г. Саратов |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А12-29428/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чувашкиной Натальи Петровны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 ноября 2017 года по делу N А12-29428/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Чувашкиной Натальи Петровны (г. Волгоград)
к Администрации Дзержинского района Волгограда (ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373, 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 122)
заинтересованное лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (ОГРН 1023402981656, ИНН 3443906199, 400075, г. Волгоград, ул. Республиканская, д. 19)
о признании незаконным распоряжения,
при участии в судебном заседании представителей:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась индивидуальный предприниматель Чувашкина Наталья Петровна (далее - заявитель, ИП Чувашкина Н.П., предприниматель) с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Дзержинского района г. Волгограда (далее - Администрация) от 15.08.2017 "Об утверждении решения комиссии о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории района" в части утверждения решения о сносе павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, у дома N 84, павильон "Держава Квас", как противоречащее постановлению Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" (в редакции постановлений Администрации Волгограда от 28.05.2013 N 991, от 01.08.2017 N 913, от 09.11.2015 N 1549, от 05.05.2016 N 627, от 29.06.2016 N 979, от 29.03.2017 N 418).
Решением от 01 ноября 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области требование индивидуального предпринимателя Чувашкиной Натальи Петровны о признании незаконным распоряжения Администрации Дзержинского района г. Волгограда от 15.08.2017 "Об утверждении решения комиссии о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории района" в части утверждения решения о сносе павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, у дома N 84, павильон "Держава Квас" как противоречащее постановлению Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" (в редакции постановлений Администрации Волгограда от 28.05.2013 N 991, от 01.08.2017 N 913, от 09.11.2015 N 1549, от 05.05.2016 N 627, от 29.06.2016 N 979, от 29.03.2017 N 418), оставил без удовлетворения.
Суд также отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.08.2017 в рамках дела N А12-29428/2017.
ИП Чувашкина Н.П. не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.12.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы (далее - Схема от 01.02.2017 N 132).
Согласно Схеме от 01.02.2017 N 132 место размещения 1.1453 по адресу: Волгоград. Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, у дома N 84, является компенсационным местом с элементами благоустройства.
По результатам рассмотрения обращения ИП Чувашкиной Н.П. в администрацию Дзержинского района Волгограда о предоставлении компенсационного места между ИП Чувашкиной Н.П. и Администрацией Дзержинского района г. Волгограда заключен договор от 13.06.2017 N ДЗР/2017-217 на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда (далее - Договор); номер места размещения объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов 1.1453.
Однако, в ходе обследования земельного участка, Администрацией установлено, что павильон располагается вне установленного места размещения (место 1.1453 Схема от 01.02.2017 N 132).
Из акта обследования земельного участка от 04.08.2017 N 3/610-17-ДЗР усматривается, что на земельном участке по адресу: г. Волгоград, бульвар 30-летия Победы, у дома N 84 размещен торговый павильон (размер объекта 3.0-м на 6.0-м площадью 18.0 кв.м.) с вывеской "Держава Квас". Сведения о предоставлении права на размещение киоска отсутствуют. В отношении данного земельного участка процедура разграничения не проведена, земля находится в государственной собственности.
Уведомление с предложением добровольного демонтажа в срок до 15.08.2017 размещено на объекте 09.08.2017.
Информация о выявленном объекте опубликована в газете "Городские вести" 10.08.2017.
На заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района г. Волгограда 07.08.2017 принято решение о том, что в случае неисполнения собственниками объектов предложения о добровольном демонтаже рекомендовать демонтировать (перенести) указанный нестационарный объект.
Администрацией Дзержинского района Волгограда принято распоряжение от 16.08.2017 N 293-17-р "Об утверждении решения комиссии о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории района", в том числе в отношении объекта расположенного по адресу: Волгоград бульвар 30-летия Победы, у дома N 84 с вывеской "Держава Квас" (л.д. 88-91).
Информация о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов опубликована 16.08.2017 Администрацией района на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения"; 17.08.2017 информация о демонтаже самовольно установленного объекта опубликована в газете "Городские вести".
Не согласившись с распоряжением Администрации об утверждении решения комиссии о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории района, ИП Чувашкина Н.П. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что распоряжение Администрации Дзержинского района г.Волгограда от 16.08.2017 "Об утверждении решения комиссии о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории района" в части утверждения решения о сносе павильона, расположенного по адресу: г.Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, у дома N 84, павильон "Держава Квас" соответствует постановлению Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" (в редакции постановлений администрации Волгограда от 28.05.2013 N 991, от 01.08.2017 N 913, от 09.11.2015 N 1549, от 05.05.2016 N 627, от 29.06.2016 N 979, от 29.03.2017 N 418); оспариваемое распоряжение не возлагает на ИП Чувашкину Н.П. обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 4 февраля 2016 года N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Как следует из материалов дела, ранее между предпринимателем и Администрацией Волгограда был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N 3/101-12моб от 08.06.2012 для размещения торгового киоска по адресу г.Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, у дома N 84, учетный номер 3-0-589моб (л.д. 27-35).
Данный киоск в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", не включен.
Однако в Схеме от 01.02.2017 N 132 было предусмотрено компенсационное место с элементами благоустройства по адресу: Волгоград. Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, у дома N 84 (место размещения 1.1453).
В соответствии с п. 2.9 Решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513 (ред. от 28.06.2017) "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда" Договор на размещение заключается на срок, установленный пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка и не превышающий срок действия Схемы.
По результатам рассмотрения обращения ИП Чувашкиной Н.П. в Администрацию Дзержинского района Волгограда о предоставлении компенсационного места между ИП Чувашкиной Н.П. и Администрацией Дзержинского района г. Волгограда заключен договор от 13.06.2017 N ДЗР/2017-217 на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда; номер места размещения объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов 1.1453.
Однако в ходе обследования земельного участка, Администрацией установлено, что павильон располагается вне установленного места размещения согласно Схеме от 01.02.2017 N 132 (место 1.1453) и приложению N1 к договору от 13.06.2017 N ДЗР/2017-217 "ситуационный план размещения нестационарного торгового объекта" (л.д. 100) по старому месту расположения (учетный номер 3-0-589моб) (л.д. 35, 80).
При этом, как указано выше, киоск с учетным номером 3-0-589моб в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132, не вошел.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на договор краткосрочной аренды земельного участка N 3/101-12моб от 08.06.2012 и дополнительное соглашение N 1 к нему от 28.02.2013 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку предпринимателю предоставлено компенсационное место на размещение нестационарного торгового объекта по данному адресу, заключен соответствующий договор сроком до 31.12.2021 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нестационарный объект со старым местом расположения эксплуатируется заявителем без правовых оснований на его размещение.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
В соответствии с постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 г. N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" распоряжением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 19.11.2015 N 229-15-р создана комиссия по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории района.
Порядок демонтажа регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрации направляют в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения. Сообщение также направляется администрациями в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании. Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа объекта. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов.
Согласно пункту 6 Порядка, на основании решения комиссии, администрации в 7-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже объекта. В день издания распоряжения администрации о демонтаже объекта администрация размещает его на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения" и направляет в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда до 15.00 час. дня, предшествующего выходу официального муниципального печатного издания. Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда публикует распоряжение администрации о демонтаже объекта в ближайшем выпуске официального средства массовой информации, публикующего муниципальные правовые акты.
В данном случае, поскольку судами установлено, что спорный нестационарный объект эксплуатируется заявителем без правовых оснований на его размещение, оспариваемые действия Администрации являются правомерными и не нарушают прав предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ИП Чувашкиной Н.П. удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ИП Чувашкиной Н.П. подлежала уплате государственная пошлина в сумме 150 руб.
Чеком-ордером от 12.12.2017 ИП Чувашкиной Н.П. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ИП Чувашкиной Н.П. следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2850 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 ноября 2017 года по делу N А12-29428/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Чувашкиной Наталье Петровне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 руб., излишне уплаченную чеком-ордером от 12.12.2017. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29428/2017
Истец: Чувашкина Наталья Петровна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: МБУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА"