г. Москва |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А40-54001/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.И. Левченко, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Момот И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-54001/17
по иску ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области"
к ОАО "РДЖ" в лице Южно-Уральской ж.д.; ООО "РесурсТранс"
о взыскании 32 904 руб. 35 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчиков: от ОАО "РДЖ" в лице Южно-Уральской ж.д. - Рекеть А. А. (доверенность от 11.09.2017), от ООО "РесурсТранс" - Усенко О.В. (доверенность от 09.01.2018)
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - ГУ "ГУДХОО", истец)
обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 32 904 рублей 35 копеек ущерба.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 августа 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчика обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить состоявшееся решение и принять по делу новый судебный акт.
В качестве одного из доводов апелляционной жалобы, истец указывает на то, что судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, а именно, судом не рассмотрено ходатайство об уменьшении исковых требований и мотивированное ходатайство о привлечении в качестве соответчика Общества с ограниченной ответственностью "РесурсТранс" (далее - ООО "РесурсТранс").
Определением от 08 декабря 2017 года произведен переход к рассмотрению дела N А40-54001/17 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Принято уменьшение исковых требований до 24 897 рублей 54 копеек. В качестве соответчика привлечено ООО "РесурсТранс" (ОГРН 1087746312202, расположенное по адресу: 125993 город Москва, улица Правды, дом 24, строение 4).
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции истец представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направил.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе о том, что по акту N 1 от 26.11.2015 г ответственность за вред должен нести ответчик ООО "РесурсТранс", являющийся арендатором транспортного средства.
Представитель ответчика ООО "РесурсТранс" просит в иске отказать, так как согласно п. 6.3.7 Регламента обязанность осуществлять своими силами и средствами, за свой счет погрузку груза в транспортные средства с соблюдением паспорта загрузки, требований безопасности движения и обеспечения сохранности груза в пути возложена на ОАО "Российские железные дороги".
Заслушав возражения представителей ответчиков, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 03 августа 2017 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, 13 мая 2014 года автомобиль KC55713-1K3, гос. номер Т 756 РВ 174, принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту из г.Новотроицка в г.Орск (а/д Обход г.Орска - 30 км). На 1 л Обход г.Орска при взвешивании автомобиля KC55713-1K3, гос. номер Т 756 РВ 1"4. было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на 2 иЗ оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт N 1 от 13.05.2014 г. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства, сумма ущерба, причиненного а/д Обход г.Орска автомобилем KC55713-1K3, гос. номер Т 756 РВ 174, составила 727 рублей 10 копеек.
03 июля 2014 года автомобиль Камаз-53216-16, гос. номер Н 586 ХЕ 74, принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту из г.Оренбурга в г.Челябинск (а/д Оренбург-Орск- Шильда-гр.Челябинской области). На 17 км. а/д Оренбург-Орск-Шильда- гр.Челябинской при взвешивании автомобиля Камаз-53216-16, гос. номер Н 586 ХЕ 74. было превышение значений предельно допустимых нагрузок на 2 и 3 оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт N 3 от 03.07.2014 г. Акт подписан водителем и один экземпляр передан водителю транспортного средства.
Размер ущерба, причиненного а/д Оренбург-Орск-Шильда- гр.Челябинской области автомобилем Камаз-53216-16, гос. номер Н 586 ХЕ 74, составила 15 362 рубля 96 копеек.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1.4 Инструкции движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 утверждены Правила возмещения - вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998 г. N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев соответствующих автотранспортных средств.
В силу п. 11 ст. 11, ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Поскольку по состоянию на 13 мая и 03 июня 2014 года собственником и владельцем транспортных средств являлся ответчик ОАО "Российские железные дороги", исковые требования по актам N 1 от 13.05.2014 г. и N 3 от 03.07.2014 г. в общей сумме 9 534,58 руб. подлежат возмещению ОАО "Российские железные дороги" на основании п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и ст.1079 ГК РФ.
В отношении акта N 1 от 26 ноября 2015 года судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному требованию является ООО "Ресурс Транс", поскольку по состоянию на 26 ноября 2015 года автомобиль КАМАЗ-53212 гос.номер О 004 ТР74 находился у данного ответчика на основании договора аренды транспортных средств от 17.06.2015 г. (т.2, л.д. 8), в связи с чем данный ответчик является его владельцем.
Действительно, как указывает ответчик ООО "РесурсТранс", 17 июня 2015 года между ответчиками был заключен и договор N 1517459 оказания автотранспортных услуг, в связи с чем ООО "РесурсТранс" считает, что являлся лишь исполнителем спорной перевозки, а не владельцем транспортного средства.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод, поскольку указанные договоры не противоречат, а дополняют друг друга, так как из их системного толкования следует, что автотранспортные услуги оказываются с использованием арендованных транспортных средств, что следует и из путевого листа ЧЛБ N 046806, оформленного на спорную перевозку ответчиком ООО "РесурсТранс" (т.1, л.д. 123).
Ссылка ответчика ООО "РесурсТранс" на п. 6.3 7 Регламента не может устранять норм п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и ч.1 ст.1079 ГК РФ об обязанности возместить вред именно владельцем транспортного средства.
В связи с чем требование по акту N 1 от 26 ноября 2015 года в сумме 15 362, 96 руб. подлежит удовлетворению за счет данного ответчика.
Между тем, если ответчик ООО "РесурсТранс" считает, что между наступившими для него последствиями в виде обязанности возместить истцу вред и неисполнении ответчиком ОАО "Российские железные дороги" п.6.3.7 Регламента имеется прямая причинно-следственная связь ООО "РесурсТранс" вправе обратиться к ОАО "Российские железные дороги" с самостоятельным иском в общем порядке.
Госпошлина за рассмотрение иска подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований: с ОАО "Российские железные дороги" - в сумме 766 руб., с ООО "РесурсТранс" - в сумме 1 234 руб.
Госпошлина, уплаченная ответчиком ОАО "Российские железные дороги" за рассмотрение апелляционной жалобы, относится на ответчика ООО "РесурсТранс" пропорционально размеру исковых требований, в удовлетворении которых к ОАО "Российские железные дороги" было отказано, в результате чего с ООО "РесурсТранс" следует взыскать 1 851 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 августа 2017 года по делу N А40-54001/17 отменить.
Взыскать с ОАО "РДЖ" в пользу ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" 9 534 руб. 58 коп. - в счет возмещения вреда.
Взыскать с ООО "РесурсТранс" в пользу ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" 15 362 руб. 96 коп. - в счет возмещения вреда.
Взыскать с ООО "РесурсТранс" в пользу ОАО "РДЖ" 1 851 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с ОАО "РДЖ" 766 руб. - госпошлины за рассмотрение иска в доход федерального бюджета.
Взыскать с ООО "РесурсТранс" 1 234 руб. - госпошлины за рассмотрение иска в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54001/2017
Истец: ГУ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОАО "РДЖ" в лице Южно-Уральской ж.д., ОАО "РЖД"
Третье лицо: ООО "РесурсТранс"