Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2018 г. N Ф09-2206/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А07-5569/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А07-5569/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан по иску общества с ограниченной ответственностью "Спутник-Уфа" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Башкортостан, а также к Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации о взыскании ущерба в размере 22 000 рублей.
В судебном заседании принял участие представитель:
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Башкортостан - Байтерякова Э.З. (паспорт, доверенность л.д. 54);
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации - Байтерякова Э.З. (паспорт, доверенность N 274 от 23.11.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "Спутник-Уфа" (далее - ООО "Спутник-Уфа", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Башкортостан (далее - ответчик, Управление Росреестра по РБ, Управление) о взыскании ущерба в размере 22 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кировский районный отдел судебных приставов города Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - Кировский РОСП г. Уфы, третье лицо).
Определением от 27.04.2017 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела в порядке общего искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Спутник-Уфа" (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам истца.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции усматривает наличие основания для безусловной отмены обжалуемого решения, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из искового заявления, предметом спора по настоящему делу является взыскание ущерба, причиненного государственным органом.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В силу статьи 6 БК РФ под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета и государственного заказчика при реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета при реализации иных непрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 5.17).
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" В соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
Таким образом, в силу приведённых выше положений законодательства ответчиком по данному иску должна выступать Российская Федерация в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как главного распорядителя средств федерального бюджета, которая к участию в деле не привлечена.
Как следует из части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
В связи с тем, что нормами гражданского и бюджетного законодательства при рассмотрении вопроса о возмещении убытков за счет казны Российской Федерации предусмотрено обязательное участие главного распорядителя бюджетных средств соответствующего территориального подразделения органа государственной власти, апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19).
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции делает вывод о существенном процессуальном нарушении, допущенном судом первой инстанции: принятие решения о правах и об обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле, а именно: Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Указанное нарушение требования Кодекса при принятии решения является безусловным основанием для отмены судебного акта в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 270 Кодекса.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции, рассматривая дело повторно в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, усматривает наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что спор был рассмотрен без участия главного распорядителя бюджетных средств - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Как следует из пункта 1 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 рассматриваемого Постановления Правительства РФ).
К полномочиям Федерального казначейства и его территориальных органов относится, в том числе, обеспечение проведения кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе, а также осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В связи с тем, что возмещение ущерба, причиненного действиями государственных органов, подлежит взысканию за счет казны, суд апелляционной инстанции также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан (450076, г. Уфа, ул. Гоголя, 62), как контролирующий орган в сфере расходования бюджетных денежных средств.
Определением от 02.11.2017 арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А07-5569/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Указанным определением к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, представители истца и третьих лиц явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения явившегося представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации дело в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей.
Как следует из материалов дела, 20.04.2016 представитель ООО "Спутник-Уфа" обратился в РГАУ МФЦ с заявлением, адресованным Управлению, о государственной регистрации права собственности, прекращения права (без перехода права) на нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010201:1276, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа. Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93, в связи с его реконструкцией (заявление от 20.04.2016 N 04/301/003/2016-246, 247, 248) оплатив государственную пошлину за государственную регистрацию права в размере 22 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 88 от 18.04.2016.
29.04.2016 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) на срок до 30.05.2016, начиная с 29.04.2016, с указанием причины приостановления: наличие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N02-04- 01/393/2011-409 от 31.10.2011 о государственной регистрации ареста на основании постановления Кировского районного отдела г.Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан от 21.10.2010 N86604.
23.05.2016 на основании поступившего заявления ООО "Спутник-Уфа" от 17.05.2017 N 04/301/003/2016-299 о приостановлении государственной регистрации на 3 месяца государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации на срок до 23.06.2017.
В связи с обращением в Управление 19.07.2016 директора ООО "Спутник-Уфа" Романова В.П. в порядке личного приема, в ходе которого им заявлено об ошибочно внесенной записи об аресте на принадлежащее ООО "Спутник-Уфа" нежилое помещение, государственным регистратором прав в порядке п. 1 ст. 21 Закона о регистрации была проведена правовая экспертиза сведений ЕГРП, по результатам принято решение об исправлении технической ошибки в описании субъекта права в ЕГРП, о чем в адрес ООО "Спутник-Уфа" направлено уведомление от 25.07.2016 N 01/169/2016-276.
Так было установлено, что информация о собственнике спорного помещения ООО "Спутник-Уфа" ИНН 0276064900 (заявитель по настоящему делу) была внесена в информационную систему 09.11.2001, информация о субъекте права ООО "Спутник-Уфа" с иным ИНН 0274063980 внесена 05.02.2005 с использованием программного продукта "Reestr".
Впоследствии в 2006 году при переходе на новую информационную систему ПК ИС ЕГРП по причине технического сбоя программы автоматическая конвертация по некоторым разделам ЕГРП прошла некорректно из-за идентичности в наименовании двух юридических лиц, в результате чего записи в ЕГРП о субъекте права ООО "Спутник-Уфа" ИНН 0276064900 были объединены с записями о субъекте права ООО "Спутник-Уфа" ИНН 0274063980.
Таким образом, в раздел ЕГРП, открытый на нежилое помещение с кадастровым номером 02:401:9844:0000:67 (в настоящее время кадастровый номер 02:55:010201:1276), расположенное по адресу: г.Уфа, Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93, перенесена ошибочная запись о правообладателе ООО "Спутник-Уфа" с иным ИНН 0274063980.
На основании предоставленных Управлением ошибочных сведений о имуществе, принадлежащем ООО "Спутник-Уфа" с иным ИНН 0274063980 21.10.2010 в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:401:9844:0000:67, расположенного по адресу: г.Уфа, Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93, постановлением судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства N 5625/09/03/02 был наложен арест на совершение регистрационных действий со спорным имуществом.
В связи с выявлением указанной ошибки 27.07.2016 в адрес начальника Кировского районного отдела г.Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Управлением направлен запрос о принятии мер по снятию ареста с не принадлежащего должнику ООО "Спутник-Уфа" ИНН 0274063980 нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:010201:1276, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа. Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93.
В течение срока приостановления государственной регистрации по делу по заявлению N 04/301/003/2016-246,247,248 документы об отмене постановления Кировского районного отдела г.Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан от 21.10.2010 N 86604 в Управление не поступили.
26.08.2016 государственным регистратором в связи с истечением срока государственной регистрации права, наличием непогашенной записи об аресте на объект недвижимости принято решение об отказе в регистрации права на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, о чем в адрес заявителя направлено сообщение от 26.08.2016 по делу N N04/301/003/2016-246, 247, 248.
07.10.2016 после истечения срока приостановления и принятия решения об отказе в государственной регистрации в Управление поступило постановление судебного пристава-исполнителя УФССП по РБ Кировского районного ОСП от 30.09.2016 об отмене мер по запрету на совершение регистрационных действий в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:010201:1276, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93.
07.10.2016 запись об аресте N 02-04-01/393/2011-409 от 31.10.2011 на вышеуказанный объект недвижимости погашена.
20.10.2017 ООО "Спутник-Уфа" повторно обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010201:1276, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93, после проведенной правовой экспертизы государственным регистратором принято положительное решение о регистрации, о чем в ЕГРП была внесена запись от 23.11.2017 N 02-04/101-04/301/002/2016-1167/1.
ООО "Спутник-Уфа" полагая, что незаконными действиями Управления по отказу в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010201:1276, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа. Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93 на основании заявления от 20.04.2016 N 04/301/003/2016-246, 247, 248 ему причинен ущерб в сумме 22 000 рублей в связи с уплатой государственной пошлины за совершение регистрационных действий, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы искового заявления и отзыва на него, заслушав объяснения явившихся представителей, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В частности в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктами 2 и 3 этой же статьи ГК РФ установлено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года, убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
Сходные положения до 01.01.2017 содержались в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно п. 3 ст. 31 которого вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.
Ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Как разъяснено в пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). В названном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда.
Осуществление защиты нарушенного права путем возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статья 16 ГК РФ), не ставится в зависимость от необходимости оспаривания этих действий (бездействия) по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку истец обратился в суд с иском о возмещении вреда, а не с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации сведений о недвижимом имуществе, в целях установления наличия или отсутствия условий для привлечения Российской Федерации к гражданско-правовой ответственности на основании статьи 1069 ГК РФ за причиненный Управлением Росреестра вред суд при рассмотрении данного требования должен оценить указанный отказ на предмет его законности. При этом тот факт, что на момент предъявления иска или рассмотрения дела нарушение прав и интересов истца прекращено, такой оценке не препятствует.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, полагает, что в рассматриваемом случае противоправность действий Управления Росреестра и причинение в связи с этим вреда заявителю подтверждается.
Так в силу части 1 статьи 66 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;
7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости.
Сходные положения до 01.01.2017 содержались в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так согласно п. 1, 2 ст. 31 указанного закона органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав. Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае в результате действий Управления Росреестра в Единый государственный реестр недвижимости были внесены недостоверные сведения, содержащие технические ошибки в записях о собственнике объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:010201:1276, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа. Ленинский р-н, ул. Цюрупы, д.93, в результате чего судебному приставу-исполнителю были предоставлены недостоверные сведения, на основании которых им неправомерно наложен арест на имущество, что повлекло незаконный отказ в государственной регистрации права собственности (без перехода права) на нежилое помещение и нарушение прав и законных интересов реального правообладателя указанного объекта ООО "Спутник-Уфа" ИНН 0276064900 (заявитель по настоящему делу) в виду несения им расходов на уплату государственной пошлины в сумме 22 000 рублей, право на возврат которой в порядке, установленном налоговым законодательством, отсутствует.
Так в соответствии с п. п. 5, 6 ст. 20 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при отказе в государственной регистрации права уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается.
Указанный ущерб в силу положений ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, ч. 2 статьи 66 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежит возмещению обществу за счет казны Российской Федерации.
То обстоятельство, что общество повторно обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прав, которая была осуществлена государственным органом, не означает, что истец должен нести убытки, вызванные незаконным отказом в государственной регистрации права по первоначально поданному заявлению в виде уплаты государственной пошлины.
Апелляционным судом также отклоняются доводы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации о том, что распорядителем средств, поступивших в виде государственной пошлины за совершение регистрационных действий выступает Управление Росреестра, поскольку в рамках настоящего дела обществом заявлено требование не о возврате государственной пошлины за государственную регистрацию права, а о возмещении вреда (ущерба), причиненного незаконными действиями государственного органа, который в силу указанных выше норм права подлежит возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, о наличии совокупности обстоятельств для наступления ответственности государства за действия должностных лиц, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, а именно противоправности действий должностных лиц Управления, наличия вреда и доказанность его размера, причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, в связи с чем убытки, понесенные обществом в сумме 22 000 рублей, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.07.2017 по делу N А07-5569/2017 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Спутник-Уфа" удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спутник-Уфа" ущерб в сумме 22 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5569/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2018 г. N Ф09-2206/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Спутник-Уфа"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ
Третье лицо: Кировский РОСП г. Уфы УФССП России по Республике Башкортостан, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан