город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2018 г. |
дело N А53-24107/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Никитина Н.А. по доверенности от 01.02.2017, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель Субботин В.М. по доверенности от 09.01.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области,
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.11.2017 по делу N А53-24107/2017,
по заявлению публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер",
к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области,
о признании недействительным решения,
принятое судьей Бондарчук Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 30.06.2017 N 1.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2017 требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным решение учреждения от 30.06.2017 N 1 о привлечении публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" и в доначислении страховых взносов в сумме 412 508, 82 руб., пеней в сумме 50 385, 04 руб. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 82 501, 76 руб. как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Решение мотивировано тем, что выводы Учреждения в части доначисления страховых взносов на суммы, произведенные в пользу работников при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости, не соответствуют закону, в связи с чем, доначисление взносов на основании спорного решения является неправомерным.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил определение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит (не подлежит) удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов публичным акционерным обществом "ТрансКонтейнер" филиал на Северо-Кавказской железной дороге.
По результатам выездной проверки был составлен акт от 03.03.2017 N 2. 30.03.2017 Учреждением по результатам рассмотрения материалов выездной проверки вынесено решение N 2 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Обществом подана жалоба (от 12.04.2017 N 541/НКП) на решение от 30.03.2017 N 2, по результатам рассмотрения которой Учреждением отменено указанное решение и 28.04.2017 принято решение о проведении повторной проверки.
По результатам проведенной проверки Учреждение вынесло решение от 30.06.2017 N 1 о привлечении публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер" филиал на Северо-Кавказской железной дороге к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно указанному решению, Учреждение пришло к выводу о том, что в 2015-2016 годах общество занизило базу для начисления страховых взносов на сумму начисленных и полученных единовременных поощрений при увольнении впервые и связи с уходом на пенсию, на сумму 1258752,19 руб. в 2015 году и 527783,56 руб. в 2016 году, в результате чего образовалась:
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 321 395 руб. 50 коп. за период с 01.01.2015 по 31.12.2016;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 91 113 руб. 32 коп. за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Не согласившись с вынесенным решением, публичное акционерное общество "ТрансКонтейнер" филиал на Северо-Кавказской железной дороге обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права из законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее -Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не облагаются страховыми взносами (в том числе, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из указанного следует, что принципиальные подходы при определении сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами как по Федеральному закону N 212-ФЗ, так и по Федеральному закону N 125-ФЗ являются одинаковыми и зависят от того, связаны ли выплаты с трудовыми отношениями, либо носят социальную направленность, не зависящую от характера и результата труда, заработной платы работника.
В соответствии со статьей 129 трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Статьей 144 трудового кодекса Российской Федерации установлено право работодателя, устанавливать стимулирующие выплаты.
К выплатам стимулирующего характера относятся различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Согласно статье 164 трудового кодекса Российской Федерации компенсации -денежные выплаты, установленные в целях возмещения затрат, связанных с исполнением работниками трудовых и иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статья 15 трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Согласно материалам дела, общество является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта, на которого распространяется отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта. Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие условия оплаты труда, режимов труда и отдыха, развития кадрового потенциала, занятости, предоставления социальных гарантий, права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства в железнодорожной отрасли.
В пункте 8.2 Отраслевого соглашения на 2014 - 2016 годы определено, что для сохранения сложившейся в организациях железнодорожного транспорта системы социальных гарантий, предоставляемых работникам за счет средств работодателя.
Стороны договорились о том, что организации железнодорожного транспорта предусматривают предоставление ряда социальных гарантий, в том числе согласно подпункту 8.2.2 Отраслевого соглашения выплату единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении работников из организаций железнодорожного транспорта в связи с уходом на пенсию впервые независимо от возраста, в том числе по инвалидности первой группы и второй группы, в следующих размерах при стаже работы на железнодорожном транспорте:
- от 5 до 10 лет (для мужчин), от 5 до 10 лет (для женщин) - среднемесячный заработок;
- с 10 до 20 лет (для мужчин), с 10 до 15 лет (для женщин) - два среднемесячных заработка;
- с 20 до 25 лет (для мужчин), с 15 до 20 лет (для женщин) - три среднемесячных заработка;
- с 25 до 30 лет (для мужчин), с 20 до 25 лет (для женщин) - четыре среднемесячных заработка;
- с 30 до 35 лет (для мужчин), с 25 до 30 лет (для женщин)- пять среднемесячных заработков;
- свыше 35 лет (для мужчин), свыше 30 лет (для женщин) - шесть среднемесячных заработков".
В целях реализации указанной нормы отраслевого соглашения общество внесло в коллективный договор на 2014 - 2016 года, зарегистрированный Правительством Москвы 25.12.2013 за N 4-1291, соответствующий пункт 3.6.2, согласно которому работникам, освобожденным представителям выборных органов профсоюзных организаций при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию независимо от возраста, в том числе по инвалидности первой группы и второй группы, выплачивается единовременное поощрение в размерах, зависящих от стажа работы на железнодорожном транспорте, указанных выше.
Соответственно, выплаты, произведенные обществом согласно отраслевому соглашению и коллективному договору в пользу и в интересах работников за их добросовестный труд на железнодорожном транспорте при выходе впервые на пенсию, не связаны с результатом труда, носят единовременный характер, направлены на социальную поддержку в связи с прекращением трудового договора по причине выхода на пенсию и не являются оплатой труда. Данные выплаты носят социальный характер, и направлены на воздание почести работникам железнодорожного транспорта, посвятившим свою трудовую жизнь железнодорожной отрасли, при их уходе на пенсию впервые.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные суммы единовременного поощрения, выплаченные согласно коллективному договору работникам, добросовестно трудившимся долгое время в железнодорожной отрасли, при их выходе впервые на пенсию, обоснованно не включены ПАО "ТрансКонтейнер" в базу для исчисления страховых взносов, что исключает доначисление страховых взносов, начисление пеней и штрафов.
Доводы Учреждения основаны на ошибочном толковании положений статьи 178 трудового кодекса Российской Федерации и положений подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает выводу суда первой инстанции о том, что выводы Учреждения в части доначисления страховых взносов на суммы, произведенные в пользу работников при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости, не соответствуют закону, в связи с чем, доначисление взносов на основании спорного решения является неправомерным.
Незаконное решение государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области одновременно нарушает и экономические права страхователя, поскольку обязывает страхователя начислять и уплачивать страховые взносы, которые страхователь в соответствии с действующим законодательством о социальном страховании не обязан исчислять и уплачивать.
Сходный правовой подход изложен в судебных актах по дела А14-11054/2015, А60-42991/2014, А14-16185/2016.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2017 по делу N А53-24107/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24107/2017
Истец: ПАО "ЦЕНТР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
Ответчик: ГУ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ