г. Владимир |
|
06 августа 2018 г. |
Дело N А79-8434/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Вечканова А.И., Волгиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам,
муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики,
Министерства финансов Чувашской Республики,
казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.04.2018 по делу N А79-8434/2017, принятое судьей Васильевым Е.В.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (ОГРН 1022101139268, ИНН 2126000651) к Чувашской Республике в лице Министерства финансов Чувашской Республики (ОГРН 1022101151071, ИНН 2128017900), Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (ОГРН 1042128010660), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1122130007438), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Единая Транспортная Карта", казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, администрации города Чебоксары Чувашской Республики, о взыскании 162 207 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Каныгин А.В. на основании распоряжения от 14.11.2008 N 4128-Р, Дыляева О.В. по доверенности от 25.09.2017 N 5000/1835 (сроком на 1 год), Громова Е.Н, по доверенности от 09.01.2018 N 5000/14 (сроком до 31.12.2018);
от ответчика - Министерства финансов Чувашской Республики - Семенова А.В. по доверенности от 28.09.2017 N 05/14-6708 (сроком на 1 год), Мандравина Т.Н. по доверенности от 09.01.2018 N 05/14-25 (сроком на 1 год), Волкова И.В. по доверенности от 01.12.2017 N05/14-8415 (сроком на 1 год);
от остальных ответчиков - не явились, извещены;
от третьих лиц - не явились, извещены.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Муниципальное унитарное предприятие "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - истец, МУП "ЧТУ") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Чувашской Республике в лице Министерства финансов Чувашской Республики (далее - ответчик, Минфин Чувашии) о взыскании
1) с Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам за счет казны Чувашской Республики в пользу МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" убытков, связанных с перевозкой в 2014, 2015 годах граждан, включенных в региональный регистр льготников, в размере 127 490 000 руб.;
2) с Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам за счет казны Чувашской Республики в пользу МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" убытков, связанных с перевозкой в 2014, 2015 годах граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в размере 34 717 000 руб.
Арбитражным судом Чувашской Республики в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "Единая Транспортная Карта", казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Администрация города Чебоксары.
Решением от 02.04.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики в пользу муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики за счет казны Чувашской Республики 12 928 458 руб. 51 коп. убытков, 15 940 руб. 69 коп. расходов по оплате государственной пошлине. В остальной части в иска отказал.
МУП "ЧТУ", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании всего объема убытков с Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики в пользу муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что истец надлежащим образом выполнил обязанность по обеспечению проезда пассажиров по льготной карте по всем существующим в городе Чебоксары троллейбусным маршрутам.
Полагает, что расчет размера убытков от перевозки льготных категорий граждан, необходимо производить исходя из разницы между стоимостью обычного проездного билета на два вида транспорта (троллейбус, автобус) и стоимостью льготного проездного билета на два вида транспорта.
Поясняет, что обоснованность затрат подтверждена заключением независимого аудитора.
Министерство финансов Чувашской Республики, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что является ненадлежащим ответчиком.
Полагает, что истцом не доказано наличие у него фактических убытков от перевозки льготных категорий граждан в 2014 и 2015 годах в сумме, превышающей размер предоставленной субсидии.
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на недоказанность истцом совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Считает, что публично-правовое образование должно возмещать не фактически сложившиеся затраты перевозчика, а экономически обоснованные. При этом отмечает, что достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде, а также данных о фактически понесенных затратах истца на такую перевозку не представлено.
Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что отчеты ООО "ЕКТ" о количестве поездок льготным категориям граждан в городском сообщении и расстоянии поездок в пригородном сообщении за 2014-2015 годы не содержат информации о номерах льготных карт и о прохождении или не прохождении ее владельца идентификации с региональным регистром льготных категорий граждан.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрении апелляционной жалобы откладывалось.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы не согласился с их доводами.
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ходатайствовала о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя.
Также от Министерства финансов Чувашской Республики поступил отзыв на апелляционную жалобу истца.
Одновременно от администрации города Чебоксары поступили отзывы на апелляционные жалобы.
В судебном заседании представители истца и Министерства финансов Чувашской Республики доводы своих апелляционных жалоб поддержали.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, а также третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "ЧТУ" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом (троллейбусами) в городском сообщении на платной основе в городе Чебоксары.
Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Указанный правовой механизм был реализован Чувашской Республикой, предоставившей равные меры социальной поддержки федеральным и региональным льготникам в виде льготного проезда на общественном транспорте в городском и пригородном сообщении. Исполняя Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Чувашская Республика обеспечила федеральных и региональных льготников равной мерой социальной поддержки в виде проезда на общественном транспорте в городском и пригородном сообщении по льготному проездному билету, имеющему меньшую стоимость, чем обычный проездной билет, путем принятия соответствующих постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 установлено, что регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", пункту 3 Приложения N 1 к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Ряд нормативно-правовых актов, применяемых на территории Чувашской Республики, в спорный период (2014-2015 г.г.) предоставляли определенной категории граждан, постоянно или преимущественно проживающих в Чувашской Республике, право на приобретение льготного проездного билета (карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан).
Так, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 N 566 "О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики" утверждены Правила реализации и использования карт для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики (приложение N 1); перечень льготных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики, имеющих право на приобретение карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан (приложение N 2).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за внедрение системы безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики. Министерству предписано: определить в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченного оператора, ответственного за изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и последующее пополнение денежными средствами карт для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики; утвердить перечень маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан; порядок распределения между транспортными операторами, обслуживающими маршруты, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан, денежных средств, полученных от продажи и пополнения указанных карт.
Согласно указанным Правилам уполномоченный оператор, ответственный за изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и последующее пополнение денежных средств на карты для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики (далее - оператор системы), - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию и организационное, техническое, информационное, финансовое сопровождение системы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за внедрение системы безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики; льготные категории граждан - категории граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики, имеющих право на приобретение карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан, перечень которых утверждается постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики (далее - перечень льготных категорий граждан); перечень маршрутов - утверждаемый Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики перечень маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан; карта для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан (далее также - льготная карта) - карта, пользователями которой могут быть льготные категории граждан, предназначенная для безналичной оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения и городском наземном электрическом транспорте общего пользования по маршрутам, включенным в перечень маршрутов; транспортный оператор - перевозчик, подписавший с оператором системы договор об использовании системы при оказании услуг по перевозке пассажиров, оплата которых производится при помощи системы (пункт 1.2).
Льготная карта является именной (пункт 1.4). Оформление и пополнение карт осуществляются оператором системы в пунктах пополнения карт (пункт 1.5).
Оформление льготной карты осуществляется оператором системы при предъявлении документа, удостоверяющего личность и место жительства пользователя, и документа, подтверждающего принадлежность приобретающего ее лица к льготным категориям граждан (пункт 1.6). При оформлении карта пополняется пользователем. Льготная карта оформляются для оплаты неограниченного количества поездок в течение месяца. Льготная карта пополняется на сумму, равную стоимости месячного льготного проездного билета, действуют в течение месяца, за который на них были зачислены денежные средства (пункт 1.9).
Для обеспечения возможности проезда с использованием карт пользователям необходимо своевременно производить пополнение карт (пункт 5.1). Не использованные в текущем месяце денежные средства карты, позволяющей оплатить неограниченное количество поездок в течение месяца, на следующий месяц не переносятся (пункт 5.2). Карта, позволяющая оплатить неограниченное количество поездок в течение месяца, не имеет ограничения по числу поездок в течение месяца, за который произведена оплата (пункт 5.4). При проезде с использованием системы пользователю необходимо предъявить кондуктору (водителю), кассиру карту для регистрации факта проезда мобильным терминалом кондуктора (пункт 8.2). Льготная карта может быть использована только пользователем, на имя которого она оформлена (пункт 8.3). Карты не дают права проезда в случаях, если: льготная карта, карта учащегося или студента предъявлены лицом, которое не является пользователем данных карт в соответствии с пунктом 8.3 настоящих Правил; у предъявителя льготной карты отсутствует документ, подтверждающий его принадлежность к льготным категориям граждан (пункт 8.4).
На основании раздела 4 Правил транспортный оператор ("перевозчик", МУП "ЧТУ") обязан обеспечить проезд по льготной карте по всем троллейбусным маршрутам, с регистрацией факта проезда пользователя по маршруту городского наземного электрического транспорта общего пользования через мобильный терминал кондуктора.
Ранее действовало Постановление Кабинета Министров ЧР от 25.01.2013 N 29 "О мерах по внедрению временного социального электронного проездного билета на общественном пассажирском транспорте на территории Чувашской Республики" (вместе с "Правилами реализации и использования временного социального электронного проездного билета").
Согласно Приказу Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Минстрой Чувашии) от 02.09.2009 N 04-13/390 "Об утверждении Перечня маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготной категории граждан" и Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 10.04.2014 N 02-03/39 "Об утверждении Перечня маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан" (в указанные перечни вошли все имевшиеся троллейбусные маршруты МУП "ЧТУ") МУП "ЧТУ" наряду с другими перевозчиками, действующими на территории Чувашской Республики, обязано осуществлять перевозки льготных категорий граждан на основании льготных проездных билетов (карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан) по утвержденным маршрутам.
Во исполнение программ по внедрению электронной системы оплаты проезда в общественном пассажирском транспорте на территории Чувашской Республики и Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.01.2008 N 21-р весь городской электрический транспорт г.Чебоксары оснащен мобильными терминалами кондуктора - электронными устройствами, считывающими информацию с карт и производящими регистрацию факта проезда.
С сентября 2012 года МУП "ЧТУ" перешло на электронную форму обслуживания льготных категорий граждан по картам для безналичной оплаты проезда, что позволило получить информацию об объеме оказанных транспортных услуг данной категории пассажиров.
В 2014, 2015 г.г. истец в соответствии с возложенной на него нормативно-правовыми актами Чувашской Республики обязанностью осуществлял перевозку граждан на городском наземном электрическом транспорте в городе Чебоксары на основании единых льготных проездных билетов.
18.12.2015 Минфин Чувашии перечислил на расчетный счет МУП "ЧТУ" денежные средства в размере 9 294 000 руб. в качестве возмещения части затрат, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым маршрутам в 2015 году, на основании соглашения от 17.12.2015 N 2/8 (л.д. 1, 94 Том 2).
Полагая, что МУП "ЧТУ" имеет убытки в виде не полученной провозной платы (выпадающих доходов) от перевозки указанной льготной категории пассажиров, не компенсированные из бюджета Чувашской Республики в полном объеме, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Как следует из пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы.
В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Как следует из указанного Постановления, споры о взыскании компенсации, не полученной от потребителей платы организациями, предоставившими потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) во исполнение законов, установивших льготы, являются спорами о взыскании убытков.
На основании статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.2010 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных детей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставленных субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Чувашская Республика (субъект Российской Федерации) приняла на себя обязанность по возмещению транспортным предприятиям за счет средств бюджета Чувашской Республики расходов по предоставлению льготного проезда гражданам как федерального, так и регионального регистра льготников.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 12 совместного Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование (ст. 16 ГК РФ) в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Исходя из Положения о Министерстве финансов Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2004 N 112, суд первой инстанции правомерно установил, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Чувашская Республика в лице Министерства финансов Чувашской Республики.
На основании части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Оценив с учетом названных норм процессуального права представленные участвующими в деле лицами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом факта причинения убытков, связанных с предоставлением услуг по перевозке по льготной цене для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При проверке представленного истцом расчета убытков, суд первой инстанции счел необходимым произвести его корректировку с применением иной методики расчета и исходных данных.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Чувашской Республике отсутствует утвержденный на законодательном уровне способ расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров.
При этом льготный проездной билет (карта для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан) предоставляет право неограниченного количества поездок на нескольких видах транспорта (организациями транспорта МУП "ЧТУ", Новочебоксарское МУПТТ, ГУП ЧР "Чувашавтотранс") и имеет фиксированную стоимость за один месяц. Так, в рамках спорного периода (2014-2015 г.г.) стоимость проезда на основании льготного проездного билета составляла за период по 31.01.2014 - 500 руб. в месяц (постановление Кабинета Министров ЧР от 08.12.2010 N 406 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров"), с 01.02.2014 - 600 руб. в месяц (постановление Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 N 566 "О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики").
При этом стоимость обычного месячного проездного билета для поездок в троллейбусе в г. Чебоксары, утвержденная в отношении МУП "ЧТУ" в установленном порядке, в рамках спорного периода (2014-2015 г.г.) составляла за период по 31.03.2015 - 650 руб. в месяц (постановление Кабинета Министров ЧР от 25.04.2012 N 143 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом"), с 01.04.2015 - 700 руб. в месяц (постановление Кабинета Министров ЧР от 25.02.2015 N 44 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом").
Указанные тарифы в установленном порядке истцом не оспаривались.
Денежные суммы, полученные уполномоченным оператором системы ООО "ЕТК" от пополнения льготных проездных билетов, распределялись между транспортными организациями, в том числе МУП "ЧТУ", исходя из доли в общем объеме перевозок, рассчитанной с учетом общего количества поездок на том или ином виде транспорта с использованием льготных проездных билетов в соответствующем месяце.
В материалы дела истцом в обоснование иска были представлены подготовленные ООО "ЕТК" информация об использовании карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики за период с января 2014 года по декабрь 2015 года; сводные отчеты о продаже и пополнении карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан за период с января 2014 года по декабрь 2015 года; сводные отчеты о стоимости фактически оказанных услуг льготным категориям граждан и распределении денежных средств от продажи и пополнения карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан между транспортными операторами за период с января 2014 года по декабрь 2015 года, утвержденные Минтрансом Чувашии (л.д. 18-182 Том 1).
Арифметическая верность расчетов, достоверность сведений, в том числе о количестве перевозок с использованием льготных проездных билетов, доле перевозчиков, отраженных в указанных отчетах, ответчиками не оспариваются.
Возражения Минфина Чувашии сводятся лишь к тому, что на основании льготных проездных билетов фактически могли осуществлять поездки граждане, не имеющие права на льготу, вследствие ненадлежащего контроля ООО "ЕТК" за оформлением и выдачей таких проездных билетов.
Суд первой инстанции с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил и проанализировал представленные истцом расчеты. При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам со схожими фактическими обстоятельствами.
Так, суд производит расчет убытков истца от перевозки льготных категорий следующим образом: (Стоимость обычного проездного - Стоимость льготного проездного) * Количество льготных проездных * Доля истца в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий.
При расчете убытков суд исходил из представленных в материалы дела сводных отчетов ООО "ЕТК" за период с января 2014 года по декабрь 2015 года, содержащих сведения, в том числе, о количестве льготных проездных, расчетов долей транспортных предприятий в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий, достоверность которых подтверждена уполномоченным органом Чувашской Республики - Минтрансом Чувашии,
Произведя арифметические расчеты с учетом указанных составляющих, приняв во внимание факт частичного возмещения Минфином Чувашии затрат, суд первой инстанции пришел в верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в сумме 12 928 458 руб. 51 коп.
Проверив расчет, выполненный судом первой инстанции, апелляционная коллегия судей признает его арифметически и методологически верным. Указанный расчет соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/10 по аналогичному делу, и основан на достоверных сведениях.
При этом суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод истца о необходимости применения в расчете убытков стоимости обычного проездного билета на два вида транспорта (троллейбус и автобус).
Учитывая, что истец осуществляет перевозки исключительно электротранспортом, возмещение недополученной платы возможно только за перевозки тем видом транспорта, который использует перевозчик для оказания услуг по перевозке граждан. Следовательно, применение в расчете стоимости обычного проездного билета на два вида транспорта (троллейбус и автобус) суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае считает недопустимым.
Доводам Минфина Чувашии о ненадлежащем исполнении ООО "ЕТК" принятых на себя обязательств судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается в полном объеме.
Минфин Чувашии утверждает, что при выдаче льготных проездных билетов со стороны ООО "ЕТК" не осуществлялся надлежащий контроль, льготные проездные билеты выдавались, в том числе лицам, не являющимся льготниками, поэтому любые возможные расчеты убытков будут основаны на недостоверных сведениях о количестве перевезенных льготных категорий граждан.
На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка транспортом общего пользования относится к публичным договорам, по условиям которого перевозчик обязан оказать соответствующую характеру его деятельности услугу в отношении каждого, кто к нему обратится. Следовательно, исходя из правовых оснований, технологических особенностей перевозочного процесса и его направленности на обслуживание населения города в целом, перевозки льготных и не пользующихся льготами категорий пассажиров могли производиться транспортными средствами истца одновременно. Соответствующие перевозки носят социальный характер, осуществляются по регулируемым тарифам.
Согласно статье 426, пункту 2 статьи 786, пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации единый льготный проездной билет является публичным договором перевозки пассажира.
В соответствии с Приказом Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 02.09.2009 N 04-13/90 МУП "ЧТУ" было предписано осуществлять перевозку пассажиров льготной категории по всем существующим в городе Чебоксары троллейбусным маршрутам.
Аналогичное требование содержится в Приказе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 10.04.2014 N 0203/39, в указанном нормативно-правовом акте перечислены все действующие маршруты МУП "ЧТУ".
Таким образом, действовавшие нормативные акты устанавливали для МУП "ЧТУ" обязанность осуществлять перевозку каждого, кто к нему обратился, по цене, установленной Кабинетом Министров Чувашии, в том числе и пассажиров, которым действующими правовыми актами предоставляется возможность использования единого льготного проездного билета. Отказ перевозчика от заключения публичного договора не допускается.
Как следует из Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 N 566 "О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики" оформление льготной карты осуществляет оператор системы при предъявлении документа, удостоверяющего личность и место жительства пользователя, и документа, подтверждающего принадлежность приобретающего ее лица к льготным категориям граждан.
Оператором системы является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию и организационное, техническое, информационное, финансовое сопровождение системы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за внедрение и функционирование системы безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики.
Согласно договору с уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за внедрение и функционирование системы безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики от 06.03.2014 ООО "Единая транспортная карта" являлось уполномоченным лицом, ответственным за изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда на автомобильным и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики. Указанный договор был в установленном порядке подписан между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, которое выступало от имени "Заказчика" и ООО "Единая транспортная карта" как "Оператора системы". Кроме того, согласно пункту 7 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 N 566 контроль за выполнением указанного Постановления был возложен на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 N 566 на транспортного оператора при оказании услуг по перевозке пассажиров возложена обязанность по обеспечению проезда по льготной карте на маршрутах, утвержденных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
МУП "ЧТУ" как транспортный оператор надлежащим образом выполнило возложенную на него обязанность по обеспечению проезда пассажиров по льготной карте по всем существующим в спорный период троллейбусным маршрутам в городе Чебоксары.
Таким образом, в спорный период МУП "ЧТУ" как перевозчик не являлось лицом, ответственным за правомерность выдачи карт для безналичной оплаты проезда льготным категориям граждан. На предприятии как транспортном операторе лежала обязанность по обеспечению проезда лиц, обеспеченных в установленном порядке льготной картой, по всем существующим троллейбусным маршрутам в городе Чебоксары, а не контроль за выдачей льготных карт.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что на добросовестного перевозчика МУП "ЧТУ" не могут быть возложены негативные последствия в случае, если бы имел место факт ненадлежащего оформления льготных проездных билетов оператором системы, определенным уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за внедрение и функционирование системы безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики.
Вопросы сопоставления различных регистров льготных категорий граждан и возможность их идентификации в результате их сопоставления не должны влиять на исполнение обязанности по возмещению недополученной перевозчиком платы за осуществление перевозки по льготным картам, так как предприятием соответствующая транспортная работа была выполнена в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов в полном объеме и надлежащим образом.
Кроме того, сам факт ненадлежащей выдачи льготных проездных билетов оператором системы ООО "ЕТК" надлежащими и достоверными доказательствами не подтвержден.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил обоснованный контррасчет убытков, подлежащих возмещению истцу.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности состава правонарушения, являющегося основанием для взыскания убытков.
В силу вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части в сумме 12 928 458 руб. 51 коп. В остальной части в удовлетворении иска отказал.
Довод Министерства финансов Чувашской Республики о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется, поскольку не основан на нормах действующего законодательства. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу суд первой инстанции установил факт недофинансирования расходов, понесенных истцом.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод об отсутствии оснований для взыскания убытков вследствие документальной необоснованности размера реального ущерба, причиненного истцу.
Факт причинения убытков и их размер подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Суд установил, что убытки истца связаны с предоставлением услуг по перевозке по льготной цене отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации; данные расходы не были компенсированы.
Аргументы заявителей апелляционных жалоб проверены арбитражным апелляционным судом, однако они признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.04.2018 по делу N А79-8434/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8434/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2019 г. N Ф01-5635/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики
Ответчик: Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР, Министерство финансов Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация города Чебоксары, КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты ЧР, КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной пожжержки" Министерства труда и социальной защиты ЧР, Министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР, ООО "Единая Транспортная карта"