Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2018 г. N Ф09-1704/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А50-23514/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Макарова Т.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Попов Д.И. - доверенность от 10.11.2015, паспорт;
от заинтересованного лица: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, индивидуального предпринимателя Ившиной Леси Юрьевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 октября 2017 года
по делу N А50-23514/2017,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Ившиной Леси Юрьевны (ИНН 590303376412, ОГРНИП 304590317400158)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределения земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ившина Леся Юрьевна (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным решения от 26.042016 N 21-01-07И-3694 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:5 с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410431:25.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2017 (резолютивная часть от 10.10.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что при принятии решения не был применен закон, подлежащий применению - п. 3 ст. 11.7, п. 1 ст. 39.28, п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Заявитель считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для формирования земельного участка площадью 1197 кв.м, включающего земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410431:5 и 59:01:4410431:25, не соответствует обстоятельствам дела. Возможность образования нового земельного участка согласована при утверждении проекта межевания территории. Заявитель указывает, что им были представлены все необходимые документы, решение об отказе в заключении соглашения не содержит основания, связанного с наличием у земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:25 признаков самостоятельного объекта недвижимости. При решении вопроса о перераспределении земельных участков ответчик должен был руководствоваться административным регламентом предоставления муниципальной услуги и установленном в нем перечнем оснований принятия решения об отказе в перераспределении земельных участков. Заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик возражений на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником жилого дома площадью 1 401, 1 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь Дзержинский район, ул. Сельская, 7.
Также заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410431:5 площадью 984 кв.м, расположенный по адресу г. Пермь Дзержинский район, ул. Сельская,7, имеющий разрешенное использование - под жилой дом.
Кроме того, на основании договора аренды от 12.02.2015 N 01-15Д заявитель арендует земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410431:25, расположенный по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, южнее ул. Сельская,7 для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к ранее предоставленному под индивидуальный жилой дом земельному участку.
Распоряжением администрации г. Перми от 05.05.2015 N СЭД-07-01-05-83 принадлежащие заявителю помещения площадью 113,2 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу г. Пермь ул. Сельская, 7, переведены в нежилые помещения для целей использования в качестве гостиницы.
Постановлением Администрации г. Перми от 15.12.2016 N 1111 утвержден проект межевания территории по ул. Сельской в Дзержинском районе г. Перми, предусматривающий образование из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:5 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельного участка площадью 1197 кв.м, при котором земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410431:25 подлежит снятию с учета.
29.03.2017 заявитель обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:5 с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410431:25.
Решением ответчика от 26.042016 N 21-01-07И-3694 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка отказано.
Полагая, что отказ в заключении соглашения противоречит закону, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410431:25 не может выступать самостоятельным объектом недвижимости. В связи с чем, использование механизма перераспределения земельных участков не соответствует требованиям пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ. Также в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что образование земельного участка связано с исключением вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицы, и формирование земельного участка осуществлено в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:5 с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410431:25 нельзя признать обоснованными.
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ.
Так, перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
В обоснование отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:5 с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410431:25 ответчик указал на то, что образуемый земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне, утвержденной постановлением администрации г. Перми N 2735 от 22.11.2005. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ц06 (зона обслуживания, промышленности, торговли, складирования и мелкого производства), разрешенное использование "под индивидуальный жилой дом" не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в указанной зоне. Кроме того, ответчик указал, что проектом межевания не предусмотрено образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:5 с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410431:25. Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410431:25 имеет статус "временного", образование нового объекта недвижимости из такого земельного участка недопустимо.
Как правильно установлено судом первой инстанции, вопрос перераспределения земельных участков касается двух земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410431:5 (с разрешенным использованием - под жилой дом), 59:01:4410431:25 (с разрешенным использованием - для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к ранее предоставленному под индивидуальный жилой дом земельному участку).
Земельные участки сформированы, в отношении них проведен кадастровый учет.
Земельные участки принадлежат заявителю: с кадастровым номером 59:01:4410431:5 - на праве собственности, с кадастровым номером 59:01:4410431:25 - на праве аренды.
Перераспределение указанных земельных участков предусмотрено утвержденным в установленном порядке проектом межевания территории.
То обстоятельство, что разрешенное использование указанных земельных участков не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ц06, не может служить препятствием в перераспределении земельных участков, поскольку при таком перераспределении существующее разрешенное использование земельных участков (для использования жилого дома) не изменяется.
Нахождение образуемого земельного участка в санитарно-защитной зоне, утвержденной постановлением администрации г. Перми N 2735 от 22.11.2005, не является предусмотренным законом основанием для отказа в перераспределении земельных участков.
Наличие у земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:25 статуса "временный" также не является основанием для отказа в принятии решения о перераспределении земельных участков. Пунктом 1 ст. 11.7 ЗК РФ установлена возможность как перераспределения смежных земельных участков, так и перераспределение земель и земельного участка.
Заявление о перераспределении земельных участков подано заявителем на основании с подпункта 2 пункта 1 ст. 39.28 ЗК РФ в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (ч. 9 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Проект межевания территории по ул. Сельской в Дзержинском районе г. Перми, предусматривающий образование из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:5 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (а фактически - земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410431:25, имеющего "временный" статус), земельного участка площадью 1197 кв.м, утвержден постановлением Администрации г. Перми от 15.12.2016 N 1111.
Доказательств несоответствия проекта межевания градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, а также несоответствия документации по планировке территории, а равно доказательств более рационального использования земель применительно к п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ в материалы дела не представлено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-О, указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410431:25 может выступать самостоятельным объектом недвижимости, не основан на обстоятельствах дела и представленных доказательствах.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410431:25 сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием - для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к ранее предоставленному под индивидуальный жилой дом земельному участку. Какого либо самостоятельного назначения, отдельного от использования смежного земельного участка, предоставленного для использования жилого дома, этот земельный участок не имеет. Иное фактическое использование этого земельного участка, несоответствующее его разрешенному использованию, материалами дела не подтверждено. Возможность изменения разрешенного использования этого земельного участка с учетом его площади и фактического использования, с целью предоставления гражданам и юридическим лицам в общем порядке для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ц06, ответчиком не обоснована и материалами дела не подтверждена.
Таким образом, в отсутствие доказательств превышения установленных предельных максимальных размеров формируемого земельного участка, предусмотренных законом оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков у ответчика не имелось.
Решение ответчика от 26.04.2017 N 21-01-07И-3694 об отказе в перераспределении земельных участков не соответствует положениям ст. 11.7, главы V.4 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах решение суда от 16.10.2017 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе относятся на ответчика. Государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 октября 2017 года по делу N А50-23514/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным, несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 26.04.2017 N 21-01-07И-3694 об отказе в перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ившиной Леси Юрьевны путем рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.
Взыскать с Департамента земельных отношений Администрации г. Перми в пользу Ившиной Леси Юрьевны 450 (четыреста пятьдесят) руб. государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Возвратить Ившиной Лесе Юрьевне из федерального бюджета 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 15.11.2017 N 128.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23514/2017
Истец: Ившина Леся Юрьевна, ИП Ившина Леся Юрьевна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18348/17
18.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1704/18
22.01.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18348/17
16.10.2017 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-23514/17