Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 мая 2018 г. N Ф10-1263/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А08-2879/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Полимерсервис" на решение арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 по делу N А08- 2879/2017 (судья Мироненко К.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Полимерсервис" (ИНН 3123036725, ОГРН 1023101646468) к Белгородской таможне (ИНН 3125016361, ОГРН 1023101682966) о признании неправомерным решения,
при участии в судебном заседании:
от Белгородской таможни: Иванова М.Е., представителя по доверенности от 06.03.2017 N 03-26/42;
от закрытого акционерного общества "Полимерсервис": Остренко В.В., представителя по доверенности N 1 от 01.03.2017,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Полимерсервис" (далее - общество "Полимерсервис", общество) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Белгородской таможне (далее - Белгородская таможня, таможня, таможенный орган) о признании неправомерным и отмене решения от 08.02.2017 N 10101000/210/080217/Т0002/001 о взыскании ввозных таможенных пошлин (без учета пени) в сумме 1 074 289,17 руб. в отношении товаров: "изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 39041-3914; прочие...", классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3926909707; "изделия из стекловолокна: штапелированное волокно длинной не более 50 мм...", классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7019110000; "прочие ленты из нитей стекловолокна...", классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7019191001, страна происхождения Украина, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь в период с 22.09.2016 по 13.12.2016.
Решением арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 в удовлетворении требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением от 11.10.2017, общество "Полимерсервис" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального и процессуального права, и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней общество ссылается на то, что, делая вывод о необходимости декларирования спорных товаров, суд области не учел, что данные товары не приобретались на территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, не ввозились на его территорию, не помещались под процедуру таможенного транзита и не перемещались согласно данной процедуре, а также не вывозились с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза. Украинское предприятие - изготовитель спорных товаров не является стороной по договору, заключенному между покупателем - обществом "Полимерсервис" и продавцом - обществом с ограниченной ответственностью "Полимерные Стеклокомпозиции" (далее - общество "Полимерные Стеклокомпозиции"), расположенным на территории Республики Беларусь. Условия договора между данными обществами предусматривают поставку спорных товаров на условиях FCA Гомель, товары отгружаются непосредственно продавцом с территории Республики Беларусь.
Также, по мнению общества, судом области не была дана оценка его доводу о том, что спорные товары не являются товарами, указанными в части 6 статьи 217 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ, Закон N 311-ФЗ), поскольку такие категории товаров прямо указаны в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс, Кодекс).
Одновременно общество ссылается на соблюдение им всех необходимых условий на получение права на предоставление тарифных преференций, а равно и на отсутствие порядка, который бы обязывал российское юридическое лицо -покупателя повторно декларировать таможенному органу Российской Федерации товары, приобретенные в Республике Беларусь.
Как указывает общество, спорный товар ввозился отдельными партиями продолжительный период времени, с момента ввоза спорных товаров таможенному органу были известны все обстоятельства перемещения данных товаров, однако, в нарушение статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ никаких действий таможней не предпринималось, товары беспрепятственно пропускались без декларирования и без уплаты таможенных пошлин и налогов, а декларант не информировался об обязанности произвести декларирование спорных товаров.
Также общество настаивает на том, что судом не были учтены как неясность правовых норм, которая в данном случае является препятствием для взыскания ввозных пошлин, так и то, что разрешение возникших трудностей толкования таких норм к компетенции Белгородской таможни не относится.
Кроме того, по мнению общества, суд области необоснованно не принял во внимание определение Октябрьского районного суда г. Белгорода о возврате протокола об административном правонарушении от 12.04.2017 N 10101000-305/2017 в отношении общества "Полимерсервис", поскольку в указанном определении приведены доводы о ненарушении обществом положений пункта 2 части 6 статьи 217 Закона N 311-ФЗ.
Белгородская таможня в представленном отзыве возразила против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в связи с чем просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Как указывает таможенный орган, несмотря на предоставление Договором о зоне свободной торговли, подписанным в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 (далее- Договор о зоне свободной торговли), льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении ряда товаров, перемещаемых с территории Украины на территорию Евразийского экономического союза, и их фактическое предоставление при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины" (далее- Указ Президента от 16.12.2015 N 628) с 01.01.2016 действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины приостановлено, то есть тарифные преференции и льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении украинских товаров Российской Федерацией не предоставляются.
Поскольку обществом "Полимерсервис" факт ввоза товаров, происходящих с территории Украины, на территорию Российской Федерации путем приобретения их на территории Республики Беларусь не оспаривается, равно как не оспаривается и факт предоставления тарифных преференций при ввозе товара из Украины на территорию Евразийского экономического союза, то, как считает таможенный орган, у него возникла обязанность по уплате ввозных таможенных платежей по этому товару в бюджет Российской Федерации, не исполненная в установленном порядке, в связи с чем доначисление таких платежей было обосновано произведено по результатам таможенной проверки.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей общества "Полимерсервис" и Белгородской таможни, присутствовавших в судебном заседании, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснениях к ней и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена плановая выездная таможенная проверка общества "Полимерсервис", в ходе которой установлено, что обществом на основании договора от 19.08.2016 N 19/08-2016, заключенного с обществом "Полимерные Стеклокомпозиции", ввезло на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товары, страной происхождения которых является Украина: "изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901-3914; прочие...", классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3926909707, весом нетто 6 594.30 кг; "изделия из стекловолокна: штапелированное волокно длиной не более 50 мм...", классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7019110000, весом нетто 28610.00 кг; "прочие ленты из нитей стекловолокна...", классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7019191001, весом нетто 10044.00 кг.
Таможенное декларирование ввезенных товаров при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза (государство-член Таможенного союза Республика Беларусь) осуществлено по декларациям на товары (далее - ДТ, декларация) N N 14325/091116/0029783, 14325/200916/0024115, 14325/131216/0033368.
Согласно сведениям, указанным в данных декларациях, ввезенные товары выпущены по таможенной процедуре "Выпуск для внутреннего потребления", таможенное декларирование товаров осуществлено обществом "Полимерные Стеклокомпозиции" (Республика Беларусь), страна происхождения и отправления - Украина.
В графе 36 ДТ "преференция" обществом "Полимерные Стеклокомпозиции" заявлены льготы по уплате таможенных пошлин - "ОО ЭБ-ОО". В соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей (приложение N 7 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) коду "ЭБ" соответствует льгота: "тарифная преференция в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Республикой Беларусь зону свободной торговли, а также товаров, происходящих и вывозимых из Республики Беларусь в государства, образующие вместе с Республикой Беларусь зону свободной торговли".
В графе 47 ДТ "исчисление платежей" таможенные пошлины указаны под кодом вида платежа "2010", способ уплаты таможенных пошлин - код "УН". В соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (приложение N 10 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) способ платежа "УН" означает "условное начисление таможенных пошлин, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством государств - членов Евразийского экономического союза".
Вместе с тем, как установил таможенный орган, на территории Российской Федерации в соответствии с Указом Президента от 16.12.2015 N 628 с 01.01.2016 действие тарифных преференций в отношении товаров, происходящих с территории Украины приостановлено, в связи с чем ввезенные товары подлежали декларированию на территории Российской Федерации на основании части 6 статьи 217 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, и по ним подлежали уплате ввозные таможенные платежи.
Поскольку фактически декларирование товаров произведено не было и ввозные таможенные платежи не исчислялись и не уплачивались обществом "Полимерсервис", таможенным органом был составлен акт проверки от 08.02.2017 N 1010100/210/080217/А0002, зафиксировавший данное обстоятельство.
Рассмотрев указанный акт, иные материалы таможенной проверки, начальник Белгородской таможни принял решение от 08.02.2017 N 10101000/210/080217/Т0002/001 о взыскании с общества ввозных таможенных пошлин (без учета пени) в сумме 1 074 289,17 руб. в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина, ввезенных с территории Республики Беларусь в период с 01.01.2016 по 10.01.2017.
Полагая указанное решение необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, общество "Полимерсервис" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд Белгородской области.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд области обосновано исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 102 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Евразийском экономическом союзе) государства-члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 1 января 2015 года международного договора этого государства-члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства-члены.
Такой договор - Договор о зоне свободной торговли был разработан и подписан 18.10.2011 восемью государствами - участниками Содружества Независимых Государств - Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной.
Пунктом 1 статьи 18 Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 установлено, что он не препятствует сторонам участвовать в соглашениях о таможенном союзе, свободной торговле и приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО, и, в частности, статьи XXIV ГАТТ 1994.
Согласно приложению 6 к Договору о зоне свободной торговли в случае, если участие одной из сторон в таком соглашении ведет к росту импорта из такой стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства - участники Таможенного союза, без ущерба для применения во взаимной торговле специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, после проведения соответствующих консультаций оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования.
Одновременно пунктом 2 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 24.10.2013 N 48 "О мерах, предусмотренных приложением 6 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года" (далее- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24.10.2013 N 48) установлено, что одностороннее применение государством - членом Таможенного союза и Единого экономического пространства пошлин в отношении товаров, импортируемых из соответствующего государства - участника Договора, согласно приложению 6 к Договору может осуществляться в размере ставки режима наибольшего благоприятствования.
Частью 2 статьи 40 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее- Договор о Евразийском экономическом союзе) определено, что в случаях, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьими сторонами, заключенными до 1 января 2015 года, государства-члены вправе в одностороннем порядке применять в качестве ответных мер повышенные по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза ставки ввозных таможенных пошлин, а также в одностороннем порядке приостанавливать предоставление тарифных преференций при условии, что механизмы администрирования таких ответных мер не нарушают положений Договора.
Абзацами 1 и 2 пункта 2 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза, действовавшего до 01.01.2018, предусмотрено, что тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Частью 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее- Закон от 21.05.1993 N 5003-1 с изменениями, дополнениями) установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Указом Президента от 16.12.2015 N 628 приостановлено с 01.01.2016 действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины, в связи с чем с указанной даты на территории Российской Федерации не предоставляется освобождение от уплаты ввозной пошлины в отношении товаров, ввозимых с территории Украины.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 217 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в случаях, когда: при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства - члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации; на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин; ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам, а также форму и порядок декларирования товаров, порядок уплаты (доплаты) сумм ввозных таможенных пошлин.
Правила декларирования таких товаров на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 N 32 "Об определении Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (далее - Правила декларирования отдельных категорий товаров, Правила).
Правилами декларирования отдельных категорий товаров установлено, что декларирование товаров в этом случае осуществляется путем подачи декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (далее - заявитель), таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации (далее - таможенный орган), заявления в произвольной форме. При этом под заявителем (декларантом), исходя из подпункта "в" пункта 2 Правил декларирования отдельных категорий товаров, понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ввозная таможенная пошлина подлежит уплате при ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых на территории государства - члена Таможенного союза были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин. Ввозные таможенные пошлины уплачиваются в размерах, исчисленных в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт "б" пункта 12 Правил декларирования отдельных категорий товаров).
Срок уплаты ввозных таможенных пошлин определяется в соответствии с Правилами и не должен превышать 5 рабочих дней со дня ввоза товаров в Российскую Федерацию.
Материалами дела установлено и не оспаривается обществом "Полимерсервис" то обстоятельство, что товар, приобретенный им у общества "Полимерные Стеклокомпозиции" по договору от 19.08.2016 N 19/08-2016, ввезен последним на территорию Республики Беларусь с территории Украины по декларациям NN 14325/091116/0029783, 14325/200916/0024115, 14325/131216/0033368 с предоставлением тарифных преференций.
Между тем, данные преференции не действуют на территории Российской Федерации согласно Указу Президента от 16.12.2015 N 628, в связи с чем при перемещении товара с территории республики Беларусь на территорию Российской Федерации обществом "Полимерсервис" должно было быть произведено декларирование ввезенных товаров и уплата ввозных таможенных платежей в соответствии с Федеральным законом N 311-ФЗ и Правилами декларирования отдельных категорий товаров.
Данные действия обществом не произведены, что им также не оспаривается.
В указанной связи таможенным органом по результатам таможенной проверки обоснованно произведено начисление ввозных таможенных платежей в сумме 1 074 289,17 руб. решением от 08.02.2017 N 10101000/210/080217/Т0002/001.
Арифметический расчет доначисления ввозных таможенных пошлин обществом не оспаривается.
Довод общества о том, что ввезенные им товары не являются товарами, указанными в части 6 статьи 217 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, отклоняется апелляционной коллегией как основанный на ошибочном понимании указанной нормы.
Также не может быть принята апелляционной коллегией и ссылка общества на неясность правовых норм, поскольку обществом не указано, в чем именно, по его мнению, заключается такая неясность. Суд апелляционной инстанции неясности правовых норм в рассматриваемом случае не усматривает.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о непринятии во внимание судом области определения Октябрьского районного суда г. Белгорода о возврате протокола об административном правонарушении от 12.04.2017 N 10101000-305/2017 в отношении общества "Полимерсервис", апелляционная коллегия исходит из того, что в соответствии с положениями статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса имеющими преюдициальную силу для арбитражного суда являются лишь вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу по вопросам об обстоятельствах, установленных этим решением и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, либо вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Судебные акты, принятые по делу об административных правонарушениях, преюдициальным значением для арбитражного суда не обладают.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что судом области при рассмотрении настоящего дела установлены все фактические обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, им дана верна правовая оценка и правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В указанной связи апелляционная коллегия считает решение арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 по делу N А08-2879/2017 законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество "Полимерсервис".
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом по платежному поручению от 30.10.2017 N 1159 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 по делу N А08-2879/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Полимерсервис" - без удовлетворения.
Выдать закрытому акционерному обществу "Полимерсервис" справку на возврат из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2879/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 мая 2018 г. N Ф10-1263/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Полимерсервис"
Ответчик: Белгородская таможня