13 августа 2018 г. |
А39-9301/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой О.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" (430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 28, оф. 26; ИНН 1326216247, ОГРН 1101326002360)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.05.2018
по делу N А39-9301/2017,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 29.09.2017 N 13/046/001/2017-9015 и от 29.12.2017 N 13/046/001/2017-9015,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент"- Пониматкиной Е.Н. по доверенности от 05.02.2016 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" (далее - ООО "Мордовдевелопмент", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с требованием о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) от 29.09.2017 N 13/046/001/2017-9015 о приостановлении государственной регистрации и от 29.12.2017 N 13/046/001/2017-9015 об отказе в государственной регистрации. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление произвести регистрацию права собственности ООО "Мордовия девелопмент" на КЛ 10 кВ (основные питающие сети) для электроснабжения торгово-развлекательного комплекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Саранск, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", акционерное общество Техническая фирма "ВАТТ", кадастровый инженер Винокурова Екатерина Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.05.2018 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Мордовдевелопмент" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого решения суда, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Кадастровый инженер Винокурова Екатерина Алексеевна ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с невозможностью явиться в судебное заседание.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 18.09.2017 ООО "Мордовдевелопмент" обратилось в Управление с целью регистрации права собственности на сооружение КЛ 10 кВ (основные питающие сети) с кадастровым номером 13:23:0000000:3062, протяженностью 2027 м, для электроснабжения торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Волгоградская, д.71.
Уведомлением от 29.09.2017 N 13/046/001/2017-9015 Управление приостановило государственную регистрацию, предложив Обществу представить заключение кадастрового инженера о земельных участках, на которых находятся опоры линий связи, обслуживающие электрические сети, трансформаторы, а также документы, подтверждающие право заявителя на указанные земельные участки.
Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 29.12.2017 N 13/046/001/2017-9015 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности по причине неисполнения решения о приостановлении государственной регистрации и непредставления вышеназванных документов.
Полагая, что решения уполномоченного органа являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 51, Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и исходил из того, что в данном случае не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий государственного органа.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с прямым указанием части 5 статьи 72 Закона N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, его положения применяются к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 названной статьи).
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Как следует из материалов дела, 14.07.2014 постановлением администрации городского округа Саранск N 1815 произведено предварительное согласование ООО "Мордовия Девелопмент" места размещения объекта энергетики "Строительство КЛ-10 кВ и двух ТП10/04 кВ для электроснабжения торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Волгоградская".
Этим же постановлением утвержден акт о выборе земельного участка для размещения объекта энергетики "Строительство КЛ-10 кВ и двух ТП10/04 кВ для электроснабжения торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Волгоградская".
На основании договора N 1862и/14 от 26.02.2014 о технологическом присоединении, заключенного между ООО "МордовияДевелопмент" и ПАО "МРСК Волги", и технических условий к договору, ООО "Мордовия Девелопмент" с привлечением в качестве генерального подрядчика ООО "СДС-Управление строительства" построило здание торгово-развлекательного центра "Сити-Парк", энергоснабжение которого обеспечено КЛ-10кВ и двумя ТП10/04 кВ.
Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение электроэнергетики КЛ 10 кВ (основные питающие сети) с кадастровым номером 13:23:0000000:3062, протяженностью 2027 м для электроснабжения торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Волгоградская, д.71.
Согласно представленным в материалы дела документам этот объект соответствует критериям объекта, на строительство и ввод в эксплуатацию которого не требуется разрешение, что сторонами не оспаривается.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости объект, права на который заявлены к регистрации, расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1103209:660,13:23:1103209:620,13:23:1103209:622,13:23:1103209:75,13 :23:1103209:101,13:23:1103209:623,13:23:1103209:611,13:23:1103209:617,13: 23:1103209:619,13:23:1103209:615,13:23:1103209:613,13:23:1103209:605,13:2 3:1103209:609,13:23:1103209:608,13:23:1103209:598,13:23:1103209:592,13:23 :1103209:595,13:23:1103209:68,13:23:1109211:661,13:23:1109211:994,13:23:1 10211:669,13:23:1109211:668,13:23:1109211:680, 13:23:1110302:49, 13:23:1110302:26,13:23:1110302:68,13:23:1110302:109,13:23:1110302:67,13:2 3:1110302:201,13:23:1110302:202,13:23:1110302:200,13:23:1110302:674,13:23 :1110302:673,13:23:1110302:662,13:23:1110302:678, 13:23:1110302:679.
На основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 13:23:1110301:202 и 13:23:1110305:674, в границах которых расположен рассматриваемый объект, имеют точки выхода наземных контуров спорного сооружения (схема расположения сооружения с кадастровым номером 13:23:0000000:3062 из графической части технического плана).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 13:23:1110301:202 и 13:23:1110305:674 предоставлены на праве аренды соответственно публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" и акционерному обществу Техническая фирма "ВАТТ" и их разрешенное использование не связано с назначением заявленного на регистрацию прав объекта.
Приостанавливая государственную регистрацию, Управление указало на отсутствие заключения кадастрового инженера о земельных участках, на которых находятся опоры линий связи, обслуживающие электрические сети, трансформаторы, а также документы, подтверждающие право заявителя на указанные земельные участки.
В части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение положений данной нормы Правительство Российской Федерации приняло постановление от 03.12.2014 N 1300, которым утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в которых также входят линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
С целью реализации указанного постановления Правительство Республики Мордовия постановлением от 22.06.2015 N 380 утвердило Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которым определено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа государственной власти Республики Мордовия или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
В соответствии с указанными положениями заявитель обращался в администрацию городского округа Саранск с заявлениями о выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения линейного сооружения - КЛ 10 кВ.
В письмах от 05.05.2017 N 3438-исх, от 07.07.2017 N 5532-исх, 23.08.2017 N 6973-исх Обществу отказано в выдаче разрешения, в том числе в связи с обременением земельных участков правами третьих лиц, ввиду отсутствия данных о сроке использования земельных участков в соответствии со сроком эксплуатации кабельной линии электропередачи 10 кВ, вследствие отсутствия документации по планировке территории.
При этих обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что являлись правомерными решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о приостановлении и последующем отказе в регистрации права собственности заявителя на заявленный объект.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия имелись основания для принятия решения о приостановлении и решения об отказе в государственной регистрации права собственности.
Оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, соответствуют земельному и градостроительному законодательству, Закону N 218-ФЗ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Позиция Общества со ссылкой на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.10.2017 по делу N А39-3826/2017, а также постановление администрации городского округа Саранск от 14.07.2014 N 1815 рассмотрена судом первой инстанции и оценена как юридически неверная, основанная на неправильном толковании норм земельного и арбитражного процессуального законодательства.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм антимонопольного законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.05.2018 по делу N А39-9301/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.05.2018 по делу N А39-9301/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9301/2017
Истец: ООО "Мордовия девелопмент"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Третье лицо: Администрация городского округа Саранск, АО Техническая фирма "Ватт", Кадастровый инженер Винокурова Екатерина Алексеевна, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги"