приемки производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе результатов проведенных ими обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.
Вся документация по приемке объекта передается заказчиком пользователю объекта.
Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в установленном порядке документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств. В документы статистической отчетности введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт ввода. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
Исходя из положений статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, все перечисленные акты (акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и акты приемки законченного строительством объекта по формам N КС-11 и N КС-14) относятся к самостоятельным первичным документам бухгалтерского учета.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и акты приемки законченного строительством объекта по формам N КС-11 и N КС-14 подтверждают по существу один и тот же факт - выполнения строительных работ. При этом акты по формам N КС-11 и N КС-14 также содержат указание на стоимость выполненных подрядчиком работ.
Как уже отмечалось ранее, по условиям пункта 7.1 муниципального контракта на капитальный ремонт МБДОУ "Ровеньский детский сад N 3 комбинированного вида Белгородской области" (т. 2, л.д. 43-55), приемка выполненных работ оформляется составлением соответствующих актов установленных форм N КС-2, N КС-11, N КС-14 и справки по форме N КС-3.
В этой связи представленные акты по форме N КС-2 и справки по форме N КС-3, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, подтверждают лишь выполнение промежуточных работ и определяет сумму промежуточного финансирования. При этом такие акты не являются актами приемки результатов выполненных работ.
На основании изложенного, учитывая, что Обществом в составе второй части заявки на участие в аукционе не представлены акты выполненных работ по форме N КС-11 и по форме N КС-14, подтверждающие их стоимость и необходимые в соответствии с действующим законодательством в области строительства и условиями муниципального контракта на капитальный ремонт МБДОУ "Ровеньский детский сад N 3 комбинированного вида Белгородской области" (т. 2, л.д. 43-55), а также принимая во внимание, что обязанность по подтверждению наличия опыта работы в соответствующей сфере возлагается именно на участника закупки и при этом представление им (в том числе с учетом условий названного муниципального контракта) только акта по форме КС-2 и справки по форме КС-3 является недостаточным, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии у аукционной комиссии оснований для признания второй части заявки ООО "ПСК Подрядчик" на участие в аукционе несоответствующей установленным требованиям.
Поскольку оснований считать, что ООО "ПСК Подрядчик" было необоснованно отстранено от участия в электронном аукционе не имеется, в удовлетворении требования Общества об отмене протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от 24 мая 2017 года и о признании недействительным решения Бурятского УФАС от 5 июня 2017 года "По результатам рассмотрения жалоб участников закупки N 04-50/140-2017, N 04-50/145-2017" судом первой инстанции отказано правомерно.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах, правовом регулировании и складывающейся судебной практике они не опровергают правильных по существу, обоснованных и мотивированных выводов суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ПСК Подрядчик" по платежному поручению N 1691 от 26 октября 2017 года уплатило государственную пошлину в сумме 3 000 рублей в то время как в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо было уплатить 1 500 рублей, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 октября 2017 года по делу N А10-3050/2017, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 октября 2017 года по делу N А10-3050/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью проектно-строительная компания "Подрядчик" (ОГРН 1113850055065, ИНН 3849019303) излишне уплаченную по платежному поручению N 1691 от 26 октября 2017 года государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Председательствующий |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3050/2017
Истец: ООО Проектно-строительная компания Подрядчик
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Третье лицо: ООО Иркутская строительная компания Спринт, ООО Энергостандарт, Государственное казенное учреждение Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, Республиканское агентство по государственным закупкам