г. Самара |
|
19 января 2018 г. |
дело N А55-14567/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
с участием:
от истца некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" - представитель Семакина Е.М., доверенность N 2 от 21.01.2018,
от ответчика закрытого акционерного общества "Айрон" - представитель Кокшин А.С., доверенность от 09.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Айрон" на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2017 по делу N А55-14567/2017 (судья Балькина Л.С.)
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666) к закрытому акционерному обществу "Айрон" (ОГРН 1026303949616, ИНН 6382008786) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец, НО "ФКР") обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Айрон" (далее - ответчик, ЗАО "Айрон") о взыскании 168 570,75 руб., в том числе долг 142 645, 30 руб. за период с 01.08.2014 по 31.10.2016 и пени 25 925,45 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2017 исковые требования удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное исследование доказательств по делу, просит отменить решение как незаконное и необоснованное,
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что содержание магазина продовольственных и непродовольственных товаров принадлежащего ЗАО "Айрон" на праве собственности, не является общим имуществом в многоквартирном доме, так как данный магазин имеет отдельные от дома технические характеристики, а также отдельный вход. Кроме того, содержание магазина продовольственных и непродовольственных товаров осуществляется своевременно и самостоятельно ЗАО "Айрон" в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), что подтверждено соответствующими документами, из которых следует что ответчик несет бремя содержания объекта в полном объеме, а также содержание коммунальных систем и всех своих мест общего пользования на своем объекте самостоятельно.
Также суд не рассмотрел полностью и всесторонне материалы дела, решение вынесено в предварительном судебном заседании, чем нарушил нормы процессуального права. Доводы ответчика подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны в судебном заседании его представителем.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
НО "ФКР" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее -Закон N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с чатью1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 2 статьи 28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Указанные положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (статьи 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно частям 1 и 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии частями 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2 и 3 статьи 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее -Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (статьи 171 ЖК РФ, часть 1 статьи 9 Закона 60-ГД в ред. закона Самарской области от 07.04.2014 N 32-ГД).
Согласно части 1 статьи 9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014, 2015, 2016 годы производится на основании постановлений Правительства Самарской области N 654 от 22.11.2013, N 784 от 17.12.2014, N 333 от 11.06.2015, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 руб. для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 руб.
С 1 июля по 31 декабря 2016 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 руб.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, д. 10 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР". Ответчику в данном многоквартирном доме на праве собственности принадлежит нежилое помещение (1030,6 кв.м, этаж N 1), что подтверждено выпиской из ЕГРП N 99/2017/14448526 от 13.04.2017.
Для уплаты взносов на капитальный ремонт истец выставил ответчику платежные документы, однако ответчик оплату не произвел, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 01.08.2014 по 31.10.2016 в размере 142 645,30 руб.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплаты суммы задолженности, которая ответчиком была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом по адресу: Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, д. 10, включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, утвержденный Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 10 февраля 2014 года N 403-П/1 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в городском округе Тольятти, на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта". Данный нормативно-правовой акт не обжаловался в судебном порядке, является действующим и обязателен для применения на территории городского округа Тольятти.
Изменения в постановление мэрии городского округа Тольятти от 10.02.2014 N 403-П/1 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в городском округе Тольятти, на счете регионального оператора -некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта", в региональную программу в отношении указанного дома, органом местного самоуправления не вносились.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Самарской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступает по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен многоквартирный дом.
Региональная программа, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, д. 10, утверждена постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707, соответственно, восьмимесячный срок истекает 31.07.2014, и обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников с 01.08.2014.
Таким образом, ответчик обязан оплачивать взносы на капитальный ремонт с 01.08.2014, однако указанной обязанности не исполняет.
Доводы ответчика о том, что его нежилое помещение не является общим имуществом многоквартирного дома, так как имеет отдельный от дома вход, технические характеристики, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, адрес присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации.
В соответствии с Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, нежилое помещение по адресу: Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, д. 10, площадью 1030,60 кв.м. принадлежит ответчику на праве собственности, и зарегистрировано как нежилое помещение многоквартирного дома.
Суд правильно указал, что наличие отдельного входа не свидетельствует о том, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику, является отдельным от многоквартирного дома.
При указанных обстоятельствах, поскольку доказательства оплаты задолженности по взносам на капитальный ремонт в сумме 142 645, 30 руб. ответчик не представил, заявленное истцом требование судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня (с 20.07.2016, в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 355-ФЗ, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем) наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В связи с неуплатой взносов на капительный ремонт истец начислил ответчику пени в размере 25 925,45 руб. за период с 11.09.2014 по 01.06.2017.
Проверив расчет пени, суд перовой инстанции признал его верным.
Поскольку материалами дела подтвержден факт просрочки ответчиком исполнения денежного обязательства, требования истца о взыскании с ответчика пени в сумме 25 925,45 руб. суд первой инстанции также обоснованно удовлетворил.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции были, были исследованы и обоснованно отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, в связи с рассмотрением для в предварительном судебном заседании
Из материалов дела видно, что ответчик, надлежащим образом извещенный о времени о месте предварительного и судебного заседания ( т.1, л. 143-144, 146) явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
С учетом представленных в материалы дела документов, суд первой инстанции завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству на основании части 4 статьи 137 АПК РФ, которыми предусмотрено, что если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
В определении суда о назначении предварительного заседания суд указал сторонам на возможность перехода к рассмотрению дела в стадии судебного разбирательства, каких-либо возражений на этот счет от них не поступило.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело без участия в судебном заседании представителя ответчика по имеющимся в деле документам.
Приложенные к апелляционной жалобе документы: копии договоров N 1122/871, N 44, N А24-17-дост. поставки, N А25-17-со, N 25 подряда, копии платежных поручений N 346, N 280, N 292, N 424, N 423, копии акта о приемке выполненных работ за июнь 2017 года, копии акта N БЕ-1219 от 14.07.2017 возвращены ответчику по ходатайству его представителя, заявленного в судебном заседании. Остальные документы, приложенные к апелляционной жалобе, имеются в материалах дела, в связи с чем также возвращены.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2017 по делу N А55-14567/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Айрон" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14567/2017
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: ЗАО "Айрон"