г. Владивосток |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А51-20922/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-9525/2017
на решение от 24.11.2017
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-20922/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом ТТК" (ИНН 2511093707, ОГРН 1152511002478)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (ИНН 2511047676, ОГРН 1022500867905)
о признании незаконными решений от 27.06.2017 N N 035S19170008599, 035S19170008600, 035S19170008601,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом ТТК" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее - ответчик, Пенсионный фонд, управление) о признании незаконными решений от 27.06.2017 N N 035S19170008599, 035S19170008600, 035S19170008601 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 24.11.2017 суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, признал недействительными оспариваемые решения Пенсионного фонда.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
По мнению управления, в действиях страхователя имеется состав вмененного правонарушения, поскольку в исходной форме СЗВ-М за июль 2016 года не были указаны 6 застрахованных лиц сведения о которых были представлены дополняющей формой 19.08.2016; в исходной форме СЗВ-М за январь 2017 года не были указаны 11 застрахованных лиц, сведения о которых были представлены дополняющей формой 20.02.2017 (10 человек) и 14.03.2017 (1 человек), при этом исходные формы СЗВ-М от 10.08.2016 и от 15.02.2017 являются неполными.
Толкуя нормы статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) Пенсионный фонд считает, что указанной нормой страхователю предоставлено право дополнять и уточнять преданные им сведения о застрахованных лицах. Однако общество представило не дополнения в ранее представленные сведения, а сведения по форме СВЗ-М "дополняющие" в отношении других застрахованных лиц, сведения о которых ранее не были отражены в исходной форме.
Считает, что в данном случае у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения общества к ответственности предусмотренной часть 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Полагает, что суд необоснованно ссылается на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379.
В отзыве на жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Указало на то, что ООО "Торговый дом ТТК" самостоятельно обнаружило ошибку в представленных сведениях и устранило ее посредством представления дополняющих форм СЗВ-М от 19.08.2016, от 20.02.2017, 14.03.2017; заявителем были переданы необходимые корректирующие сведения до момента обнаружения заинтересованным лицом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и до вынесения оспариваемых решений. Общество полагает, что действия страхователя не образуют состав вмененного правонарушения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, от общества через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Управлением Пенсионного фонда по Уссурийскому городскому округу Приморского края, на основании представленных ООО "Торговый дом ТТК" исходных форм СЗВ-М и дополняющих форм СЗВ-М за июль 2016 и январь 2017 проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверок составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.05.2017 N N 035S18170008467, 035S18170008470, 035S18170008471.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, управлением приняты решения от 27.06.2017 N N 035S19170008599, 035S19170008600, 035S19170008601 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общем размере 8500 руб.
Считая указанные решения не законными и нарушающими права и законные интересы в сфере экономической деятельности общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция) (действующих в спорный период).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, вступившим в силу с 01.04.2016.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, 10.08.2016 в установленный срок обществом представлены сведения о 24 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года; 15.02.2017 в установленный срок обществом представлены сведения о 24 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года. При этом проверка поступивших форм СЗВ-М (исходящая) управлением не проводилась.
Обществом в управление 19.08.2016 поданы дополняющие сведения по форме СЗВ-М о 6 застрахованных лицах по форме СЗВ-М, ранее не указанных в форме СЗВ-М 10.08.2016; 20.02.2017 поданы дополняющие сведения по форме СЗВ-М о 10 застрахованных лицах по форме СЗВ-М, ранее не указанных в форме СЗВ-М 15.02.2017; 14.03.2017 поданы дополняющие сведения по форме СЗВ-М об 1 застрахованном лице по форме СЗВ-М, ранее не указанных в форме СЗВ-М 15.02.2017.
Реализуя свое право, предусмотренное статьей 15 Закона 27-ФЗ, общество, самостоятельно выявило ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, представило органу 19.08.2016, 20.02.2017, 14.03.2017 дополняющие сведения по форме СЗВ-М.
Таким образом, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное управлением правонарушение, поскольку общество самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях, предоставленных за июль 2016 года и январь 2017 года по форме СЗВ-М, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н).
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, (в Инструкции от 21.12.2016 N 766н - в течение 5 рабочих дней), который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного (пятидневного) срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
В соответствии с Письмом Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанное Письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Из буквального толкования разъяснений, данных в Письме Пенсионного фонда РФ, следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за июль 2016 года и январь 2017 года направлены ответчиком в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена ответчиком путем направления корректирующих сведений, в рассматриваемом случае у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом коллегия отмечает, что, несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно свидетельствует о позиции Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего органа) относительно указанных обстоятельств.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2013 N ВАС-1010/13 по делу N А76-7462/2012.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения Пенсионного фонда не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание, что Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судебной коллегией не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.11.2017 по делу N А51-20922/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20922/2017
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ТТК"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УССУРИЙСКОМУ ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ