г. Москва |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А41-50225/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Победа" - Высоковская И.П. и Морозова В.В., по доверенности от 14.09.2017,
от ТУ Росимущества в Московской области - Ланчава Л.М., по доверенности от 30.10.2017,
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от администрации Красногорского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Марриет" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2017, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по делу N А41-50225/17 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Победа"" об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96, внесении в ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора: ТУ Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Администрации Красногорского муниципального района Московской области, ООО "Марриет",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с иском к ООО "Победа", в котором просил:
- истребовать из незаконного владения ООО "Победа" земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:96, площадью 10732,32 кв.м., входящий в состав участка лесного фонда в квартале 41 Красногорского участкового лесничества Истринского лесничества;
- внести изменения в ЕГРН об исключении сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, коммунальная зона "Красногорск-Митино".
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Администрация Красногорского муниципального района Московской области, ООО "Марриет".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и просила обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Победа" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, Управления Росреестра по Московской области, администрации Красногорского муниципального района Московской области и ООО "Марриет", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ПОБЕДА" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96, площадью 10680 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 25.11.2017.
Право ООО "ПОБЕДА" зарегистрировано в установленном порядке 16.05.2016.
Согласно справке о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, подготовленной истцом с использованием системы РГИС Московской области, имеется наложение данного участка на земли лесного фонда, а именно, квартал 41 Красногорского участкового лесничества Истринского лесничества, площадь наложения составляет 10732,32 кв.м.
Комитет лесного хозяйства, считая, что указанный земельный участок накладывается на земли лесного фонда, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник (титульный владелец) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, решением внеочередного общего собрания участников ООО "ПОБЕДА" от 20.11.2015 одобрена сделка общества по принятию от участника общества ООО "Марриет" в уставный капитал ООО "ПОБЕДА" следующих объектов недвижимого имущества:
1) земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: размещение телевизионной и радиовещательной студии, общая площадь 10680 кв. м, кадастровый номер 50:11:0010104:96,
2) сооружения: Сети Энергоснабжения, назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 250 п.м., инв. N 090:029-12582, лит. W, кадастровый номер: 50:11:0010417:5766,
3) сооружения: Сети теплоснабжения, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженность 100 п.м., инв. N 090:029-12582, кадастровый номер: 50:110010417:5765,
4) сооружение: Сети Водопровода, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженность 150 п.м., инв. N 090:029-12582 лит. В. кадастровый номер: 50:110010417:5763,
5) сооружения: Сети Канализации, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженность 150 п.м.. инв. N 090:029-12582. кадастровый номер: 50:11:0000000:20990,
6) комплексного здания (гараж, редакция, мастерская), назначение: нежилое, общая площадь 527,70 кв. м, инв. N 090:029-5658 лит. В, кадастровый номер: 50:11:0000000:20991,
7) здания: Техническое здание, назначение: нежилое, общая площадь 1313.60 кв. м. инв. N 090:029-5658, кадастровый номер: 50:11:0000000:20986,
8) здания: Хранилище, назначение: нежилое, общая площадь 324,70 кв. м, инв. N 090:029-5658 лит. А, кадастровый номер: 50:11:0000000:20988 (л.д. 35-36, т.3).
Право собственности ООО "ПОБЕДА" на здание хранилища площадью 324,70 кв.м зарегистрировано 16.06.2016, права на земельный участок 50:11:0010104:96 и иные объекты зарегистрированы в ЕГРН 16.05.2016.
Как следует из дела правоустанавливающих документов, на момент передачи объектов недвижимости ООО "Марриет" являлось собственником названных объектов на основании договора купли-продажи от 29.07.2011 (л.д. 131-139, т.4), право собственности ООО "Марриет" было зарегистрировано 09.08.2011 (л.д. 140, т.4).
Протоколом внеочередного общего собрания участников ООО "Марриет" от 11.11.2015 одобрена сделка по передаче в уставный капитал ООО "Победа" недвижимого имущества, расположенного в том числе по адресу: Московской области, Красногорский район, д. Пенягино, Коммунальная зона, в/г 49 (л.д. 37, т.3).
Доказательств признания сделки, в результате которой ответчик приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:96 недействительной, иных доказательств признания порочности оснований приобретения прав на спорный земельный участок, в том числе признания права отсутствующим, в материалах дела не имеется.
Согласно п. 36 Постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22 в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Как указывает истец, сведения о лесном участке квартал 41 Красногорское участковое лесничество Истринское лесничество содержатся в государственном лесном реестре, отражены в лесоустроительной документации.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, государственный лесной фонд сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств наличия права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок или его часть в дело не представлено.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Из части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Лесные участки, с которыми, по мнению Комитета лесного хозяйства Московской области, имеется пересечение, на государственный кадастровый учет не поставлены.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Комитет лесного хозяйства, обосновывая пересечение земельного участка с землями лесного фонда, в качестве доказательств пересечения спорного земельного участка с границами лесного фонда, ссылается на Справку пересечения границ земельного участка, подготовленной на основании ГИС МО "Региональная геоинформационная система Московской области", а также материалов лесоустройства.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку такими доказательствами в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут являться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
РГИС МО стала внедряться на территории Московской области после 23.10.2012, т.е. позднее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96 - 07.06.2005.
Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание также то обстоятельство, что формирование спорного земельного участка осуществлено в 1999 году Постановлением Главы Красногорского района Московской области от 17.12.1999 N 1353/1-12, которым утверждены границы земельного участка площадью 1,068 га по фактическому пользованию, перерегистрируемого ЦТРС "Славянка" в бессрочное (постоянное) пользование в коммунальной зоне "Красногорск-Митино" (л.д. 17,т.1).
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:96 поставлен на кадастровый учет 07.06.2005, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений ст.ст. 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Как следует из кадастрового дела, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:96 на момент постановки на кадастровый учет имел описание границ (л.д. 12, 29-44, т.1).
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96 уточнены в 2007 году, что подтверждается Выпиской исходных геодезических данных, пояснительной запиской кадастровых инженеров, каталогом координат, материалами полевых и камеральных работ, картами (планом) границ частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, содержащимися в кадастровом деле (л.д. 128-160, т.2).
Сведений о пересечении границ, наложении земельного участка на земли лесного фонда, в межевом деле не имеется.
Доказательства оспаривания права ответчика на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:96, а также доказательства того, что его площадь, границы, категории земель, постановка на кадастровый учет признаны незаконными, в материалах дела отсутствуют.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что земельный участок ответчика с кадастровым номером 50:11:0010104:96 в момент постановки на кадастровый учет имел привязку к местности, координаты характерных точек границ земельного участка в установленном порядке были внесены в ГКН в момент его формирования, кадастровое и межевое дела подтверждают наличие первичных документов, на основании которых сформирован земельный участок, участок в установленном законом порядке отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Согласно ст. 7 указанного закона, п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона).
Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что положения данного закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Согласно материалам кадастрового и межевого дел, а также не оспорено лицами, участвующими в деле, на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010104:96 расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "ПОБЕДА":
1) сооружение: Сети Энергоснабжения, назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 250 п.м., инв. N 090:029-12582, лит. W, кадастровый номер: 50:11:0010417:5766Сооружение: Сети теплоснабжения, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженность 100 п.м., инв. N 090:029-12582, кадастровый номер: 50:110010417:5765,
2) сооружение: Сети Водопровода, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженность 150 п.м., инв. N 090:029-12582 лит. В. кадастровый номер: 50:110010417:5763,
3) сооружение: Сети Канализации, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженность 150 п.м.. инв. N 090:029-12582. кадастровый номер: 50:11:0000000:20990,
4) комплексное здание (гараж, редакция, мастерская), назначение: нежилое, общая площадь 527,70 кв. м, инв. N 090:029-5658 лит. В, кадастровый номер: 50:11:0000000:20991,
5) здание: Техническое здание, назначение: нежилое, общая площадь 1313.60 кв. м. инв. N 090:029-5658, кадастровый номер: 50:11:0000000:20986,
6) здание: Хранилище, назначение: нежилое, общая площадь 324,70 кв. м, инв. N 090:029-5658 лит. А, кадастровый номер: 50:11:0000000:20988.
Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам на данные объекты они составлены по состоянию на 2006-2007 гг. (л.д. 49-108, т. 1).
При этом, доказательств нахождения на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010104:96 объектов лесной инфраструктуры на момент формирования земельного участка или в настоящий момент, в материалах дел анне имеется.
Как следует из дела правоустанавливающих документов, на момент передачи спорного земельного участка в уставный капитал ООО "ПОБЕДА" предыдущий правообладатель (ООО "Марриет") являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96 на основании договора купли-продажи от 29.07.2011, право собственности ООО "Марриет" было зарегистрировано 09.08.2011.
Таким образом, судом установлено, что на земельном участке ответчика с кадастровым номером 50:11:0010104:96 расположены объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы за собственником земельного участка ООО "ПОБЕДА", право предыдущего правообладателя зарегистрировано в ЕГРН до 1 января 2016 года, в связи с чем к данным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а именно, принадлежность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96 к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно Выписке из ЕГРН от 25.11.2017 категория земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96 - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
При таких обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:96 не может быть отнесен к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области об истребовании из незаконного владения ООО "Победа" земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96, площадью 10732,32 кв.м., является правомерным.
Истцом заявлено также требование о внесении изменений в ЕГРН об исключении сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, коммунальная зона "Красногорск-Митино".
Поскольку в удовлетворении требования Комитета лесного хозяйства об истребовании у ООО "Победа" земельного участка отказано, оснований для удовлетворения требования по внесению изменений в ЕГРН об исключении сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:96 также не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, о том, что сведения о пересечении границ земельного участка ответчика с землями лесного фонда, содержатся в Региональной географической информационной системе Московской области, отклонены арбитражным апелляционным судом, поскольку в данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательством того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований оказано также на том основании, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим истцом по настоящему спору.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства ссылает также на то, что он является надлежащим истцом по настоящему иску.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим истцом по настоящему спору.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, в состав полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в соответствии с положения статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В рамках передаваемых полномочий отсутствует указание на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
В то же время, в соответствии с пунктом 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, именно данный федеральный орган государственной власти имеет право обращаться с исками в суды и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции об отказе в иске не имеется.
Апелляционная жалоба Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2017 по делу N А41-50225/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50225/2017
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ООО "ПОБЕДА"
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области, ООО "Марриет", Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Московской области, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ