г. Владивосток |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А59-3399/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Федерального Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске,
апелляционное производство N 05АП-8781/2017
на решение от 24.10.2017
судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-3399/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диалог Авто" (ОГРН 1146501000106, ИНН 6501261043)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области,
о признании незаконными действий, а также недействительным решения от 04.07.2017 N 074С04170004545, вынесенного Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно- Сахалинске,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Диалог Авто" (далее - общество, страхователь, ООО "Диалог Авто") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, страховщик, Фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.07.2017 N 074С04170004545.
Определением от 26.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением от 24.10.2017 суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение Фонда как не соответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), в связи с тем, что норма, на основании которой плательщик был привлечен к ответственности, на момент вынесения оспариваемого решения утратила силу.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что оспариваемое обществом решение было обжаловано им в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов. По результатам рассмотрения жалобы ООО "Диалог Авто" решением от 22.08.2017 N 12 ОПФР по Сахалинской области решение управления о привлечении к ответственности за совершение правонарушения законодательства о страховых взносах в общей сумме штрафных санкций 6 830,33 руб. отменено, жалоба общества удовлетворена.
При таких обстоятельствах апеллянт полагает, что нарушения прав и законных интересов общества устранены, оснований, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания оспариваемого решения недействительным не имеется. Считает, что в рассматриваемом случае производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, Фонда и налогового органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Фонда в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Управлением в отношении общества в период с 17.03.2017 по 29.05.2017 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
В ходе контрольных мероприятий управлением установлен факт нарушения обществом законодательства Российской Федерации о страховых взносах: в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 в виде электронного документа по каналам связи ЭЦП за 1 квартал 2016 года является период с 01.04.2016 по 20.05.2016, фактически расчет был представлен 14.06.2016, то есть за пределами установленного законодательством срока.
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 29.05.2017 N 074С03170001857.
По результатам рассмотрения акта проверки Фондом вынесено решение от 04.07.2017 N 074С04170004545 о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 6 830,33 руб.
Не согласившись с решением Фонда, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщик страховых взносов обязан представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судебной коллегией установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1) за 1 квартал 2016 года в форме электронного документа подлежал представлению обществом в Фонд не позднее 20.05.2016, однако представлен ООО "Диалог Авто" за пределами установленного срока - 14.06.2016.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о нарушении обществом пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, что охватывается диспозицией части 1 статьи 46 данного Федерального закона, которой предусмотрена ответственность страхователя, является правомерным.
При этом удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
С 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 указанного Закона установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что в отношении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, органы Пенсионного фонда Российской Федерации уполномочены на осуществление только контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) таких обязательных платежей в порядке, предусмотренном утратившим силу Законом N 212-ФЗ.
Действовавший до 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ регулировал отношения, возникающие в процессе осуществления как контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, так и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (статья 1). Из приведенных законоположений следует, что контроль не охватывает правоотношения, связанные с привлечением к ответственности.
Оспариваемое решение N 074С04170004545 вынесено Фондом 04.07.2017, когда Закон N 212-ФЗ уже утратил силу, но контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, продолжал осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, являющейся нормой прямого действия, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" указано, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части (пункт 1).
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона N 250-ФЗ, включая его положения части 1 статьи 46, предусматривающие ответственность плательщика страховых взносов за несвоевременное расчета по начисленными уплаченным страховым взносам.
Указанное в связи с принятием Законов N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не означает устранение ответственности за вмененное обществу оспариваемым решением правонарушение (статья 119 НК РФ в редакции Закона N 243-ФЗ), но не позволяет в силу конституционных норм применять к нему в части привлечения к ответственности утративший силу закон.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное обществом требование, признав недействительным оспариваемое решение Фонда.
Довод Фонда о том, что по результатам рассмотрения жалобы ООО "Диалог Авто" решением ОПФР по Сахалинской области оспариваемое решение управления отменено, жалоба общества удовлетворена, в связи с чем основания для удовлетворения заявления общества, предусмотренные статье 198 АПК РФ, отсутствуют, и производство по делу подлежит прекращению, повторно заявленный в апелляционной жалобе, был предметом рассмотрения судом первой инстанции, оценен и правомерно им отклонен.
Коллегия апелляционного суда, в свою очередь отмечает, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Вопреки позиции Фонда, данное обстоятельство не является основанием для прекращения производства по делу или для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку отмена вышестоящего органа состоялась 22.08.2017 после обращения общества в арбитражный суд 27.07.2016, до отмены решение управления в период своего действия нарушало права и законные интересы заявителя.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, обществом не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судебной коллегией не обсуждается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.10.2017 по делу N А59-3399/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3399/2017
Истец: ООО "Диалог Авто"
Ответчик: ГУ-УПФР в г.Южно-Сахалинске
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N1 по Сахалинской области