г. Москва |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А40-121481/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2017 по делу N А40-121481/2017, принятое судьей Бедрацкой А.В. (20-1379)
по заявлению: Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"
к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Соковикова А.С. по доверенности от 01.01.18; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2017, принятым по настоящему делу с учетом определения об исправлении опечаток от 17.11.2017, признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области, ПФР) от 24.04.2017 N 087S19170042203 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ВГТРК, заявитель) в части штрафа в размере 1 765 170 рублей.
Не согласившись с решением суда, ПФР обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать ВГТРК в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя заявителя дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ВГТРК состоит на учете в ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области в качестве страхователя с 03.05.2005 по настоящее время под регистрационным номером 087-617-025231.
В результате проведенной ответчиком проверки было установлено, что ВГТРК сведения за февраль 2017 года в отношении 3566 застрахованных лиц представило с просрочкой в два дня - 17.03.2017, то есть с нарушение установленного срока установленного п. п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон "Об учете").
По факту данного нарушения пенсионный фонд составил акт N 087S18170053503 от 27.03.2017.
В результате рассмотрения акта от 27.03.2017 N 087S18170053503 и других материалов проверки пенсионным фондом вынесено решение от 24.04.2017 N 087S19170042203 о применении финансовых санкций к страхователю в виде штрафа в размере 1 765 170 рублей.
Не согласившись с оспариваемым решением Фонда, заявитель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий Труда" (часть 4 статьи 4) изменена процентная ставка, служащая основанием для определения размера подлежащей начислению страхователю финансовой санкции за правонарушение предусмотренное статьей 17 Закона с 10 до 5 процентов.
Страхователями согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь обязан представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и трудовом стаже.
В силу абзаца 1 статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующим за отчетным периодом, представляют в органы Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на всех застрахованных лиц вместе со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Таким образом, срок представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за февраль 2017 года - до 15.03.2017.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
Фактически сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за февраль 2017 года в отношении 3566 застрахованных лиц ВГТРК были направлены 17.03.2017, что подтверждается выпиской из программы "АРМ Приема ПФР" и не оспаривается заинтересованным лицом.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П, Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, Постановлении от 14.07.2003 N 12-П, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09 поддерживает вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.
Штраф является мерой ответственности за совершенное правонарушение, размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Штраф не является источником пополнения бюджета и, в первую очередь, является мерой общественного порицания совершенного правонарушения, имеет воспитательную функцию.
Материалами дела установлено, что Общество 15.03.2017 направило по телекоммуникационным каналам связи отчеты по форме СЗВ-М за февраль 2017 года с нарушением установленных сроков ввиду того, что указанные сведения были загружены в программу "Фельдъегерь". В связи с особенностями пользовательского интерфейса указанной программы, предусматривающего наличие двух папок "Черновики" с различным функционалом, загруженные в одну из таких папок сведения не были подписаны надлежащим образом, в связи с чем не были направлены в органы ПФР в тот же день.
Обнаружив допущенную ошибку, сотрудники заявителя незамедлительно перенесли сформированные сведения в нужную папку и направили их в ПФР 17.03.2017.
Исследовав обстоятельства совершенного заявителем правонарушения и степень вины, а также оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, принимая во внимание назначение финансовой санкции (штрафа) за незначительную (два дня) просрочку предоставления сведений, характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для привлечения общества к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1 783 000 рублей отсутствовали.
Руководствуясь нормами ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ суд признал оспариваемое решение недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.10.2017 по делу N А40-121481/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121481/2017
Истец: ФГУП "ВГТРК", ФГУП "ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГУ - ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской обл., ГУ- Главное Управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области, ГУ Заместитель начальника ПФР N 8 по г. Москве и Московской области Морозова Е.Б.