город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2018 г. |
дело N А32-14760/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32-14760/2017 (судья Семушин А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Агрофирма "Агросахар-2"
к заинтересованному лицу администрации Краснодарского края (до процессуальной замены - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, администрации муниципального образования Успенский район о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги от 30.12.2016 N 52-39202/16-32-20 в части земельного участка с кадастровым номером N 23:34:0701000:0109 общей площадью 1 058,90 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "колхоз Дружба", обязании в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу направить проект договора купли-продажи, расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что выявленный объект культурного наследия "Курганная группа" был включен в перечень выявленных объектов еще в 2002 году, государственная историко-культурна экспертиза не проведена, следовательно, не возможно достоверно утверждать о наличии объекта культурного наследия на территории спорного участка.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство администрации Краснодарского края о процессуальном правопреемстве департамента в связи с реорганизацией. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в порядке части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением главы муниципального образования Успенский район от 06.08.2007 N 696 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" в аренду земельных участков в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" ООО "Агрофирма "Агросахар-2" был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером N 23:34:0701000:0109, общей площадью 1 058,90 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба", заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 27.08.2007 N 8834000015 зарегистрированный 18.02.2008 номер регистрации N 23-23-03/001/2008-165.
06.12.2016 общество обратилось в департамент с заявлением о приобретении земельных участков с кадастровыми номерами N 23:34:0701000:381, N 23:34:0701000:109,N 23:34:0701000:125, N 23:34:0701000:0121, N 23:34:0701000:0118) на праве собственности за плату в размере 60% кадастровой стоимости земельного участка. Департаментом в письме от 30.12.2016 N 52-39202/16-32-20 отказано в предоставлении услуги ввиду наличия признаком ничтожной сделки следующих договоров: договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 20.08.2007 N 8834000012; договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 20.08.2007 N 8834000013, договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 20.08.2007 N 8834000014, договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 27.08.2007 N 8834000015, договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 17.09.2007 N 8834000030. В соответствии с заключением Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 19.12.2016 N 78-8925/16-01-22 установлено, что земельный участок с кадастровым номером N 23:34:0701000:109 расположен на территории и в границах зон охраны объекта археологического наследия - курганная группа (2 насыпи). Местонахождение объекта: Краснодарский край, Успенский район, с. Трехсельское, 2,6 км. от восточной окраины села. Выявленный объект археологического наследия охраняется государством в соответствии со статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
Департаментом отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N 23:34:0701000:109.
Общество обжаловало отказ в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
По общим правилам, закрепленным в пункте 1 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Статьей 21 Закона N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
В силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Заявитель владеет и пользуется на праве аренды (договор от 27.08.2007) земельным участком сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером N 23:34:0701000:0109, общей площадью 1 058,90 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба".) Доказательств прекращения арендных отношений или оспаривания данного договора не представлено, общество являлось арендатором спорного земельного участка свыше трех лет.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Статьей 3 Закона N 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 1, 3 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли историко-культурного назначения, в том числе земли объектов археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий. При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением, отнесенные к таким землям земельные участки, у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством (пункты 2, 3 статьи 99 Земельного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
Выделение в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, соответствует статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с нормами, установленными статьями 94 -100 Кодекса с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд отмечает, что согласно материалам дела, департаменту на момент возникновения настоящего спора, департаменту было известно об том, что спорный земельный участок входит в зону земель историко-культурного назначения, ранее осуществлен запрос в порядке рассмотрения заявления департаментом был осуществлен запрос в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2017 по делу N А32-14760/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14760/2017
Истец: ООО "Агрофирма "Агросахар-2", ООО "Агрофирма"Агросахар
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: * Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, Администрация МО Успенский район, Администрация муниципального образования Успенский район, Ажминистрация муниципального образования Успенский район, Управление гос. охраны объектов культурного наследия КК, Управление Государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, Администрация Краснодарского края