г. Самара |
|
19 января 2018 г. |
А65-13682/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Заляевой Д.Р. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/14),
от открытого акционерного общества "Сетевая компания" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2017 года по делу N А65-13682/2017 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань,
об отмене постановления от 02.05.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А04-665/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление) об отмене постановления от 02.05.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А04-665/2017.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N А04-665/2017 об административном правонарушении от 02 мая 2017 года о признании ОАО "Сетевая компания" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2017 года по делу N А65-13682/2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что решение и предписание в рамках дела NТ04-63/2017 вынесены Управлением в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством РФ; кроме того, заказчиком были нарушены требования части 1 статьи 2, пункта 7 части 9 статьи 4, пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Таким образом, заявитель правомерно привлечен Управлением к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В материалы дела поступил отзыв ОАО "Сетевая компания" на апелляционную жалобу Управления, в котором общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2017 года по делу N А65-13682/2017 оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из представленных по делу материалов, Решением УФАС по РТ по делу N Т04-63-2017 от 07.03.2017 г. жалоба ООО "КазанСнаб" на действия заказчика ОАО "Сетевая компания" при проведении открытого запроса цен в электронном виде N 31604415942 (N 2017/6-12) на предмет: "Оказание услуг по мойке автотранспорта" признана обоснованной. Заказчик - ОАО "Сетевая компания" признан нарушившим требования части 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3, пункта 7 части 9 статьи 4, пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Согласно пункту 4 резолютивной части решения по делу N Т04-63/2017 от 07.03.2017 г. решено передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
13.04.2017 г. антимонопольным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N А04-665/2017 и проведении административного расследования по факту нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом установлено следующее.
Извещение о проведении открытого запроса цен N 31604415942 (N 2017/6-12) на предмет: "Оказание услуг по мойке автотранспорта" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru - 02.12.2016 года.
Начальная максимальная цена договора - 20 271 600, 00 руб.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведении итогов закупки.
Согласно пункту 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Согласно пункту 3.1.7 Положения заказчика заказчик вправе без внесения изменений в извещение о закупке или закупочную документацию продлить срок подведения итогов закупки в любое время до истечения срока подведения итогов закупки, объявленного в закупочной документации, но в любом случае до окончания срока действия заявок участников закупки, с указанием причины такого продления.
В соответствии с пунктом 1.2.7 Документации заказчик вправе без внесения изменений в извещение о закупке или закупочную документацию продлить срок подведения итогов закупки в любое время до истечения срока подведения итогов закупки, объявленного в закупочной документации, но в любом случае до окончания срока действия заявок участников закупки, с указанием причины такого продления.
Однако пункт 7 части 9 статьи 4, пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках обязывает заказчика включить в извещение и документацию информацию о дате подведения итогов закупки. Таким образом, изменение даты подведения итогов закупки, влечет необходимость внесения изменений в извещение и документацию о закупке.
Следовательно, пункт 3.1.7 Положения, пункт 1.2.7 Документации заказчика противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, административный орган пришел к выводу, что заказчиком, были нарушены требования части 1 статьи 2, пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 3.2.5 (3) Положения заказчика участник любых закупочных процедур имеет право в письменной форме на бумажном носителе либо способами, предусмотренными закупочной документацией, обращаться к заказчику с вопросами о разъяснении положений закупочной документации.
В разделе 2.3 Документации заказчика предусмотрено: "Запросы на разъяснения положений закупочной документации могут быть направлены двумя способами:
- в письменной форме на бумажном носителе - на официальных бланках, подписанных уполномоченными лицами (заказное письмо с уведомлением, письмо доставленное нарочно). Такие запросы следует направлять в письменном виде за подписью руководителя участника или уполномоченного лица участника в Центральную закупочную комиссию ОАО "Сетевая компания" по адресу: 420094, г. Казань, ул. Бондаренко, 3;
- средствами ЭТП https://etp.gridcom-rt.ru.
Запросы на разъяснения положений закупочной документации должны быть получены не позднее, чем за 4 дня до истечения срока приема заявок, в противном случае заказчик имеет право их не рассматривать и не отвечать".
В ходе анализа документации, положения заказчика, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что документация не содержит конкретных сроков даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
По мнению антимонопольного органа, действия Заказчика, не установившего в документации о закупке дату начала и дату окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации об открытом запросе цен, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
21.04.2017 г., заместителем начальника отдела Татарстанского УФАС России, в присутствии законного представителя юридического лица ОАО "Сетевая компания" составлен протокол N А04-665/2017 об административном правонарушении по факту совершения действий, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
02.05.2017 г. по факту выявленных нарушений антимонопольным органом вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А04-665/2017, в соответствии с которым ОАО "Сетевая компания" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А04-665/2017 от 02.05.2017 г., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Субъектом ответственности являются, в том числе, юридические лица - заказчики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление антимонопольного органа об административном правонарушении от 02.05.2017 г. вынесено по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, составленного на основании решения Татарстанского УФАС России от 07.03.2017 г. по делу N Т04-63/2017.
Решение антимонопольного органа и предписание от 07.03.2017 по делу N Т04-63/2017 оспаривались ОАО "Сетевая компания" в рамках дела N А65-6864/2017.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2017 г. по делу N А65-6864/2017, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017, требования ОАО "Сетевая компания" удовлетворены, оспариваемые решение антимонопольного органа и предписание от 07.03.2017 г. по делу N Т04-63/2017 признаны недействительными. Судами сделаны выводы о том, что решение антимонопольного органа от 07.03.2017 г. по делу N Т04-63/2017 не отвечает требованиям Закона N 223-ФЗ, основам правового регулирования закупочной деятельности и специфике деятельности заказчика, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах и услугах.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции поддержаны судом кассационной инстанции (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2017 года по делу А65-6864/2017).
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения материалами настоящего дела не подтверждено.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что постановление о наложении штрафа по делу N А04-665/2017 об административном правонарушении от 02.05.2017 г. незаконно, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы Управления не опровергают обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела и дела N А65-6864/2017. Законность принятия антимонопольным органом решения по делу N Т04-63/2017 и законность привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ административным органом не доказаны и материалами настоящего дела не подтверждены.
Решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2017 года по делу N А65-13682/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13682/2017
Истец: ОАО "Сетевая компания", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара