г.Москва |
|
17 января 2018 г. |
N А40-119720/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Раджабовой М.Д. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Минобороны России
на определение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу N А40-119720/17, вынесенное судьей Поздняковым В.Д. (93-1095),
по заявлению Минобороны России
к 1) СПИ ОСП по ЦАО N 1 УФССП России по Москве Джалгасбаеву К.С., 2) УФССП России по Москве
должник: АО "ГУ ЖКХ"
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Стручкова Т.С. по дов. от 13.10.2017; |
от ответчика: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен. |
от должника: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления СПИ ОСП по ЦАО N 1 УФССП России по Москве Джалгасбаева К.С. от 22.05.2017 об обращении взыскания на имущественное право, вынесенного в рамках сводного исполнительного производства N 100089/16/77053-СД.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 02.10.2017 производство по настоящему делу прекращено со ссылкой на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду. При этом суд указал, что оспариваемое постановление вынесено в рамках сводного исполнительного производства, содержащего исполнительные документы, выданные на основании судебных актов судов общей юрисдикции.
Не согласившись с данным решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Министерством обороны России требований. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минобороны России уточнила просительную часть апелляционной жалобы и просила отменить определение и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование апелляционной жалобы Минобороны России указывает на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств наличия в сводном исполнительном производстве исполнительных документов, выданных судом общей юрисдикции.
Представители ответчиков и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ, с учетом мнения представителя заявителя, апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого определения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 329 АПК РФ постановления и действия судебного пристава - исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ч.1).
Согласно части 2 названной нормы Закона заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как установлено частью 3 данной статьи, в случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.
Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 50 если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, оспариваемое заявителем постановление вынесено ответчиком в рамках сводного исполнительного производства N 100089/16/77053-СД, в котором объединены исполнительные производства, возбужденные в том числе на основании судебных актов суда общей юрисдикции.
При этом апелляционным судом не принят как несостоятельный довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в деле отсутствуют оригиналы и надлежащим образом заверенные копии исполнительного производства, что не позволяет сделать вывод о наличии исполнительных документов судов общей юрисдикции.
В соответствии с ч.1 ст.64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В настоящем случае в материалах дела имеется реестр исполнительных производств, входящих в сводное исполнительное производство N 100089/16/77053-СД (по состоянию на 29.08.2017), из содержания которого следует, что в отношении должника - АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" возбуждено свыше 2 200 исполнительных производств на общую сумму свыше 3 932 811 332,15 руб. При этом сводное исполнительное производство содержит исполнительные производства, возбужденные на основании судебных актов, выданных судами общей юрисдикции.
Указанный реестр прошнурован, пронумерован, заверен подписью должностного лица - заместителя начальника ОСП по ЦАО N 1 - и скреплен гербовой печатью.
Учитывая изложенное, апелляционный суд, основываясь на положениях статей 64, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает, что названный реестр является надлежащим доказательством наличия в сводном исполнительном производстве исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительных документов судов общей юрисдикции.
Таким образом, на момент обращения Министерства обороны РФ с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя в составе сводного исполнительного производства имелись исполнительные документы по судебным актам, принятым судами общей юрисдикции.
Следовательно, заявление Минобороны России об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя связано с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, вследствие чего данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следует также отметить, что заявитель не утратил возможность рассмотрения дела в суде общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы права, подлежащие применению, не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу N А40-119720/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119720/2017
Истец: Минобороны России
Ответчик: ОСП по ЦАО N1 УФССП, ОСП по ЦАО N1 УФССП России по Москве, СПИ ОСП по ЦАО N1 УФССП России по Москве Джалгасбаев К.С., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МОСКВЕ, УФССП России по Москве
Третье лицо: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", АО "ГУ ЖКХ"