город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2018 г. |
дело N А53-27297/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от Южной оперативной таможни: Сердюкова В.Н. по доверенности от 11.01.2018 N 01-31/00157, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2017 по делу N А53-27297/2017 (судья Колесник И.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс"
к Астраханской таможне; Южной оперативной таможне
об оспаривании постановлений, о признании незаконным решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энерго-транс" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Астраханской таможне (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене постановлений от 15.06.2017 N 10311000-344/2017, N 10311000-345/2017, N 10311000-346/2017, N 10311000-347/2017, N 10311000-348/2017, N 10311000-349/2017, N 10311000-350/2017, N 10311000-351/2017, N 10311000-352/2017, N 10311000-353/2017, N 10311000-354/2017, N 10311000-355/2017, N 10311000-356/2017, N 10311000-357/2017, N 10311000-358/2017 о привлечении к административной ответственности и к Южному таможенному управлению (далее - заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконными решений от 17.08.2017 N 10314000/129ю/160А, N 10314000/129ю/161А, N 10314000/129ю/162А, N 10314000/129ю/163А, N 10314000/129ю/164А, N 10314000/129ю/165А, N 10314000/129ю/166А, N 10314000/129ю/167А, N 10314000/129ю/168А, N 10314000/129ю/169А, N 10314000/129ю/170А, N 10314000/129ю/171А, N 10314000/129ю/172А, N 10314000/129ю/173А, N 10314000/129ю/174А.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Энерго-транс" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что товары, за которые не уплачены и (или) не своевременно уплачены таможенные платежи ввозились обществом по поручениям принципалов на основании агентских договоров от 08.09.2016 N 7736/16-04-16, от 12.12.2016 N 7736-16-04-22, в соответствии с которыми именно принципалы (ООО "Мирторг" и ООО "Первый Фруктовый Холдинг" соответственно) обязаны своевременно перечислять денежные средства на уплату таможенных платежей за ввезённые товары. В свою очередь ООО "Энерго-Транс" письменно ещё до истечения сроков уплаты таможенных платежей требовало от принципалов их уплаты. Однако они (принципалы) этого не сделали или сделали не своевременно. Вследствие чего и были совершены вменённые административные правонарушения. В случаях, установленных в обжалуемых постановлениях ООО "Энерго-Транс" заблаговременно приняло все зависящие от него меры для уплаты таможенных платежей и подачи таможенных деклараций в установленные законом сроки, но таможенные декларации были поданы с нарушением сроков, а таможенные платежи не были уплачены или были несвоевременно уплачены исключительно вследствие бездействия принципалов.
В судебном заседании представитель Южной оперативной таможни апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/030217/ОБ000361 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "томаты свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-90 от 03.11.2016 из Исламской Республики Иран, и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
03.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/030217/ОБ000362 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-60 от 17.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
03.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/030217/ОБ000363 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "огурцы свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
03.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/030217/ОБ000364 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "томаты свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-163 от 16.01.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
03.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/030217/ОБ000365 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "томаты свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-163 от 16.01.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000366 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "томаты, огурцы свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-117 от 24.11.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000367 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000368 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000369 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000370 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "киви свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-69 от 25.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000371 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "огурцы свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000372 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "огурцы свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-65 от 21.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000373 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "огурцы свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-60 от 17.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000374 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "перец, баклажаны, томаты, киви свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-90 от 03.11.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
05.02.2017 ООО "Энерго-Транс" на Советский таможенный пост Астраханской таможни в письменной форме представило Обязательство N 10311100/050217/ОБ000375 (далее - Обязательство) о подаче таможенному органу декларации на товар - "укроп, петрушка свежие, урожай 2017 года", поступивший в рамках внешнеэкономического контракта N 7736-16-12-69 от 26.10.2016 из Исламской Республики Иран и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, то есть до 10.03.2017.
Обязанность по подаче таможенной декларации возникла у ООО "Энсрго-Транс" с даты выпуска товаром и подлежала исполнению до 10.03.2017.
ООО "Энерго-Транс" по вышеуказанным обязательствам подало на Советский таможенный пост Астраханской таможни декларации на товары (далее по тексту - ДТ) с нарушением срока, указанного в Обязательстве, поскольку электронная декларация поступила на компьютерный сервер таможенного поста после завершения рабочего дня, то есть в нерабочее время таможенного органа (дата и время подачи ДТ 10.03.2017 за пределами рабочего времени).
Таким образом, ООО "Энерго-Транс" поданы таможенные декларации 13.03.2017, то есть с нарушением предусмотренного законом срока.
Указанные обстоятельства послужили поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении ООО "Энерго-Транс" по части 1 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данным фактам должностным лицом таможенного органа в отношении общества было составлено 15 протоколов об административном правонарушении по части 1 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15.06.2017 заместитель начальника Астраханской таможни, рассмотрев протоколы об административных правонарушениях и материалы административных дел, вынес в отношении общества постановления по делам об административных правонарушениях N 10311000-344/2017, N 10311000-345/2017, N 10311000-346/2017, N 10311000-347/2017, N 10311000-348/2017, N 10311000-349/2017, N 10311000-350/2017, N 10311000-351/2017, N 10311000-352/2017, N 10311000-353/2017, N 10311000-354/2017, N 10311000-355/2017, N 10311000-356/2017, N 10311000-357/2017, N 10311000-358/2017, согласно которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 руб. по каждому постановлению. Не согласившись с вынесенными постановлениями от 15.06.2017, общество обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу.
17.08.2017 начальником отдела контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности Южной оперативной таможни вынесены решения N 10314000/129ю/160А, N 10314000/129ю/161А, N 10314000/129ю/162А, N 10314000/129ю/163А, N 10314000/129ю/164А, N 10314000/129ю/165А, N 10314000/129ю/166А, N 10314000/129ю/167А, N 10314000/129ю/168А, N 10314000/129ю/169А, N 10314000/129ю/170А, N 10314000/129ю/171А, N 10314000/129ю/172А, N 10314000/129ю/173А, N 10314000/129ю/174А, в соответствии с которыми постановления Астраханской таможни от 15.06.2017 N 10311000-344/2017, N 10311000-345/2017, N 10311000-346/2017, N 10311000-347/2017, N 10311000-348/2017, N 10311000-349/2017, N 10311000-350/2017, N 10311000-351/2017, N 10311000-352/2017, N 10311000-353/2017, N 10311000-354/2017, N 10311000-355/2017, N 10311000-356/2017, N 10311000-357/2017, N 10311000-358/2017, оставлены без изменения, а жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлениями и решениями административных органов, используя право на обжалование, ООО "Энерго-Транс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации.
Согласно статье 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, а том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемой решением Комиссии Таможенного союза. Если таможенная декларация не зарегистрирована а таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.
Срок подачи таможенных деклараций, документов и сведений по Обязательству в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 197 ТК ТС (выпуск товаров может, быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены: обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов н сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары) определен до 10.03.2017.
Согласно абзацу 1 подпунктам 1 и 3 пункта 2 статьи 197 ТК ТС при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и отношении этих товаров возникает у декларанта с даты такого выпуска и подлежит исполнению до истечения срока, указанного в пп. 2 п. 1 ст. 197 ТК ТС (не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров). При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации.
Таким образом, ООО "Энерго-Транс", в нарушение положений статьи 197 ТК ТС, в срок до 10.03.2017 не подало таможенную декларацию в таможенный орган и не представило необходимые документы и сведения, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помешаются товары.
ООО "Энерго-Транс" по спорным обязательствам подало на Советский таможенный пост Астраханской таможни декларацию на товары с нарушением срока, указанного в Обязательстве, поскольку электронная декларация поступила на компьютерный сервер таможенного поста после завершения рабочего дня, то есть в нерабочее время таможенного органа.
Пунктом 7 статьи 5 ТК ТС предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В соответствии с приказом Астраханской таможни от 10.02.2017 N 127 "Об утверждении служебного распорядка" окончание служебного времени должностных лиц Советского таможенного поста в пятницу - 16 часов 15 минут.
Между уполномоченным экономическим оператором - ООО "Энерго-Транс" и Астраханской таможней было заключено соглашение N 10311000/006 от 12.08.2016, определяющее порядок взаимодействия таможенных органов, осуществляющих таможенные операции, и уполномоченного экономического оператора при применении специальных упрощений, а также Регламент информационного обмена между ООО "Энерго-Транс" и таможенными органами, состав и форматы данных.
13.03.2017 (следующий рабочий день) на Советском таможенном посту Астраханской таможни осуществлена регистрация спорных деклараций на товары по вышеуказанным Обязательствам.
В соответствии со статьей 189 ТК ТС за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, декларант, то есть ООО "Энерго-Тране" несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
За несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации к (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Таким образом, ООО "Энерго-Транс", выступая в качестве декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование, пользуясь в соответствии со статьей 41 ТК ТС специальными упрощениями, не подало таможенную декларацию и не представило необходимые документы и сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещают, установленные статьей 197 ТК ТС.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
На момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении подлежит, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из смысла содержания данной статьи следует, что наличие или отсутствие вины юридического лица не зависит от осознанности или неосознанности действий его сотрудников. Для доказывания вины юридического лица достаточно установить наличие правовой и физической возможности соблюдения норм законодательства и, соответственно, непринятие лицом мер для реализации такой возможности.
В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают наличие вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Обществу назначено наказание в пределах санкции части 1 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 11000 руб.
Выпуск товаров до подачи декларации на товары регулируется статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 221 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), содержащей отсылочную норму к ТК ТС. Помимо этого, ФТС России утверждены Рекомендации для участников внешнеэкономической деятельности по применению выпуска товаров до подачи декларации на товары (далее - Рекомендации).
Согласно п.п. 2 пункта 1 статьи 197 ТК ТС одним из обязательных условий выпуска товаров до подачи таможенной декларации является представление декларантом в таможенный орган обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащего сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (далее - обязательство). Пункт 7 Рекомендаций также предусматривает, что декларация на товары подается в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров по обязательству, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров.
При этом по общему правилу одновременно с декларацией на товары в таможенный орган должны быть представлены документы, на основании которых она заполнена, если иное не установлено таможенным законодательством (ст. 183 ТК ТС, ст. 208 Закона N 311-ФЗ). Исключения из данного общего правила регулируются п. 3 ст. 183 ТК ТС и ч. 8 ст. 208 Закона N 311-ФЗ. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 183 ТК ТС, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров. Часть 8 ст. 208 Закона N 311-ФЗ устанавливает, что, если отдельные документы, на основании которых заполнена декларация на товары, не могут быть представлены одновременно с декларацией на товары, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. При этом декларант представляет письменное обязательство о представлении документов в установленный срок. Порядок представления лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений и необходимых для выпуска товаров, установлен ст. 219 указанного Федерального закона.
По смыслу статьи 214 Закона N 311 - ФЗ предоставление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенных деклараций является единой таможенной процедурой. Такой правовой подход сформирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации".
Моментом полного таможенного оформления товара является дата представления в таможенный орган полной таможенной декларации.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 Кодекса).
В силу подпункта 34 пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 12 Кодекса таможенным представителем является юридическое лицо, признаваемое таковым после включения в реестр таможенных представителей, и совершающее в рамках таможенного законодательства таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц на договорной основе.
Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. К их числу относятся декларирование товара и уплата таможенных платежей (статья 4 Кодекса).
Правовое регулирование, при котором на таможенного представителя возложена обязанность за результат проведения таможенных операций, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
В Законе N 311 -ФЗ содержатся ссылки на применение при таможенных операциях гражданского законодательства Российской Федерации, а также предусмотрено прямое регулирование таможенных отношений имущественного характера с использованием механизмов гражданского права. Так, пунктом 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 191-О-О "По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 144, пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 320, пункта 4.1 статьи 348 и пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, апелляционной коллегией не принимается довод ООО "Энерго-Транс" о том, что оно заблаговременно приняло все зависящие от него меры для уплаты таможенных платежей и подачи таможенных деклараций в установленные законом сроки, но таможенные декларации были поданы с нарушением сроков, а таможенные платежи не уплачены или несвоевременно уплачены исключительно вследствие бездействия принципалов.
Ссылаясь на наличие заключенных договоров с ООО "Мирторг" и ООО "Первый Фруктовый Холдинг", в силу которых обязанность по оплате таможенных платежей лежит на принципалах, общество не обосновало нарушение им сроков подачи деклараций по заявленным обязательствам.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2017 по делу N А53-27297/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27297/2017
Истец: ООО "ЭНЕРГО-ТРАНС"
Ответчик: АСТРАХАНСКАЯ ТАМОЖНЯ, Южное оперативная таможня, Южное таможенное управление
Третье лицо: Южная оперативная таможня