г. Саратов |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А12-24516/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лакомка"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2017 года по делу N А12-24516/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лакомка" (ОГРН 1023403460134, ИНН 3444068101, 400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 13)
к Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, 400066, г. Волгоград, ул. Им. Володарского, д. 5),
Департаменту экономического развития администрации Волгограда (ОГРН 1143443004913, ИНН 3444212362, 400005, г. Волгоград, ул. 13-Й Гвардейской, д. 12)
третьи лица: Администрация Центрального района Волгограда (ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169, 400066, г. Волгоград, пр-т Им. В.И. Ленина, д. 15),
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200, 400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Лакомка" (далее - заявитель, Общество, ООО "Лакомка") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 112), о признании незаконными действий Администрации Волгограда (далее - Администрация), выразившихся в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения киоска, расположенного в Центральном районе г. Волгограда по адресу: пр. им. В.И. Ленина, 27 (остановка "Педагогический университет", номер в графической схеме 1.64, вид объекта: киоск; специализация объекта: продовольственные товары; площадь, занимаемая объектом: 13,24 кв.м.; собственник земельного участка: права не разграничены); об обязании Администрации Волгограда включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения киоска, расположенного в Центральном районе г. Волгограда по адресу: пр. им. В.И. Ленина 27 (остановка "Педагогический университет", вид объекта: киоск; специализация объекта: продовольственные товары; площадь, занимаемая объектом: 13,24 кв.м.).
Решением от 10 ноября 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении требований отказал в полном объеме.
ООО "Лакомка" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрация Центрального района Волгограда просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.12.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Как следует из сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, Департамент экономического развития администрации Волгограда, являющийся заинтересованным лицом по настоящему делу, ликвидирован 01.12.2017.
В соответствии с Положением о Комитете экономического развития администрации Волгограда, утвержденном постановлением Администрации Волгограда от 26.06.2017 N 1011, Комитет является уполномоченным органом по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку ликвидация Департамента экономического развития администрации Волгограда связана с реорганизацией структурных подразделений Администрации Волгограда, в процессе которой функции и полномочия по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда переданы Комитету экономического развития администрации Волгограда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для замены Департамента экономического развития администрации Волгограда на Комитет экономического развития администрации Волгограда.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Администрацией Центрального района Волгограда с ООО "Лакомка" заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 04/207-16 от 17.08.2016: киоска, расположенного в Центральном районе г. Волгограда по адресу: пр. им. В.И. Ленина, 27 (остановка "Педагогический университет", номер в графической схеме 1.64. Срок действия указанного договора на размещение - до 31.12.2017.
ООО "Лакомка" обратилось в Администрацию Центрального района Волгограда о включении в проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Администрацией Центрального района Волгограда в соответствии с Порядком от 04.02.2016 N 14-ОД заявленное ООО "Лакомка" место 1.833 по пр. В.И. Ленина, 27 (остановка "Педагогический университет") было включено в Проект Схемы и направлено на согласование в соответствующие уполномоченные органы.
По результатам согласования структурных подразделений и заседания 18.01.201719.01.2017, 30.01.2017 межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда указанное место для размещения нестационарного торгового объекта не включено в Схему по причинам:
- предполагаемое место для размещения киоска расположено в границах комплексного благоустройства земельного участка, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда";
- предполагаемое место для размещения киоска расположено в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки пр. Ленина"1950-е гг.". Размещение НТО не соответствует установленному приказом министерства культуры Волгоградской области от 31 января 2013 N 01-20/038 (в действующей редакции) правовому режиму использованию земель в границах объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки пр. Ленина" 1950-е гг.".
Не согласившись с действиями Администрации Центрального района Волгограда по невключению в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения киоска, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые действия соответствуют Закону N 381, Порядку от 04.02.2016 N 14-ОД. Права и охраняемые законом интересы ООО "Лакомка" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями не нарушены.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы принимается в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (далее - Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
В соответствии с Порядком решение об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается межведомственной комиссией администрации Волгограда.
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Постановлением Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями Администрации Волгограда - Департаментом экономического развития администрации Волгограда, Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, Комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, Комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 постановления Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" Департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проект постановления Администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 3.10 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов правовые акты о внесении изменений в схему подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Не позднее 10 календарных дней после принятия правового акта о внесении изменений в схему актуализированная версия схемы в электронном виде представляется уполномоченным органом в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере торговой деятельности.
Пунктом 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что основанием для исключения места размещения нестационарного торгового объекта является также несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, по результатам согласования структурных подразделений и заседания 18.01.201719.01.2017, 30.01.2017 межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда указанное место для размещения нестационарного торгового объекта не включено в Схему по причинам:
- предполагаемое место для размещения киоска расположено в границах комплексного благоустройства земельного участка, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда";
- предполагаемое место для размещения киоска расположено в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки пр. Ленина"1950-е гг.". Размещение НТО не соответствует установленному приказом министерства культуры Волгоградской области от 31 января 2013 N 01-20/038 (в действующей редакции) правовому режиму использованию земель в границах объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки пр. Ленина" 1950-е гг.".
В соответствии с пунктом 2.14 приказа Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД в редакции от 17.03.2017, "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" основанием для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта, а именно о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей).
Согласно приложению 3 к приказу Министерства культуры Волгоградской области от 31.01.2013 N 01/20-038 для территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки пр. Ленина", 1950-е гг. установлен запрет на проектирование и проведение любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ, разрешенных данным правовым режимом использования земель в границах территории объекта культурного наследия.
При таких обстоятельствах органом местного самоуправления сделан вывод о невозможности включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда нестационарного объекта, расположенного по адресу: пр. В.И. Ленина, 27 (остановка "Педагогический университет").
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Кроме того, признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
В настоящее время Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы утверждена постановлением Администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132 и является нормативным правовым актом.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2016 N 117-АПГ15-8, а также изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 60-КГ15-2.
В настоящее время категория дел об оспаривании нормативных правовых актов подведомственна судам общей юрисдикции в силу положений пункта 1 части 2 статьи 1 и статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ оказания услуг на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132, в установленном порядке заявителем не оспорена.
Исходя из изложенного, требования заявителя, в том числе в части восстановления нарушенного права в виде обязания Администрации Волгограда включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения киоска, расположенного в Центральном районе г. Волгограда по адресу: пр. им. В.И. Ленина 27 (остановка "Педагогический университет", вид объекта: киоск; специализация объекта: продовольственные товары; площадь, занимаемая объектом: 13,24 кв.м.), являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Лакомка" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Департамента экономического развития администрации Волгограда на Комитет экономического развития администрации Волгограда.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2017 года по делу N А12-24516/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24516/2017
Истец: ООО "ЛАКОМКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Департамент экономического развития администрации Волгограда
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда