г. Москва |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А41-51973/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Агрострой": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С. по доверенности от 20.12.2017;
от ТУ Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от администрации городского округа Королев Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2017 года по делу N А41-51973/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" к комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения, при участии в деле третьих лиц: ТУ Росимущества в Московской области; Министерства имущественных отношений Московской области; администрации городского округа Королев Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрострой" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ комитета Лесного хозяйства Московской области, оформленный письмом от 02.06.2017 N исх-8861/27-08, в исключении принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:13:080422:101 из состава земель лесного фонда.
- обязать комитет Лесного хозяйства Московской области совершить действия, необходимые для исключения принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:13:080422:101 из состава земель лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, администрация городского округа Королев Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2017 года по делу N А41-51973/17 в удовлетворении заявления отказано (л. д. 95-97, том 1).
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, а также в связи неполно выяснены обстоятельства, имеющих значение для дела.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель комитета возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей общества и комитета, Десятый арбитражный апелляционный суд изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.11.2009 СПК "Золотая Нива", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002, приняло решение о выделении из состава указанного земельного участка 75-ти участков меньшей площади. Одним из таких участков стал земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080422:101, площадью 161877 кв. м.
Решением общего собрания СПК "Золотая Нива" от 28.07.2010 земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080422:101, площадью 161877 кв. м, был передан в качестве вклада в уставный капитал ООО "Агрострой", что подтверждается актом передачи имущества в уставный капитал от 20.08.2010, а также свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.12.2010 серии 50-АБ N 378865.
Ссылаясь на то обстоятельство, что наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:101 на земли лесного фонда, вызвано кадастровой ошибкой, комитет обратился в Арбитражный суд Московской области, делу был присвоен номер N А41-31263/14.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.12.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2015 комитету лесного хозяйства Московской области отказано в удовлетворении требований об обязании устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:101.
Суды установили, что до предоставления спорного земельного участка на праве постоянного пользования СПК "Золотая нива" и составления таксационного описания спорная территория не относилась к землям лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2012 по делу N А41-19468/14 комитету лесного хозяйства Московской области отказано в удовлетворении требований об истребовании из незаконного владения ООО "Агрострой" земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:101.
Полагая, что в государственном лесном реестре содержатся сведения о вхождении земельного участка с кадастровым номером 50:13:080422:101 в земли лесного фонда, заявитель обратился в адрес заинтересованного лица.
Комитет лесного хозяйства Московской области 02.06.2017 сообщил о том, что правовых оснований об исключении указанной территории из состава земель лесного фонда, не имеется (л.д. 24-25, том 1).
Полагая, что отказ комитета, изложенный в письме от 02.06.2017 является незаконным и нарушает права ООО "Агрострой" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Заявитель, обращаясь в суд с настоящими требованиями, указал на то, что в государственном лесном реестре содержатся сведения о полном вхождении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:101 в земли лесного фонда.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
В Московской области ведение государственного лесного реестра осуществляет комитет лесного хозяйства Московской области.
К оспариваемому письму N исх-8861/27-08 от 02.06.2017 приложена схема наложения земельного участка на земли лесного фонда (л. д. 24-26, том 1).
В данной схеме указано, что используемые данные подлежат уточнению при проведении кадастровых работ.
Кроме того, во вступившем в законную силу решении суда от 21.10.2014 по делу N А41-19468/14 по иску комитета лесного хозяйства Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Агрострой" об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:101, указано следующее: в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе
земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 4.4. данного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года
государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не
осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Однако, доказательств того, что до предоставления спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1992 году и составления таксационного описания, указанная территория относилась к землям лесного фонда, комитет лесного хозяйства не представил.
Следовательно, вступившим в законную силу решением суда от 21.10.2014 по делу N А41-19468/14 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080422:101 не относится к землям лесного фонда.
Указанные обстоятельства в силу ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
В ЕГРН также не имеется сведений о пересечении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:101 с землями лесного фонда.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым письмом не нарушаются какие-либо права заявителя.
Кроте того, как обоснованно указал суд первой инстанции, сведения, на которых комитет лесного хозяйства Московской области ссылается в оспариваемом письме, не имеют правового значения в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ и п. 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413) таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Пунктом 92 Лесоустроительной инструкции установлено, что каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества. В силу п. 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
В силу ст. 69.1 ЛК РФ и ч. VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что Таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящий технический характер.
Кроме того, каталог координат поворотных точек, по которым комитет лесного хозяйства Московской области определил наложение земельного участка заявителя на земли лесного фонда, носит предположительный характер, и данные сведения подлежат уточнению при проведении кадастровых работ.
Однако каких-либо кадастровых работ в отношении лесного участка, в который, по мнению комитета лесного хозяйства, входит земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080422:101, проведено не было.
Следовательно, сведения, предоставленные комитетом лесного хозяйства Московской области, носят информационный и вспомогательный характер.
Оценка данным документам давалась судами при рассмотрении дел N А41-19468/14 и NА41-31263/14.
Суды при рассмотрении указанных дел пришли к выводу, что сведения комитета лесного хозяйства Московской области не являются доказательством установления границы лесничеств либо лесных участков.
При этом само наличие таких сведений у комитета лесного хозяйства Московской области, как было указано судом ранее, не нарушают права и законные интересы заявителя.
В ЕГРН сведений о наложении участка с кадастровым номером 50:13:0080422:101 не имеется, в судебном порядке право собственности заявителя 50:13:0080422:101 также
подтверждено при рассмотрении дел N А41-19468/14 и NА41-312363/14.
При указанных обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными.
Возражениями истца, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда.
Заявителем не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2017 года по делу N А41-51973/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51973/2017
Истец: ООО "АГРОСТРОЙ"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области Россия
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области