Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2018 г. N Ф08-3350/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 января 2018 г. |
дело N А32-3709/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пилипчук Е.Н.,
при участии:
от заявителя- Беликовой Е.А. по доверенности от 15.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2017 по делу N А32-3709/2017 (судья Боровик А.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТПК "Дары Кубани"
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТПК "Дары Кубани" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженное в письме от 27 октября 2016 года исх. N 52-30497/16-32-20 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка.
Возложить на Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу решения осуществить подготовку проекта постановления и договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:14:0304000:265, местоположение: Краснодарский край, р-н Крыловский, СПСК "Крыловский" отд.3 поле 9 (2) клетка 2, площадью 962 000, 00 кв. м и направить проект договора заявителю ООО "ТПК" Дары Кубани" с предложением о заключении договора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2017 признано незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженное в письме от 27 октября 2016 года исх. N 52-30497/16-32-20 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в месячный срок с момента вступления в законную силу решения осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:14:0304000:265, местоположение: Краснодарский край, р-н Крыловский, СПСК "Крыловский" отд.3 поле 9 (2) клетка 2, площадью 962 000, 00 кв. м и направить проект договора заявителю ООО "ТПК" Дары Кубани" с предложением о заключении договора. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что в ходе проведения экспертизы представленного заявления и приложенных документов выявлено, что на испрашиваемом земельном участке расположена водонапорная башня и скважины N 6747,6748. В настоящее время действующим законодательством (пункт 1 статьи 39.17 ЗК РФ, пункт 15 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27,07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пункт 6 Перечня) при обращении с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, установлена обязанность заявителя представить документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН. В связи с вышеизложенным заявитель, имеет право на приобретение земельного участка (земельных участков), необходимого (необходимых) для эксплуатации принадлежащих им зданий, сооружений, за вычетом площади земельного участка, занятой зданиями и сооружениями, в отношении которых отсутствуют сведения об их правах, а также площади земельного участка, свободной от зданий и сооружений и не являющейся необходимой для их эксплуатации. Иное толкование приведенных положений действующего законодательства, в том числе главы V.l ЗК РФ (как и ранее статей 33, 36 ЗК РФ), не исключает возможность предоставления земельного участка заявителям при наличии других правообладателей зданий, сооружений, что может привести к нарушению принципа единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, установленному подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не исключает возможность предоставления свободной площади земельного участка, в отношении которой заявители не обладают правом на приобретение без проведения торгов, что, в свою очередь, приведет к нарушению права иных граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению на торгах свободных земельных участков, не занятых зданиями, сооружениями.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы муниципального образования Крыловский район от 31.10.2007 N 958/1 по результатам проведенных торгов, ООО "ТПК" Дары Кубани" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:14:0304000:265, местоположение: Краснодарский край, р-н Крыловский, СПСК "Крыловский" отд.3 поле 9 (2) клетка 2, площадью 962 000, 00 кв. м в аренду сроком на 20 лет для сельскохозяйственного производства.
На основании вышеуказанного распоряжения главы муниципального образования Крыловский район от 31.10.2007 N 958/1 между администрацией муниципального образования Крыловский район и ООО "ТПК" Дары Кубани" заключен договор аренды N 8814000025 от 31.10.2007 г. спорного земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
27 сентября 2016 года ООО "ТПК" Дары Кубани" обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель категории: "земли сельскохозяйственного назначения", находящихся в собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:14:0306000:47, местоположение: Краснодарский край, р-н Крыловский, СПСК "Крыловский" отд. 3 поле 7 клетка 1, площадь 532 229,00 кв. м.
На данное заявление Обществом было получено решение, выраженное в письме Департамента от 01 ноября 2016 года исх.N 52-31092/16-32-20, согласно которому заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату испрашиваемых земельных участков. Отказ Департамента обоснован тем, что в ходе проведения Департаментом экспертизы представленного заявления и приложенных документов выявлено, что на испрашиваемом земельном участке расположена водонапорная башня и скважины N 6747,6748.
Не согласившись с данным отказом департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженный в письме от 01 ноября 2016 года исх.N 52-31092/16-32-20, заявитель обратился в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (п. п. 4 п. 1 ст. 39.17), а также цель использования земельного участка (п. п. 7 п. 1 ст. 39.17).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Таким образом, у департамента обязанность по предоставлению в собственность земельного участка может возникнуть только при условии наличия у заявителя права на приобретение такого участка в собственность и отсутствия установленных законодательством препятствий для его приватизации.
Право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий: 1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет; 2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом; 3) заявление о приобретении земельного участка в собственность подано до дня истечения срока действия договора аренды.
Так, основанием отказа в письме от 01 ноября 2016 года исх.N 52-31092/16-32-20, в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участков указано, что на испрашиваемом земельном участке расположена водонапорная башня и скважины N 6747,6748.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в статье 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В пункте 1 указанной нормы предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальное собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). При этом данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, в котором изложены основания и приведена процедура приобретения участков из земель сельскохозяйственного назначения арендаторами без торгов.
В пункте 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указано, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Срок аренды испрашиваемого земельного участков установлен договором от 31 октября 2007 года N 8814000025 с 30 октября 2007 года на 20 лет.
Из документов, приложенных к заявлению следует, что заявитель отвечает критериям, установленным положениями пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель с/х назначения, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:14:0306000:47 передан в аренду Обществу на основании договора аренды земельного участка от 31 октября 2007 N 8814000025 то есть, находится в аренде более трех лет.
Кроме того к заявлению приложены документы, подтверждающие надлежащее использование земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.
Доказательств ненадлежащего использования участка не имеется.
Водный объект определен законодателем как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, а использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункты 4 и 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Статьей 5 Водного кодекса артезианская скважина и водонапорная башня не отнесены ни к поверхностным водным объектам, ни к подземным водным объектам.
Статьей 6 Водного кодекса предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как видно из материалов дела, скважина и водонапорная башня используются заявителем в целях питьевого и технологического водоснабжения предприятия без права отпуска воды третьим лицам.
В статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" указано, что данный Закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 этого Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 3 названного Закона гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Артезианские скважины и водонапорные башни не могут быть признаны гидротехническими сооружениями, поскольку они предназначены только для водоснабжения предприятия и угроза возникновения чрезвычайных ситуаций при аварии на них отсутствует.
Из положений статей 7 и 102 Земельного кодекса РФ следует, что к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах; на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ).
Статьей 31 Водного кодекса РФ предусмотрено ведение государственного водного реестра представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях (часть 4 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 года N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра, пунктом 5 которого установлено, что ведение данного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Из изложенного следует, что поверхностный водный объект подлежит выявлению и признанию таковым уполномоченным органом в порядке, установленном законом. Документированные сведения о водном объекте включаются в государственный водный реестр.
Как следует из письма Департамента от 01 ноября 2016 года исх.N 52-31092/16-32-20, сведения о водных объектах, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:14:0306000:47 в государственном водном реестре отсутствуют.
В соответствии с данными кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка весь земельный участок разрешено использовать сельскохозяйственного производства, участок полностью отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Данные о том, что в составе указанного участка имеются земли общего пользования или установлены какие-либо ограничения в его использовании, в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, что скважины и водопровод питьевой приобретены в собственность ООО "ТПК" Дары Кубани" по договору купли-продажи N 01/11 от 20.11.2005.
Факт принадлежности ООО "ТПК" Дары Кубани" скважины N 6747,6748 подтверждается паспортами скважин, выданных ГУП "Кубаньгеология".
Кроме того, Управлением по недропользованию по Краснодарскому краю ООО "ТПК" Дары Кубани" выдана лицензия на пользование недрами КРД 04139 ВЭ со сроком окончания до 29.03.2036, согласно которой в соответствии с целевым назначением и видами работ предоставлено право добычи подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу о законности требований заявителя о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 октября 2016 года исх. N 52-30497/16-32-20 в части предоставления в собственность спорного земельного участка.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд
указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой главой хозяйства, в форме подготовки проекта постановления и направлении договора купли-продажи земельного участка в адрес заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2017 по делу N А32-3709/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3709/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2018 г. N Ф08-3350/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО ТПК "Дары Кубани"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края