г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А56-61649/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Юрков И.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29739/2017) публичного акционерного общества "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2018 по делу N А56-61649/2017 (судья Трощенко Е.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению публичного акционерного общества "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 1"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ТГК N 1" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 03.08.2017 N 53/1-17 о назначении административного наказания на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 19.08.2017 заявление принято судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 27.10.2017 оспариваемое постановление Комитета изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 50 000 руб.
В апелляционной жалобе ПАО "ТГК N 1" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, в действиях подателя жалобы отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно отзыву Комитет против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения ПАО "ТГК N 1" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, послужило нарушение подателем жалобы ведения раздельного учета по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета, а также порядка распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
По итогам выездной проверки ПАО "ТГК N 1" Комитетом составлен акт от 04.07.2017 N 7/17.
Оспариваемым постановлением Комитета податель жалобы привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Указанное постановление оспорено ПАО "ТГК N 1" в арбитражный суд.
ПАО "ТГК N 1" подано уточнение апелляционной жалобы, в соответствии с которым заявитель не оспаривает наличие нарушений, связанных с порядком распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц сто тысяч рублей (часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ).
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, образует в том числе, любое иное нарушение установленного порядка ценообразования, помимо перечисленных в данной норме.
Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"; далее - Основы ценообразования).
Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов, в том числе при осуществлению вида деятельности в сфере электроэнергетики реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей (подпункт 5 пункта 6 Основ ценообразования).
Указанными нормами предусмотрено обязательное ведение раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" также предусмотрен обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В силу пункта 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя;
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике (статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; далее - Федеральный закон о бухгалтерском учете).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации (пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н; далее - ПБУ 1/2008).
В случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Данными нормами законодательства предполагается, что вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета будут отражены в учетной политике в полном объеме (пункт 4 статьи 8 Федерального закона о бухгалтерском учете и пункт 7 ПБУ 1/2008).
Вместе с учетной политикой предприятием утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (пункт 4 ПБУ 1/2008).
Организация может уточнять содержание приведенных в данном нормативном акте субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета, а также устанавливать аналитический учет исходя их требований данной Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета. При этом, учитывая, что новые (измененные) субсчета и варианты ведения аналитического учета являются частью способа ведения бухгалтерского учета, все нововведения (изменения) необходимо отражать в учетной политике (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н; далее - Инструкция).
В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ структура заявителя включает в себя филиалы, не имеющие отдельного баланса (Невский филиал в Санкт-Петербурге, Невский филиал в Ленинградской области, Карельский филиал, Кольский филиал).
Каждый из перечисленных выше филиалов имеет в своем составе структурные подразделения ТЭЦ и ГЭС.
Распоряжением Комитета от 27.11.2015 N 364-р для Невского филиала в Санкт-Петербурге ПАО "ТГК N 1" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы; тепловую энергию, поставляемую на коллекторах источников тепловой энергии потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы; тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на 2016-2018 годы; теплоноситель, поставляемый потребителям на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы; горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности на 2016-2018 годы.
В проверяемом периоде ПАО "ТГК N 1" осуществляло, в том числе, регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а именно производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство тепловой энергии не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство тепловой энергии в паре (от 2,5 до 7 кг/кв.см ); производство тепловой энергии в паре (от 7 до 13 кг/кв.см); производство тепловой энергии в паре (острый и редуцированный); производство теплоносителя в паре; производство теплоносителя в воде; сбыт тепловой энергии; поставка горячей воды с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
В ходе плановой выездной проверки ПАО "ТГК N 1" представлены регистры бухгалтерского учета за 2016 год и за 1 квартал 2017 года (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов, карточки счетов и другие), положение об учетной политике на 2016 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора от 31.12.2015 N 181, положение об учетной политике на 2017 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора от 30.12.2016 N 220 (далее - учетная политика на 2017 год), и другая информация необходимая для реализации цели проведения проверки.
По результатам анализа вышеуказанных документов и информации на предмет ведения раздельного учета доходов, расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств в сфере теплоснабжения Комитетом установлено.
Пункт 1.2 учетной политики на 2017 год содержит ссылку на организацию и ведение бухгалтерского учета ПАО "ТГКN 1", в том числе, в соответствии с Единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 N 91 (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат).
Раздельный учет должен осуществляться путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета (пункт 2 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).
Раздельный учет должен осуществляться регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).
Ведение раздельного учета должно осуществляться на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации (пункт 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).
Учетная политика - совокупность способов ведения экономическим субъектом (регулируемой организацией) бухгалтерского учета, применяемую последовательно из года в год (статья 8 Федерального закона о бухгалтерском учете).
Учитывая изложенное, предполагается ведение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями раздельного учета доходов и расходов и показателей, необходимых для осуществления такого учета, по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности на счетах и субсчетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
При этом на основании Инструкции по применению Плана счетов, субсчета, предусмотренные в нем, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в данном Плане субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Комитетом установлено, что представленный ПАО "ТГК N 1" рабочий план счетов на 2016 и 2017 годы не отражает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности и субъектам Российской Федерации, поскольку податель жалобы не закрепил отдельные субсчета по регулируемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации, что является нарушением пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат.
ПАО "ТГКN 1" не утвержден рабочий план счетов с учетом требований Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В нарушение требований пунктов 2, 3, 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат, пункта 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации в ПАО "ТГКN 1" не ведется.
В соответствии с рабочим планом счетов на 2016 год и на 2017 год счет 20 "Основное производство" предполагает отражение затрат основного производства на субсчетах счета по субъектам Российской Федерации: 20.03 "Основное производство НФ СПб" (Невский филиал Санкт-Петербург), 20.04 "Основное производство НФ ЛО" (Невский филиал Ленинградская область), 20.05 "Основное производство КоФ" (Кольский филиал), 20.06 "Основное производство КаФ" (Карельский филиал).
При этом формирование расходов по видам деятельности, в том числе регулируемым, на субсчетах счета 20 рабочим планом счетов не предусмотрено.
Довод подателя жалобы о том, что ведение раздельного учета затрат осуществляется в рамках системы субконто балансовых счетов в программном продукте "1С: Бухгалтерия предприятия КОРП" был предметом исследования суда первой инстанции. Указанному доводу дана всесторонняя и полная оценка.
Представленные подателем письма ПАО "ТГК N 1" от 18.08.2017 N 118-01/10 и ФАС России от 03.10.2017 N ВК/68089/17 не могут быть приобщены к материалам дела в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции не счел возможным применить в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеются основания для назначения ПАО "ТГК N 1" наказания в размере 50 000 руб., то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2017 по делу N А56-61649/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "ТГК N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.В. Юрков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61649/2017
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга