г. Владивосток |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А51-11426/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Мартиросяна Радика Рудиковича
апелляционное производство N 05АП-8922/2017
на решение от 09.10.2017
судьи О.В. Шипуновой
по делу N А51-11426/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Мартиросяна Радика Рудиковича (ИНН 250208147546, ОГРН 305250208400075) к Администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444)
о признании отказа в выдаче разрешения на размещение торгового павильона "Мороженное" по адресу: г. Артем, Приморского края, ул. Кирова, д. 20а, обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Артемовского городского округа торговый павильон "Мороженное" по адресу: г. Артем, Приморского края, ул. Кирова, д. 20а, согласно приложенной схеме;
при участии:
от ИП Мартиросяна Радика Рудиковича: Мартиросян Радик Рудикович - лично, паспорт; представитель Соляник И.А. (по нотариальной доверенности от 20.02.2017, сроком действия на 10 лет, паспорт).
администрация Артемовского городского округа - не явилась;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мартиросян Радик Рудикович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Мартиросян Р.Р.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации Артемовского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация, орган местного самоуправления) о признании отказа в выдаче разрешения на размещение торгового павильона "Мороженное" по адресу: г. Артем, Приморского края, ул. Кирова, д. 20а, обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Артемовского городского округа торговый павильон "Мороженное" по адресу: г. Артем, Приморского края, ул. Кирова, д. 20а, земельный участок кадастровый номер 25:27:030106:815 согласно приложенной схеме.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель Мартиросян Радик Рудикович обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что предприниматель Мартиросян Р.Р. осуществляет торговую деятельность с 2005 года по адресу: г. Артем, ул. Кирова, 20а. Ранее на указанной территории располагались принадлежащие предпринимателю торговые лотки, в 2012 году предпринимателем был установлен киоск. На размещение указанных объектов имелось разрешение администрации г. Артема, заключались договоры аренды сроком менее года. С 2009 года администрацией выдавались регистрационные талоны, последний такой талон получен предпринимателем в мае 2012 года сроком действия до 31.10.2012. С 2012 года заявитель неоднократно обращался в Администрацию Артемовского городского округа с просьбой предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Артем, ул. Кирова, 20а, в пользование на праве аренды. Полагает, что основания для отказа во включении нестационарного торгового объекта в Схему, установленные п. 3.9 приказа Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных объектов", в рассматриваемом случае отсутствуют.
В судебном заседании предприниматель и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация Артемовского городского округа, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилась. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 16.03.2017 индивидуальный предприниматель Мартиросян Р.Р. обратился к Главе Артемовского городского округа с заявлением (входящий N 848-М) о выдаче разрешения на размещение объекта (павильон "Мороженое) в районе земельного участка по адресу: г. Артем, ул. Кирова, 20а с кадастровым номером 25:27:030106:815.
Рассмотрев указанное обращение, администрация письмом от 24.03.2017 N 6895 указала, что земельный участок не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов соответствующего муниципального образования.
Не согласившись с указанным ответом Администрации, посчитав, что он нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, урегулированы нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 названного Закона дано понятие нестационарного торгового объекта, под которым следует понимать торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены статьей 10 Закона N 381-ФЗ, в части 1 которой указано, что размещение таких объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 2 статьи 10 Закона о торговой деятельности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее по тексту - Правила N 772).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 Правил N 772).
Пунктом 4 этих же Правил установлено, что для включения объектов в Схему орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в Схему.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок N 114).
В соответствии с указанным Порядком орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган) разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов (далее- схему), с учетом существующего размещения нестационарных торговых объектов, по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Внесение изменений в Схему, в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 3 и 4 настоящего Порядка (пункты 3.1., 4.4., 4.5.).
В силу пункта 3.2. Порядка проект Схемы до ее утверждения подлежит согласованию органами местного самоуправления, уполномоченными в области торговли, градостроительной деятельности, благоустройства, использования и распоряжения земельными ресурсами.
Разработанная Схема и вносимые в нее изменения утверждается муниципальным правовым актом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Утвержденная Схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте Администрации Приморского края и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункты 3.6., 5.1.Порядка).
Таким образом, положениями действующего законодательства предусмотрен определенный порядок включения нестационарных торговых объектов первоначально в проект схемы размещения таких объектов, а в дальнейшем, при условии соблюдения всех нормативных требований и принципов размещения, включения объектов непосредственно в схему путем утверждения последней в установленном законом порядке.
Размещение нестационарных торговых объектов в г. Артеме регламентировано постановлением администрации Артемовского городского округа от 30.09.2011 N 1726-па "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Артемовского городского округа" (с изменениями, утвержденными постановлением администрацией Артемовского городского округа от 20.12.2016 N 1275-па).
Анализ данного нормативного правового акта показывает, что нестационарный торговый объект, указанный в заявлении ИП Мартиросяна Р.Р. в указанную схему включен не был.
Раздел 4 Порядка N 114 регламентирует процедуру внесения изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В силу пункта 4.4 данного Порядка, изменения и дополнения в схему вносятся: по инициативе органов местного самоуправления Приморского края; по инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае в рамках рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности; на основании предложений координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, созданных при органах местного самоуправления, на основании предложений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; при изменении сведений о конкретном нестационарном торговом объекте, включенном в Схему.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, в материалах дела имеется заявление, поступившее в администрацию Артемовского городского округа с входящим N 848-М от 16.03.2017 о выдаче разрешения на размещение объекта (павильон "Мороженое") в районе земельного участка по адресу: г. Артем, ул. Кирова, 20а с кадастровым номером 25:27:030106:815, ответ на которое оспаривается заявителем в рамках настоящего спора.
Обращение Мартиросяна Р.Р., которое перенаправлено Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края 24.03.2017 в администрацию Артемовского городского округа, последнему не поступало, что следует из пояснений представителя заинтересованного лица, данных в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, ответ на обращение заявителю не давался.
Доказательств обращения предпринимателя с заявлением о включении в схему нестационарных торговых объектов павильона "Мороженое", расположенного по адресу: г. Артем, ул. Кирова, 20а, в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, заявитель не указал, какими документами выражен отказ Администрации на размещение нестационарного торгового объекта при соблюдении всех установленных действующим законодательством условий о включении данного объекта в Схему, при этом в качестве основания ссылается на письмо органа местного самоуправления от 29.03.2017 N 14-22/184. Иные доказательства обращения с заявлением о включении спорного объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов и полученных на него ответов Администрации заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании незаконным оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегий не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной жалобы на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.10.2017 по делу N А51-11426/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11426/2017
Истец: ИП МАРТИРОСЯН РАДИК РУДИКОВИЧ
Ответчик: Администрация Артемовского городского округа