г. Москва |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А41-25780/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании представителей:
от административного органа по делу - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - АО "ДИКСИ Юг" - Александрова Л.А. по доверенности от 15.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ДИКСИ Юг" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018 по делу N А41-25780/18, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям к АО "Дикси-Юг" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении АО "Дикси-ЮГ" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018 заявленные требования удовлетворены. АО "Дикси-ЮГ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
АО "ДИКСИ Юг" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "ДИКСИ Юг" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя АО "ДИКСИ Юг", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 29.09.2017 сотрудниками Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, на основании распоряжения от 31.08.2017 N 940-РВ, проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Дикси-ЮГ" по адресу: Московская область, г. Егорьевск, 2-й микрорайон, д. 17, в ходе, которой выявлены нарушения ст. 1, п. 4 ст. 5, п. 7 ст. 10, п. п. 7, 12 ст. 17, п. 1 ст. 20 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; п. 1, 3, 9, 14, 96, 127 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции"; ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 49797-I "О ветеринарии".
29.09.2017 административным органом по результатам проверки составлен Акт проверки N 09-184/2017, на основании которого Обществу выдано предписание N 09-184/1/2017 от 29.09.2017 об устранении выявленных нарушений в срок до 29.01.2018, полученное представителем по доверенности.
02.02.2018 заинтересованным лицом издано распоряжение от 02.02.2018 N 149-РВ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица с целью исполнения требований ранее выданного предписания от 29.09.2017 N 09-184/2017, срок исполнения которого истек.
О вынесении распоряжения и проведении внеплановой проверки исполнения предписания от 29.09.2017, АО "Дикси-ЮГ" извещено посредством телеграфного сообщения N 999163 (л.д. -8-9), которая получена по юридическому адресу Общества 07.02.2018.
О составлении 27.02.2018 Акта проверки Общество уведомлено посредством телеграфного сообщения N 9991578 от 20.02.2018, которое получено 21.02.2018.
При проведении проверки исполнения Обществом предписания N 09-184/1/2017 от 29.09.2017, заинтересованным лицом установлено, что данное предписание Обществом исполнено не в полном объеме, а именно: не выполнен пункт 1 указанного предписания, в связи с чем, составлен акт проверки от 27.02.2018 (л.д. 13) и протокол об административном правонарушении от 27.02.2018 (л.д. 27-28), что подпадает под действие диспозиции, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, что отражено в Акте проверки от 27.02.2018 N 09-24/2018.
Как следует из Акта проверки, при ее проведении присутствовал представитель Общества по доверенности от 10.02.2018 N Дов/000932/ДЮ/18 Н.Д. Скогобогатова, с полномочиями представления интересов, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении и участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.
О дате составления протокола по делу об административном правонарушении Общество уведомлено посредством телеграфного сообщения на юридический адрес последнего от 20.02.2018 N 9991577, которое получено 21.02.2018.
27.02.2018 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 09-38в/2018, при участии представителя Общества по доверенности от 10.02.2018 N Дов/000932/ДЮ/18 Н.Д. Скогобогатовой о неисполнении заявителем п. 1 предписания об устранении нарушений ветеринарных санитарных требований и правил от 29.09.2017 N 09-184/1/2017, что является нарушением п. 1, 6 ст. 7; п. 1 ст. 10; п. 7, 12 ст. 17; п. 1 ст. 20ТР ТС 021/2011; п. 88, 89 ТР ТС 034/2013; ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов; ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами рассматривают судьи арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.
В силу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной вменяемого обществу правонарушения является неисполнение указанным лицом в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом при проверке соблюдения требований технических регламентов.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011, Технический регламент).
Статьей 7 ТР ТС 021/2011 установлено, что Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной и соблюдении сроков годности и условий хранения установленных изготовителем.
В ст. 10 ТР ТС 021/2011 указано, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней указанным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно нормативной совокупности пунктов 7 и 12 ст. 17 ТР ТС 021/2011при хранении и реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Соответствие пищевой продукции указанному техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (п. 1 ст. 20 ТР ТС 021/2011).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), в пунктах 88 и 89, которого установлена обязанность изготовителей, продавцов мясной продукции по хранению, перевозке и реализации, ее таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе и указанного регламента.
Статьей 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции" предусмотрено обеспечением качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий посредством: применения мер государственного регулирования; проведения лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий; применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что 29.09.2017 административным органом обществу выдано предписание N 09-184/1//2017, согласно которому в срок до 29.01.2018. заинтересованному лицу необходимо было устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а именно:
1. Осуществлять хранение охлажденной мясной продукции и мяса птицы в охлаждаемых витринах торгового зала, в соответствии с температурой, установленной производителем продукции.
2. Осуществлять транспортировку охлажденной мясной продукции и мяса птицы в термобоксах, в соответствии с температурой, установленной производителем продукции.
При проведении проверки исполнения предписания 27.02.2018, административным органом установлено, что указанное предписание исполнено не в полном объеме, а именно: не исполнен пункт 1 предписания, выраженный в нарушении Обществом условий хранения мясной продукции в охлаждаемых витринах торгового зала, так полуфабрикаты охлажденные из цыплят-бройлеров рубленные формованные хранятся при температуре +8,8 градусов Цельсия, тогда как производителем установлена температура хранения не выше +4 градуса Цельсия; тушка цыпленка-бройлера 1 сорта охлажденная храниться при температуре от +6, 5 до +6, 7 градусов Цельсия, при этом производителем определена температура хранения не выше +2 градуса Цельсия, указанные нарушения условий хранения мясной продукции, установленные производителем, влекут за собой уменьшения ее сроков хранения, преждевременную порчу, развитие микроорганизнов, как следствие несут угрозу здоровью потребителей. Выявленные факты, являются нарушением п. 1, 6 ст. 7; п. 1 ст. 10; п. 7, 12 ст. 17; п. 1 ст. 20ТР ТС 021/2011; п. 88, 89 ТР ТС 034/2013; ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов; ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
Таким образом, неисполнение в установленный срок предписания административного органа, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что факт неисполнения предписания подтверждается материалами дела, в том числе фотоматериалами, актом проверки от 27.02.2018 и протоколом об административном правонарушении от 27.02.2018.
Предписание было выдано в пределах полномочий административного органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержало реальные и устранимые требования, направленные на защиту жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Суд первой инстанции правильно оценил представленную обществом объяснительную управляющей магазином Аникиной Е.В., указав, что этот документ не содержит дату, а также не в одном процессуальном документе с участием заинтересованного лица возражения не высказывались, в период ведения административного производства не представлялась.
Кроме того, не представлено доказательств относительно управления Аникиной Е.В. магазином, расположенным по адресу: Московская область, г. Егорьевск, 2-й микрорайон, д. 17.
Также обоснованным является вывод, что в материалы дела обществом представлен сервисный Акт N 134389 Торгового дома "ФКМ" от 28.08.2018, лицом обслуживающим холодильные установки о выходе в температурный режим, который составлен 28.02.2018, что подтверждает факт невыполнения предписания от 29.09.2017 N 09-184/1/2017 на дату его проверки- 27.02.2018.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер и необходимых действий по исполнению выданного ему предписания в срок суду не представлено, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку предписание в установленном законом порядке оспорено не было.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018 по делу N А41-25780/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25780/2018
Истец: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по гроду Москва, Московской и Тульской областям
Ответчик: АО "ДИКСИ ЮГ" РОССИЯ, 142119, Г. ПОДОЛЬСК, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, УЛ. ЮБИЛЕЙНАЯ, Д. 32 А
Третье лицо: АО "ДИКСИ ЮГ"