г. Самара |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А55-11111/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Кузнецова В.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Садоводческого некоммерческого товарищества "Нива-2" - Вагапова Р.Ф. (доверенность от 28.04.2017),
представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель ФГБУ "Национальный парк "Самарская лука" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Нива-2"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2017 года по делу N А55-11111/2017 (Лихачев А.А.)
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Нива-2" (ОГРН 1026303954995, ИНН 6382003837), с. Жигули, Самарская область,
к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, г. Тольятти, Самарская область,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ФГБУ "Национальный парк "Самарская лука", г. Жигулевск, Самарская область,
Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, с. Жигули, Самарская область,
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва,
Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Нива-2" (далее - заявитель, СНТ "Нива-2") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - администрация) о признании незаконным отказ, выраженный в письме от 06.02.2017 N 931, в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:32:1902001:810; об обязании принять решение о предоставлении в собственность СНТ "Нива-2" земельного участка с кадастровым номером 63:32:1902001:810 (т.1 л.д.6-10).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ФГБУ "Национальный парк "Самарская лука", Администрация сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2017 по делу N А55-11111/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.181-187).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что у заявителя имелись правовые основания для обращения в адрес заинтересованного лица с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на праве собственности, а у последнего возникло обязательство в силу закона по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно, тем не менее, в отсутствии правовых оснований заинтересованным лицом выражен отказ в предоставлении земельного участка на праве собственности, чем нарушены права и интересы заявителя (т.2 л.д.3-7).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя СНТ "Нива-2", в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителя СНТ "Нива-2", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.01.2017 Садоводческое некоммерческое товарищество "Нива-2" обратилось в Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:32:1902001:810.
Письмом от 06.02.2017 N 931 Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области отказала заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:32:1902001:810 в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории Национального парка "Самарская Лука" (т.1 л.д.13).
Полагая, что данный отказ является незаконным, СНТ "Нива-2" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Государственный природный национальный парк "Самарская Лука" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161.
Данным постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого передан национальный парк, поручено уточнить границы национального парка.
Созданному государственному природному национальному парку "Самарская Лука" на базе Жигулевского и Рождественского лесхозов, которому предоставлено в пользование 69 тыс. га. земельного государственного лесного фонда, а также включены в состав государственного природного национального парка "Самарская Лука" 62 тыс. га. земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га. земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки (границы национального парка, в соответствии с решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 N 333, должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг) без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 990 государственный национальный природный парк "Самарская Лука" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Положения о Национальном парке, утвержденного Приказом Министра природных ресурсов РФ от 09.03.2004 N 259, национальный парк образован на площади 134 тыс. га., из которых национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. га.
Согласно пункту 5 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденному приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69 (далее - Положение), границы национального парка определены в системе координат МСК-63Г и представлены в приложении 1 к Положению.
В приложении 3 к Положению, содержится карта-схема функционального зонирования территории Национального парка "Самарская Лука".
Суд первой инстанции указывает, что при сопоставлении данных Публичной кадастровой карты о земельном участке с кадастровым номером 63:32:1902001:810 с картой-схемой функционального зонирования территории Национального парка "Самарская Лука" усматривается, что спорный земельный участок полностью входит в границы национального парка.
Решением Самарского областного суда от 27.10.2016 по делу N 21-1998/2016, в рамках которого рассматривался вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушение режима особо охраняемой природной территории национальный парк "Самарская Лука" (статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), установлен факт нахождения сельского поселения Жигули в зоне хозяйственного назначения национального парка "Самарская Лука".
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что отсутствие в Государственном кадастре недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) сведений о нахождении спорного земельного участка в границах национального парка "Самарская Лука" позволяет сделать вывод о том, что он не относится к землям особо охраняемых природных территорий, как несостоятельный.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322 по делу N А41-40555/2013 наличие или отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении земельных участков в границах особо охраняемой природной территории не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах.
Распоряжением Администрации муниципального района Ставропольский от 11.01.2012 N 65 утвержден проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Нива-2". В связи с нахождением СНТ "Нива-2" в границах Национального парка "Самарская лука", при согласовании границ требовалось согласие Национального парка "Самарская лука". В листе согласования границ СНТ "Нива-2", являющегося приложением к Проекту организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Нива-2", директор Национального парка "Самарская лука" согласовал данный проект при условии предоставления дачных участков в аренду (т.1 л.д.28).
Таким образом, спорный земельный участок расположен в границах национального парка "Самарская Лука".
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе национальные природные парки) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Соответственно, действующее законодательство допускает лишь сохранение в частной собственности отдельных земельных участков, включенных в состав земель особо охраняемых природных территорий, при их создании.
Таким образом, Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области не обладает полномочиями по распоряжению спорным земельным участком в связи с его нахождением в федеральной собственности в силу закона.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на положения абзацев 2, 5 пункта 2.7. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающих условия предоставления земельных участков в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
При этом, заявителем не учтено, что в силу положений абзаца 4 пункта 2.7. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на приобретение земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, имеют право приобрести земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно при условии, что такой земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте.
В соответствии пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки в границах национальных парков приватизации не подлежат.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками являются изъятыми из оборота (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, кроме прочих, является наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Право собственности Российской Федерации на территорию Национального парка "Самарская Лука" возникло на основании закона.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что спорный земельный участок не подлежит приватизации и у заявителя отсутствуют правовые основания для приобретения его в собственность на основании положений пункта 2.7. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя, что публичная кадастровая карта не является официальным источником информации и не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 218 кадастровые карты, к числу которых относится, в том числе публичная кадастровая карта, представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 3 статьи 12 Закона N 218-ФЗ установлено, что публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы.
Презумпция актуальности и достоверности сведений Государственного кадастра недвижимости также закреплена в утративших силу положениях статьи 1 и статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, выводы суда первой инстанции о вхождении спорного земельного участка в границы национального парка "Самарская Лука" правомерны.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил в суд доказательств, опровергающих данный вывод.
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 руб. для физических лиц и 3000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 руб. для физических лиц и 1500 руб. для юридических лиц.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает Садоводческому некоммерческому товариществу "Нива-2" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 29.11.2017 N 100 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2017 года по делу N А55-11111/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Садоводческому некоммерческому товариществу "Нива-2" (ОГРН 1026303954995, ИНН 6382003837), с. Жигули, Самарская область, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 29 ноября 2017 года N 100 государственную пошлину в размере 1 500 (Она тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11111/2017
Истец: СНТ "Нива-2"
Ответчик: Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука", Ставропольский районный суд