г. Пермь |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А50-25913/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Макарова Т.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь": Власов М.С., доверенность от 01.01.2017, паспорт; Ивлев С.В., доверенность от 01.01.2017, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2017 года по делу N А50-25913/2017,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь"
(ОГРН 1035900103997, ИНН 5902201970)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании решения незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (далее - ООО "Лукойл-Пермь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 19.06.2017 N СЭД-30-01-25.4-3854.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2017 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что Министерством установлено, что на момент рассмотрения лесной декларации срок проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу по указанному договору аренды лесного участка, истек. Отказ Министерства в приеме лесной декларации соответствует требованиям лесного законодательства.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направило, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 23.04.2009, заключенного с Агентством по природопользованию Пермского края, в пользовании общества "Лукойл-Пермь" находится лесной участок площадью 11,0320 га, который относится к категории - земли лесного фонда, передан под объект "Капитальный ремонт нефтепровода "Чашкино - Каменный Лог".
Проект освоения лесов на арендуемом обществом лесном участке разработан ООО "ПермНИПИнефть", срок действия проекта установлен до 1 года.
Приказом Министерства N СЭД-30-001-252/247 23.07.2009 утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном обществу в аренду на территории Яйвинского лесничества.
В письме от 19.06.2017 N СЭД-30-01-25.4-3854 Министерство сообщило обществу об отказе в приеме лесной декларации на том основании, что истек срок проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании решения не соответствующим закону.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми решениями (действиями) органа, осуществляющего властные полномочия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Отказ в принятии лесной декларации мотивирован Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края несоответствием лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверностью сведений, содержащихся в лесной декларации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу действия ч. 1, 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден "Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки", пункты 28 - 30 которого содержат следующие положения.
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Согласно ч. 1, 3 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Таким образом, срок действия проекта освоения лесов в отношении линейных объектов определяется сроком действия договора аренды.
Количество и качество вырубаемой древесины определено проектом освоения лесов, который разработан ООО "ПермНИПИнефть" по заказу общества "Лукойл-Пермь". Проект освоения лесов прошел государственную экспертизу, заключение экспертной комиссии утверждено приказом Министерства 23.07.2009 N СЭД-30-001-252/247.
Как верно установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, обществу "Лукойл-Пермь" на основании договора аренды от 23.04.2009 предоставлен лесной участок в целях капитального ремонта нефтепровода "Чашкино - Каменный Лог". Срок действия договора аренды установлен с 30.03.2009 до 29.03.2010. После истечения срока действия договора аренды общество продолжает пользоваться лесным участком в целях эксплуатации линейного объекта при отсутствии возражений арендодателя. Данный факт заинтересованным лицом не оспаривается. В этой связи следует исходить из возобновления действия договора аренды лесного участка на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ).
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о возобновлении действия договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для предоставления обществом нового проекта освоения лесов, так как срок действия проекта освоения лесов не может считаться истекшим, следовательно, отказ заинтересованного лица в принятии лесной декларации по мотиву ее несоответствия проекту освоения лесов является неправомерным. Доказательств несоответствия представленной заявителем лесной декларации установленным Порядком форме и требованиям к ее содержанию, а также представления заявителем недостоверных сведений заинтересованным лицом не представлено (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Поскольку заинтересованным лицом не доказано соответствие оспариваемого решения требованиям закона и отсутствие нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела совокупности оснований для признания оспариваемого решения незаконным (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2017 года по делу N А50-25913/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25913/2017
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ