город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2018 г. |
дело N А53-20458/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ермак и К"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.11.2017 по делу N А53-20458/2017
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом
администрации города Новочеркасска
к обществу с ограниченной ответственностью "Ермак и К"
об обязании освободить земельные участки,
принятое в составе судьи Пипник Т.Д.,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЕРМАК И К" об обязании освободить земельные участки.
Решением суда от 02.11.2017 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
В соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Новочеркасск", утвержденной Постановлением Администрации города Новочеркасск N 2345 от 30.12.2016, под номерами 7.91 и 7.94 указаны объекты по ул. Буденновская, 187:
* объект НТО под номером 7.91 - площадью 14,2 кв.м, срок осуществления торговой деятельности в месте размещения НТО "срок не определен", специализация торгового объекта "продовольственные товары";
объект НТО под номером 7.94 - площадью 13 кв.м, срок осуществления торговой деятельности в месте размещения НТО "срок не определен", специализация торгового объекта "продовольственные товары", кадастровый номер 61:55:01 03 08:0138.
Ответчик вправе принять участие в конкурсе на право заключения договора на размещение НТО в соответствии с утвержденной схемой в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации города Новочеркасск N 2131 от 06.11.2015 г. Договоры на размещение НТО заключаются по на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более, чем на 10 лет (п.2.10 Приложения N 1 к Постановлению от 06.11.2015 N 2131 "Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новочеркасск").
В соответствии с полученным требованием от 23.03.2017 ответчик ООО "Ермак и К" начал работу по заключению договора аренды земельного участка. Позднее было принято решение воспользоваться правом выбора способа размещения нестационарного торгового объекта, а именно было подано заявление (входящий N 3525 от 25.09.2017) в КУМИ г. Новочеркасска с просьбой заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта для осуществления торговли пищевых продуктов на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов в районе ул. Буденновской, 187 сроком на 10 лет.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Из смысла указанной нормы следует, что для размещения нестационарного торгового объекта необходимо включение его в Схему, с наличием договора аренды земельного участка право на размещение нестационарного торгового объекта не связано.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена, о месте и времени судебного разбирательства лица извещены надлежащим образом
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в результате планового осмотра, обследования земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала 61:55:0010308, имеющих местоположение - Ростовская область, г. Новочеркасск, севернее земельных участков, с кадастровыми номерами 61:55:00103083:3464, 61:55:00103083:285, 61:55:00103083:282, 61:55:00103083:328, 61:55:00103083:4450, 61:55:00103083:4451, 61:55:00103083:4452, проведенного в период с 16.02.2017 по 14.03.2017, выявлены нестационарные торговые объекты, размещенные на землях общего пользования в границах кадастрового квартала 61:55:0010308, в отсутствие правовых оснований, установленных для лица, не являющегося собственником земельного участка, а именно, размещение по месту положения относительно ориентира - жилого дома (адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Буденновская, 187) следующих объектов: объекты N N 3, 4, используются ООО "Ермак и К".
В адрес правообладателя комитетом 23.03.2017 направлены требования об освобождении земель общего пользования от нестационарных торговых объектов, заключении договора о размещении нестационарных торговых объектов с учетом существующей дислокацией в схеме размещения на территории муниципального образования "Город Новочеркасск", утвержденной постановлением Администрации города Новочеркасска от 30.12.2016 N 2345 (исх. N57.1.4/1273 от 23.03.2017). Письмо адресатом получено 29.03.2017.
По состоянию на 07.06.2017 нестационарные торговые объекты по-прежнему размещены по указанным выше местоположениям.
Договоры аренды земельных участков, занятых торговыми павильонами с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска не заключались.
Судом сделан правомерный вывод о наличии у истца права в порядке реализации функции по землеконтролю на предъявление требований о освобождении части территории кадастрового квартала 61:55:0011702, занятой спорным нестационарным торговым объектом ответчика.
Соответствующее право муниципального образования вытекает из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Применительно к комитету как лицу, в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации действующему от имени МО г. Новочеркасск, соответствующая компетенция подтверждена п. 2.1. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, утвержденного решением Городской Думы города Новочеркасска от 27.10.2006 N 173, согласно которому к основным задачам КУМИ Администрации города Новочеркасска относятся осуществление права собственника в отношении движимого и недвижимого муниципального имущества, в том числе земель города: до разграничения государственной собственности на землю - на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в пределах предоставленных полномочий, после разграничения - на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, на которые возникает право собственности, а также контроль использования муниципального имущества в соответствии с его назначением, а также разработка предложений, направленных на его наиболее эффективное использование (п. 2.4.).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В статье 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 названного Федерального закона).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В пункте 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.01.2015 N 225-О указал на необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях осуществляется исключительно на основании схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных уполномоченными органами в установленном порядке. Утверждение схемы размещения само по себе не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых была начата до утверждения такой схемы. При этом органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов при соблюдении баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов.
В пункте 2.2 постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583 указано, что договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов. Без проведения торгов договоры о размещении заключаются в случаях:
размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному договору о размещении (пункт 2.2.1);
размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года (пункт 2.2.1.1).
Постановление Правительства Ростовской области N 583 от 18.09.2015 является нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, так как обладает существенными признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 6-П, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В соответствии с указанным нормативным правовым актом право на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов предоставлено хозяйствующему субъекту, надлежаще исполнявшему обязательства по договору аренды, заключенному до 01.03.2015, но при условии размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном действующей схемой размещения.
В соответствии с пунктом 2.1. постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583 "О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта. Таким образом, законом предоставлено собственнику нестационарных торговых объектов право выбора способа размещения нестационарных торговых объектов на землях общего пользования.
Однако, ни договора аренды земельного участка, ни договора о размещении нестационарного торгового объекта между сторонами не заключено.
Из акта осмотра N 16 от14.03.2017 действительно следует, что одни из спорных объектов под номером 7.91 - площадью 14,2 кв.м, срок осуществления торговой деятельности в месте размещения НТО "срок не определен", специализация торгового объекта "продовольственные товары" действительно включен в схему размещения.
Однако сам факт наличия схожего объекта в схеме размещения не влияет на факт отсутствия договора аренды земельного участка или договора о размещении нестационарного торгового объекта.
Ответчик также не представил доказательств наличия такого рода договоров относительно спорного объекта (7.91 в схеме) в прошлом. Что не свидетельствует о возможности заключения договора о размещении без торгов.
Вопреки доводам жалобы под N 7.94 в схеме отражен НТО иного правообладателя. Из акта и фотоматериалов следует, что объект НТО указанный в схеме под N 7.94 и второй спорный объект по месту положения относительно ориентира - в 9,15 м на север от северной стены жилого дома по ул. Буденновская, 187, в 3,8 м на запад от северо-западного угла земельного участка, с кадастровым номером 61:55:0010308:139, не тождественны.
Ответчик факт принадлежности ему нестационарных торговых объектов, расположенных на спорных земельных участках не отрицал.
В суде первой инстанции ответчиком представлено заявление о заключении договора, поданное в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска 30.10.2017. Также ответчиком представлено заявление о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта (входящий N 3525 от 25.09.2017).
Как правильно указал ответчик, он вправе принять участие в конкурсе на право заключения договора, при этом до настоящего момента указанное право не реализовано.
Между тем, для открытия процедуры торгов на предмет предоставление участка для размещения нестационарного торгового объекта необходимо его освобождение. Иное положение создаст необоснованные преимущества ответчику и может препятствовать участию в торгах неопределенного круга лиц.
При этом каких-либо сведений о заключении договора на основании указанных заявлений не представлено.
В отсутствии у ответчика законных оснований на использование спорных земельных участков, а также исходя из того, что факт нахождения на спорных земельных участках нестационарных торговых объектов, принадлежащих ответчику, подтвержден ответчиком, суд пришел к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "ЕРМАК И К" обязано освободить спорные земельные участки.
Суд также учитывает, что в акте осмотра N 16 от 14.03.2017 указано на наличие арендных отношений ответчика с Марчук О.С. в отношении торгового объекта. Однако наличие отношений ответчика (субарендодателя) по предоставлению в аренду именно нестационарного торгового объекта, не имеет значения для разрешения вопроса об обоснованности требований об освобождении земельного участка. Факт принадлежности НТО ответчику последний не отрицал.
При этом доводов связанных с субарендой в отношении НТО ответчик не заявлял.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2017 по делу N А53-20458/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить ООО "ЕРМАК И К" (ИНН 6150009740, ОГРН 1026102220187) из федерального бюджета 3000 руб. излишне оплаченной государственной пошлины по жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20458/2017
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, КУМИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОВОЧЕРКАССКА РО
Ответчик: ООО "ЕРМАК И К"