г. Владимир |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А39-5260/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.10.2017 по делу N А39-5260/2017, принятое судьей Александровым С.В. по заявлению Финансового управления администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 28.06.2017.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту - Фонд) проведена выездная проверка Финансового управления администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - Управление) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.2017 N 0110170000168 и принято решение от 28.07.2017 N 011V121700000 о привлечении Управления к ответственности за нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 20 336 рублей 03 копеек. Данным решением Управлению начислены страховые взносы в размере 108 680 рублей 14 копеек, пени в размере 16 732 рублей 51 копейки.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 02.10.2017 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на нарушение норм материального права.
Считает, что спорные выплаты произведены Управлением в рамках трудовых отношений, в связи с чем являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу Фонда - удовлетворить.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Из решения Фонда от 28.07.2017 N 011V121700000 усматривается, что основанием для доначисления Управлению страховых взносов в сумме 108 680 рублей 14 копеек послужил вывод Фонда о неправомерном невключении Управлением в базу для начисления страховых взносов сумм выплаченной работникам компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение за 2014, 2015, 2016 годы.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации).
В целях обеспечения санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха муниципальных служащих постановлением главы администрации Ковылкинского муниципального района от 04.06.2008 N 707 утвержден Порядок компенсации затрат на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации Ковылкинского муниципального района.
В соответствии с пунктом 1.1. Порядка названный правовой акт определяет условия предоставления компенсации затрат на приобретение санаторно-курортных (туристских) путевок лицам, замещающим должности муниципальной службы (далее по тексту - муниципальные служащие).
Путевки в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения приобретаются муниципальными служащими за счет средств бюджета Ковылкинского муниципального района, выделяемых органу местного самоуправления на указанные цели.
Согласно пункту 2.1. названного Порядка финансирование, связанное с компенсацией затрат на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых муниципальных служащих, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий год.
Периодичность реализации права на компенсацию затрат на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение муниципальными служащими за счет средств администрации Ковылкинского муниципального района устанавливается распоряжением главы администрации Ковылкинского муниципального района.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с лицами, в пользу которых произведены спорные денежные выплаты, заключены трудовые договоры. При этом условия трудовых договоров с поименованными в акте проверки сотрудниками Администрации являются однотипными.
В силу статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 08.06.2007 N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы" (далее по тексту - Закон Республики Мордовия N 48-З) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы.
Денежное содержание муниципального служащего состоит из: месячного денежного содержания; ежеквартальных премий по результатам работы; иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия N 48-З).
Месячное денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее по тексту - должностной оклад), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячного денежного поощрения, составляющих плановый фонд месячного денежного содержания (часть 3 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия N 48-З).
К иным дополнительным выплатам согласно части 4 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия N 48-З относятся: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурном подразделении по защите государственной тайны; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь; премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Вместе с тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Муниципальная служба как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, также как и государственная служба, в силу своего публично-правового характера сопряжена с определенными требованиями. Учитывая положения статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", законодателем установлены общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, учитывающие специфику профессиональной деятельности муниципальных служащих и предусматривающие для муниципальных служащих гарантии правовой и социальной защищенности. Указанный подход соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 03.10.2002 N 233-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Из системного толкования статьи 8.1 Закона Республики Мордовия N 48-З, решения N 403 от 31.07.2007 Совета депутатов городского округа Саранск "Об утверждении Порядка компенсации затрат на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим должности муниципальной службы в городском округе Саранск" следует, что компенсационная выплата по покрытию понесенных сотрудниками Администрации затрат на приобретение санаторно-курортных (туристских) путевок муниципальным служащим предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих, состоящих на должностях в администрации Ковылкинского муниципального района, и государственных гражданских служащих в Республике Мордовия.
Согласно разделу 1.2. Порядка компенсации затрат на приобретение путевок в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения спорная компенсационная выплата производится из средств бюджета Ковылкинского муниципального района, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих и относится к социальным выплатам.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Фонда отсутствовали основания для начисления страховых взносов в сумме 108 680 рублей 14 копеек, пеней в сумме 16 732 рублей 51 копейки и штрафа в сумме 20 336 рублей 03 копеек, поскольку спорные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются вознаграждением или элементами оплаты труда, следовательно, не являются объектом для начисления страховых взносов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.10.2017 по делу N А39-5260/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5260/2017
Истец: Финансовое управление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия