г. Саратов |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А12-35368/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 22.01.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 22.01.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия Городищенского городского поселения "Городское хозяйство"
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2017 года по делу N А12-35368/2017 о прекращении производства по делу (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия Городищенского городского поселения "Городское хозяйство" (ОГРН 1123455002626, ИНН 3403029505, Волгоградская область, р.п. Городище)
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц: Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (г. Волгоград); Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308, г. Волгоград); Государственной инспекции труда в Волгоградской области (г. Волгоград), Филиала N 14 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Волгоградская область, р.п. Городище), Публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523, г. Волгоград); Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202, г. Волгоград).
о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Абдуллаева Тимура Дамировича.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Городищенского городского поселения "Городское хозяйство" (далее - МУП "Гор Хоз") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Абдуллаева Тимура Дамировича от 20.09.2017 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращении взыскания на наличные денежные средства в отношении МУП "Гор Хоз".
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Абдуллаев Т.Д. заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2017 года производство по делу N А12-35368/2017 прекращено.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции основывался на том, что данный спор не подведомственен арбитражному суду.
МУП "Гор Хоз" не согласилось с определением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу отменить, передать дело на рассмотрение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
В соответствии с частью 3 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, обжалование которых предусмотрено статьями 46, 50, 51 и 130 названного Кодекса, а также на определения о возвращении искового заявления и другие препятствующие дальнейшему движению дела определения (в том числе, определения о прекращении производства по делу) рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.12.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом частью 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве определено, что заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В то же время в соответствии с частью 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве в случаях, не указанных в части 2 названной статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
При этом в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года, основными критериями разграничения предметной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ.
Статьёй 5.27.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из изложенного следует, что административные правонарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи, посягают в целом на охрану труда. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере труда.
В рассматриваемом случае как установлено судом первой инстанции, в рамках сводного исполнительного производства исполняется постановление Государственной инспекции труда в Волгоградской области о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства, проверка законности которого в силу вышеприведенных норм и разъяснений относится к компетенции суда общей юрисдикции.
Таким образом, учитывая, что постановление органа, должностного лица о привлечении к административной ответственности, вынесенное за нарушение законодательства о труде и охране труда, одновременно является и предметом оспаривания в суде общей юрисдикции, и исполнительным документом, дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, принятые, совершенные им в рамках возбужденного исполнительного производства по данному исполнительному документу, также подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
С учетом положений статьи 29 АПК РФ, пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" проверка законности постановления несудебного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к компетенции арбитражных судов и осуществляется судами общей юрисдикции.
Таким образом, предусмотренных частью 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве оснований для подачи в арбитражный суд заявления об оспаривании постановления от 20.09.2017 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства в отношении МУП Городищенского городского поселения "Городское хозяйство", не имеется.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Право подателя жалобы на судебную защиту не ограничивается, поскольку он не лишен возможности обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя. Доказательств того, что МУП Городищенского городского поселения "Городское хозяйство" обращалось ранее с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что рассмотрение названного заявления МУП Городищенского городского поселения "Городское хозяйство" не подведомственно арбитражному суду. Следовательно, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что постановление о привлечении МУП "Гор Хоз" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполнено, не нашли своего подтверждения.
Судебным приставом-исполнителем не было окончено исполнительное производство, возбужденное на основании указанного постановления, в том числе по основаниям фактического исполнения исполнительного документа. Обратное суду не представлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но не принимаются, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого определения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Определение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2017 года по делу N А12-35368/2017 о прекращении производства по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-35368/2017
Истец: МУП ГОРОДИЩЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: Межрайонный отдел по особым исполнительным производстам УФССП по Волгоградской области, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Абдуллаев Т.Д.
Третье лицо: Государственная инспекция труда в Волгоградской области, ГУ ФРО ФСС отделение N14, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области, ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВОЛГОГРАД", ООО "Газпром межрегионгаз", ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ", СПИ Межрайонного отдела по ОИП УФССП по Волгоградской области Абдуллаев Т.Д., УФССП по Волгоградской области, Федеральная служба по труду и занятости Государственной инспекции труда по Волгоградской области, Филиал N 14 государственного учреждения-Волгоградское региональное отделение Фонд социального страхования РФ