г. Чита |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А10-1691/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2017 года по делу N А10-1691/2017 по заявлению Министерства здравоохранения Республики Бурятия (ОГРН 1020300973065, ИНН 0323056515) к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (ОГРН 1060326020523, ИНН 0326031149) о признании недействительным представления от 26.01.2017 N и04-141/17,
(суд первой инстанции: судья Пунцукова А.Т.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства здравоохранения Республики Бурятия - не явился, извещен,
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия - Цыреновой И.Н. - представителя по доверенности от 11.07.2017,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Бурятия (далее - Министерство, Минздрав РБ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее - ТО Росздравнадзора по РБ) от 26.01.2017 N и04-141/17.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ТО Росздравнадзора по РБ обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель ТО Росздравнадзора по РБ изложила свою позицию согласно доводам апелляционной жалобы.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителя ТО Росздравнадзора по РБ, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 3 ноября 2016 года Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором) выдано поручение о проведении проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающих координацию реализации мероприятий программы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра и уполномоченного органа региона, являющегося главным распорядителем финансовых средств, предусмотренных в региональных бюджетах на 2014-2016 годы на реализацию мероприятий Программы модернизации здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра (л.д. 110 т. 1).
23 ноября 2016 года прокуратурой Республики Бурятия руководителю ТО Росздравнадзора по РБ выставлено требование о проведении внеплановой проверки в отношении Министерства (л.д. 112 т. 1).
Во исполнение указанных поручения Росздравнадзора и требования прокуратуры РБ 24 ноября 2016 года руководителем ТО Росздравнадзора по РБ издан приказ N 407 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Министерства здравоохранения Республики Бурятия с целью контроля за реализацией мероприятий по строительству перинатальных центров.
По результатам проверки составлен акт от 30 ноября 2016 года N 407, согласно которому в ходе проведения проверки выявлены нарушения Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 "Об утверждении программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011-2016 годы", Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.03.2014 N 145 "О реализации мероприятий подпрограммы "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г.Улан-Удэ" Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия в на 2011-2016 годы" (л.д. 2-7 т. 2).
30 ноября 2016 года Минздраву РБ выдано предписание N 161 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений (л.д. 8 т. 2).
13 декабря 2016 года ТО Росздравнадзора по РБ издан приказ N 450 о проведении внеплановой выездной проверки Министерства с целью контроля исполнения предписания от 30.11.2016 N 161.
По результатам проверки составлен акт от 18 января 2017 года N 450, в соответствии с которым выявлены факты невыполнения указанного предписания, за исключением пункта 1.1 предписания (л.д. 9-13 т. 2).
В связи с чем, ТО Росздравнадзора по РБ в адрес Министерства внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по исполнению предписания от 26.01.2017 N И04-141/17 (л.д. 26-29 т. 2).
Кроме того, постановлением от 26 января 2017 года N 3 Минздрав РБ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно: невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 21-25 т. 2).
Полагая, что вынесенное ТО Росздравнадзора по РБ представление является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого представления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 N 2302-р "Об утверждении Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации" контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пункта 1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее соответственно - территориальный орган, Росздравнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 (далее - Постановление N 143) утверждена Программа "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2017 годы" (далее - Программа) вместе с Подпрограммой "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г.Улан-Удэ" (приложение к Программе, далее - Подпрограмма).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 143 государственным заказчиком Программы определено Правительство Республики Бурятия.
Разделом IV Программы определен механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения. Исходя из данного раздела Программы общий контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2014 N 145 (далее - Постановление N 145) утвержден Порядок реализации мероприятий подпрограммы "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г.Улан-Удэ" Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, в редакции, действовавшей в спорный период, организация реализации мероприятий Подпрограммы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Бурятия (далее - Минздрав РБ) совместно с Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Минстрой РБ).
Минздрав РБ осуществляет:
- полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части подготовки кадров для перинатального центра;
- подготовку информации и отчетов о выполнении Подпрограммы;
- подготовку в установленном порядке предложений по уточнению мероприятий Подпрограммы на очередной финансовый год, уточнению затрат на реализацию мероприятий Подпрограммы, на основании которых вносятся изменения в Подпрограмму в установленном порядке;
- совершенствование механизма реализации мероприятий Подпрограммы.
4 февраля 2014 года заключено соглашение между Правительством Республики Бурятия (субъект Российской Федерации), Министерством здравоохранения Российской Федерации (Министерство), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (Фонд), предметом которого являются условия реализации Программы модернизации в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра на 120 коек в г.Улан-Удэ и финансового обеспечения указанных мероприятий в 2014- 2016 годах.
14 апреля 2014 года между Правительством Республики Бурятия (Субъект) и Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (Заказчик) подписано соглашение, согласно п.1.1. которого соглашение определяет порядок реализации совместных мероприятий по проведению инженерных изысканий, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра по адресу: г.Улан-Удэ, мощностью 120 коек в рамках подпрограммы "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г.Улан-Удэ", Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011-2016 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143, в том числе оснащение Центра оборудованием в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом требований Министерства здравоохранения Российской Федерации (л.д. 30-34 т. 2).
Согласно пункту 4.1.1 Соглашения Субъект в целях реализации Программы принимает участие в разработке (корректировке) проектной документации, её согласовании, осуществляет контроль за ходом выполнения работ и направляет своих представителей для участия в комиссионной приемке центра.
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения заказчик в целях реализации Программы обязуется за счет средств субсидии Субъекта обеспечить: разработку календарного графика проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра в г.Улан-Удэ для согласования с Субъектом; проектирование (корректировка проектной документации) на стадии создания проекта и рабочей документации; получение положительного заключения государственной экспертизы; получение разрешения на строительство; строительство центра; оснащение центра технологическим и медицинским оборудованием; ввод центра в эксплуатацию; разработанная (откорректированная) проектная документация до передачи в государственную экспертизу представляется Заказчиком Субъекту для согласования и др.
Программой развития перинатальных центров в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 09.12.2013 N 2302-р, в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, предусмотрено, что реализация Программы осуществляется в 2013 - 2016 годах в 3 этапа:
I этап (ноябрь 2013 года - июль 2014 года) - организационный (разработка технического задания, проектной документации, выбор подрядчика, разработка программы подготовки и переподготовки медицинского персонала);
II этап (август 2014 года - май 2016 года) - строительство перинатальных центров, реализация программы подготовки и переподготовки медицинских кадров;
III этап (июнь - декабрь 2016 года) - ввод в эксплуатацию перинатальных центров и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в перинатальных центрах.
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2890-р в распоряжение Правительства РФ от 09.12.2013 N 2302-р внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года, в частности, предусмотрено, что реализация Программы осуществляется в 2013 - 2017 годах в 3 этапа:
I этап (ноябрь 2013 года - июль 2014 года) - организационный (разработка технического задания, проектной документации, выбор подрядчика, разработка программы подготовки и переподготовки медицинского персонала);
II этап (август 2014 года - июль 2017 года) - строительство перинатальных центров, реализация программы подготовки и переподготовки медицинских кадров;
III этап (август - декабрь 2017 года) - ввод в эксплуатацию перинатальных центров и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в перинатальных центрах.
Исходя из раздела IV Программы реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с утвержденным сетевым графиком.
Согласно Сетевому графику выполнения работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра в г.Улан-Удэ (Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Пирогова), являющемуся приложением N 2 к Подпрограмме, в редакции, действовавшей в спорный период, срок выполнения работ по производству внутренних работ; поставке и монтажу медицинского оборудования; завершению внешней отделки и благоустройства территории; мероприятий по вводу в эксплуатацию перинатального центра установлен - июнь 2016 года.
Из акта проверки от 30 ноября 2016 года следует, что срок выполнения работ по актуализированному сетевому графику, утвержденному управляющим директором ГК "Ростех" и заместителем председателя Правительства РБ 10 апреля 2015 года, по строительству перинатального центра - 1 июня 2016 года, по вводу в эксплуатацию перинатального центра - 1 декабря 2016 года.
Государственной корпорацией "Ростех" направлен в адрес Правительства РБ и Минстроя РБ откорректированный ГК "Ростех" и ООО "РТ-СоцСтрой" график выполнения работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра г.Улан-Удэ, установив срок до 1 января 2017 года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с целью устранения выявленных нарушений по результатам проведенной проверки Министерству 30 ноября 2016 года выдано предписание N 161, где в части выявленных нарушений с указанием нормативного правового акта, требования которого нарушены, указано:
В нарушение Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 "Об утверждении программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011-2016 годы" установлено:
невыполнение целевого индикатора "Материнская смертность" за 2015 год и за 11 месяцев 2016 года;
несоблюдение сроков выполнения работ сетевого графика от 10 апреля 2015 года в части производства внутренних работ, поставки и монтажа медицинского оборудования, завершение внешней отделки и благоустройства территории, пусконаладочных работ и завершения строительства объекта, получения ЗОС, а также мероприятий по вводу в эксплуатацию перинатального центра;
невыполнение Плана подготовки медицинских кадров для перинатального центра, повышение квалификации медицинского персонала, работающего в учреждениях родовспоможения (план 80%, факт 69%).
В нарушение Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.03.2014 N 145 "О реализации мероприятий подпрограммы "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г.Улан-Удэ" Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011-2016 годы" Министерством здравоохранения Республики Бурятия, как исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Министерством здравоохранения Российской Федерации организация реализации мероприятий Подпрограммы осуществляется не в полном объеме. Претензионная работа по реализации мероприятий по строительству перинатальных центров не проводится.
Согласно предписанию ТО Росздравнадзора по РБ обязал Министерство начать мероприятия по устранению нарушений с момента выдачи предписания; устранить нарушения в срок до 15 декабря 2016 года.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Советским районным судом рассмотрено дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Бурятия на постановление ТО Росздравнадзора по РБ от 26 января 2017 года о привлечении к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 1 марта 2017 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба Министерства без удовлетворения.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 23 мая 2017 года постановление руководителя ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия от 26 января 2017 года и решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 1 марта 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении Министерства здравоохранения Республики Бурятия по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением исполняющего обязанности председателя Верховного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2017 года решение Верховного суда Республики Бурятия от 23 мая 2017 года оставлено без изменения.
Частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образует невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Учитывая диспозицию части 21 статьи 19.5 КоАП РФ, суд устанавливает факт законности выданного заявителю предписания Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия, за неисполнение которого Министерство было привлечено к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
В данном случае, Верховным судом Республики Бурятия сделан вывод о незаконности предписания административного органа от 30 ноября 2016 года N 161, за неисполнение которого Министерство привлечено к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях заявителя нарушений действующего законодательства в части пунктов 1.2, 1.3, 2 предписания от 30.11.2016 N 161 и, следовательно, отсутствии оснований для выдачи Министерству данного предписания.
ТО Росздравнадзора по РБ в адрес Минздрава РБ внесено представление от 26.01.2017 N И04-141/17 об устранении нарушений федерального законодательства по исполнению предписания, которое оспаривается заявителем по настоящему делу.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Как разъяснено в пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).
Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В данном случае оспариваемое представление вынесено административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении от 26.01.2017 N 3, и в результате проверки выполнения предписания от 30.11.2016 N 161.
Свое право на обжалование представления Министерство реализовало путем подачи заявления о признании его незаконным в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ регламентирующей организацию и проведение внеплановой проверки, основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 названного закона (часть 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Поскольку в данном случае судом сделан вывод о недействительности выданного ТО Росздравнадзора по РБ в адрес Министерства предписания от 30.11.2016 N 161, то, как правильно указал суд первой инстанции, у административного органа отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основания для проведения внеплановой проверки с целью контроля указанного предписания.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае отсутствуют законные основания для выдачи оспариваемого представления.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; требования Учреждения подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание, что решением Верховного суда Республики Бурятия от 23 мая 2017 года постановление ТО Росздравнадзора по РБ от 26 января 2017 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ прекращено, пришел к обоснованному выводу, что имеются основания для признания незаконным оспариваемого представления об устранении нарушений федерального законодательства от 26 января 2017 года N И04-141/17 и для удовлетворения требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2017 года по делу N А10-1691/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1691/2017
Истец: Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия