Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2018 г. N Ф03-1583/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А24-1034/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД"
апелляционное производство N 05АП-5965/2017
на решение от 28.06.2017
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-1034/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД" (ИНН 4101029003, ОГРН 1024101032845)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167); Корякскому сельскому поселению в лице Администрации Корякского сельского поселения (ИНН 4105029702, ОГРН 1064141002023) о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: тепловые сети (от котельной N 1, 2, 5), кадастровый номер 41:05:0101029:623, номер кадастрового квартала 41:05:0101029, имеющий местоположение: Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки, содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации, исх. N 41/001/001/2016-2868 от 13.12.2016; об обязании погасить (аннулировать) запись от 08.04.2016 N 41-41/001-41/002/007/2016-47/1У по принятию на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружения тепловые сети, кадастровый номер 41:05:0101029:623; об обязании произвести государственную регистрацию права правообладателя ООО "КАМ-ЛТД" на объект недвижимости: сооружение тепловые сети, кадастровый номер 41:05:0101029:623 и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок;
при участии:
от ООО "КАМ-ЛТД": представитель Коняева Н.А. (по доверенности от 10.10.2017, сроком действия на 1 год, паспорт).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Корякское сельское поселение в лице Администрации Корякского сельского поселения - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением (с учетом письменных уточнений от 31.03.2017) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - управление, Росреестр, государственный регистратор, регистрирующий орган), оформленного сообщением от 13.12.2016 N 41/001/001/2016-2868, в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: тепловые сети (от котельной N 1, 2, 5), кадастровый номер 41:05:0101029:623, номер кадастрового квартала 41:05:0101029, имеющий местоположение: Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки.
В качестве способа восстановления своего нарушенного права заявитель просил:
- обязать управление и Корякское сельское поселение в лице администрации Корякского сельского поселения (далее - администрация) погасить (аннулировать) запись от 08.04.2016 N 41-41/001-41/002/007/2016-47/1У по принятию на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружения тепловые сети, кадастровый номер 41:05:0101026:623;
- обязать управление произвести государственную регистрацию права заявителя на объект недвижимости: сооружение тепловые сети, кадастровый номер 41:05:0101026:623 и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КАМ-ЛТД" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что иные тепловые сети на территории Камчатского сельского поселения отсутствуют, в связи с чем тепловая сеть в рамках настоящего дела не может быть иной, кроме как той, которой в 2016 году присвоен кадастрового номера 41:05:0101026:623, что подтверждается указанным в кадастровом паспорте ранее присвоенным инвентаризационным номером согласно техническому паспорту, изготовленному ООО "КАМ-ЛТД". Договор купли-продажи имущества N 2 от 27.05.2009 содержит неотъемлемую часть в виде приложений к нему, одним из таких приложений являются схемы теплоснабжения, изображенные в графическом исполнении и с учетом картографических составляющих, которыми наглядно подтверждается, что все тепловые сети в с. Коряки приобретены ООО "КАМ-ЛТД".
Настаивает на том, что договор N 2 от 27.05.2009 с приложениями содержит все идентифицирующие объект признаки, иных теплотрасс в с. Коряки не имеется.
Из акта инвентаризации основных средств УМПКХ "Темп" от 15.06.2007 видно, что при включении тепловой сети с. Коряки в конкурсную массу должника конкурсный управляющий заменил инвентарный номер с 00000041 на 00000327. При этом, указание конкурсным управляющим УМПКХ "Темп" разных инвентарных номеров при внутреннем учете и в договоре, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не свидетельствует ни о его фактическом отсутствии, ни об отсутствии права на него у ООО "КАМ-ЛТД".
Отмечает, что поскольку право собственности на спорной имущество возникло у УМПКХ "Темп" до принятия и вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок в ним", то в силу статьи 6 данного Закона регистрация права на него не требовалась.
Кроме того, считает, что поскольку тепловые сети имеют эксплуатирующие организации, основания для отнесения тепловой сети к бесхозяйной отсутствуют, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требования общества об обязании управления погасить (аннулировать) запись по принятию спорного объекта на учет как бесхозяйного.
В судебном заседании представитель ООО "КАМ-ЛТД" доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Корякское сельское поселение в лице Администрации Корякского сельского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегий рассмотрено и удовлетворено. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
27.05.2009 между УМПКХ "Темп" (Продавец по договору) и Обществом (Покупатель) заключен договор купли-продажи имущества N 2, согласно пункту 1.1 которого Продавец продает, а Покупатель на условиях настоящего договора приобретает в собственность следующие объекты имущества:
- теплотрассы, водопроводные и канализационные сети, благоустройство, адрес: Елизовский район Камчатского края, с. Коряки, характеристики которых указаны в приложениях к настоящему договору;
- теплотрассы, водопроводные и канализационные сети, п. Зеленый, характеристики которых указаны в приложениях к настоящему договору.
Согласно пункту 1.2 Объекты, указанные в пункте 1.1. настоящего договора, далее именуются Объекты.
Цена за Объекты составила 1 709 581 рубль (пункт 2.1. договора).
В договоре указано, что приложение 2 к договору содержит описание и адрес Объектов.
В приложении N 2 данного договора указано наименование спорного объекта - тепловые сети, инв. N 00000327 и его адрес - Елизовский район, Камчатского края, с. Коряки.
Платежными поручениями от 05.06.2009 N 4, от 04.06.2009 Общество перечислило денежные средства в счет исполнения обязательств по договору от 27.05.2009 N 2. Согласно бухгалтерской справке от 17.06.2009, подписанной конкурсным управляющим УМПКХ "Темп" Кочетовым Ю.В., Общество полностью исполнило договор купли-продажи имущества от 27.05.2009 N 2, оплатив цену договора в размере 1 709 581 рубль.
04.06.2009 стороны договора подписали акт приема-передачи, согласно которому Покупатель принял в собственность Объекты, а Продавец передал данные Объекты.
15.07.2012 в отношении объекта "тепловые сети от котельной N 1, 2, 5", расположенного в с. Коряки Елизовского района, на основании заявки общества осуществлена техническая инвентаризация, согласно которой объекту присвоен инвентарный номер N 13481 и установлено, что протяженность подземной прокладки составляет 2205 м, количество колодцев - 26, действительная стоимость - 403782 руб.
Одновременно на основании данных технического учета, проведенного Государственным унитарным предприятием "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации", осуществлен кадастровый учет данного объекта, а 11.03.2016 названный объект внесен в государственный кадастр недвижимости за кадастровым номером 41:05:0101029:623.
Указанное сооружение принято Корякским сельским поселением на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (дата государственной регистрации права: 08.04.2016, номер государственной регистрации права: 41-41/001-41/002/007/2016-47/1У), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.02.2017 N 41/002/207/2017-34.
20.07.2016 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение тепловые сети, имеющие местоположение: Камчатский край, р-н Елизовский, с. Коряки.
Государственная регистрация права приостанавливалась на основании пунктов 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от 03.08.2016 N 41/001/001/2016-2868 основаниями для приостановления явилось следующее.
1. Единый государственный реестр прав не содержит сведений о правах УМПКХ "Темп" на Объект;
2. УМПКХ "Темп" не обратилось с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности;
3. В нарушение пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ договор от 27.05.2009 N 2 представлен на государственную регистрацию в одном экземпляре-подлиннике и в виде одной копии;
4. По сведениям из представленного приложения N 2 к договору от 27.05.2009 N 2 невозможно идентифицировать объект недвижимости;
5. Не представлены документы, подтверждающие процедуру проведения торгов;
6. Не представлены документы, подтверждающие начальную цену продажи имущества и отчет об оценке имущества;
7. УМПКХ "Темп" не представлены сведения об исполнении финансовых обязательств по договору купли-продажи;
8. Не представлены документы, подтверждающие, что договор от 27.05.2009 N 2 не является крупной сделкой для Общества или одобрение учредителей Общества на совершение данной сделки;
9. Из представленных документов невозможно установить на каком земельном участке расположен заявленный Объект.
13.12.2016 Управлением отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимого имущества по следующим основаниям:
- документы, представленные на государственную регистрации прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Указанный отказ оформлен сообщением от 13.12.2016 N 41/001/001/2016-2868.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом в нарушение Закона N 122-ФЗ не представлены какие-либо документы, подтверждающие обладание УМПКХ "Темп" имущественными правами на тепловые сети в с. Коряки и право ими распоряжаться.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора, как основания возникновения соответствующего обязательства. Стороны договора купли-продажи недвижимости вправе обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности к покупателю после оформления данного права за продавцом в установленном законом порядке. При этом право собственности покупателя на объект недвижимости согласно статье 223 ГК РФ возникает с момента его государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 4 названного Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Из пункта 1 статьи 6 этого же Закона следует, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом (пункт 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ).
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 16 названного Закона государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен пунктом 1 статьи 17 названного Закона и включает договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества (абзац 9); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Из оспариваемого решения усматривается, что основанием для его принятия послужило отсутствие заявления продавца (УМПКХ "Темп"), отсутствие регистрации ранее возникших прав продавца на спорный объект недвижимого имущества, не предоставление документов, подтверждающих финансовое исполнение обязательств покупателя по сделке, невозможность однозначной идентификации предмета сделки, а также не предоставление иных документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на заявленный объект.
Не соглашаясь с выводами государственного регистратора, и, поддержанными судом первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 62 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N10/22) разъяснили, что покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Материалами дела подтверждается, что УМПКХ "Темп" в лице конкурсного управляющего Кочетова Ю.В., действующего на основании решения Арбитражного суда Камчатской области от 21.05.2007 по делу N А24-5322/06-20 и определений арбитражного суда от 23.05.2008, от 22.05.2009 по этому же делу, передал, а заявитель принял по акту приема-передачи от 04.06.2009, в том числе теплотрассы, водопроводные и канализационные сети, расположенные по адресу: Елизовский район Камчатского края, с. Коряки.
Определением арбитражного суда от 28.08.2009 по делу N А24-5322/2006 конкурсное производство в отношении УМПКХ "Темп" было завершено, и 10.09.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о ликвидации должника.
Принимая во внимание, что на дату обращения общества с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости "сооружение: тепловые сети, кадастровый номер 41:05:0101029:623, местоположение: Камчатский край, р-н Елизовский, с. Коряки" УМПКХ "Темп" было ликвидировано, указание регистрирующего органа на необходимость обращения двух сторон договора купли-продажи от 27.05.2009 с заявлением о государственной регистрации перехода права признаётся апелляционной коллегией несостоятельным и противоречащим разъяснениям Постановления Пленума N 10/22.
Оценивая вывод государственного регистратора об отсутствии в ЕГРП сведений о правах УМПКХ "Темп" на спорный объект недвижимости, что также явилось основанием для принятия оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, город Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 1 приложения N 3 указанного Постановления объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
По правилам статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Таким образом, учитывая, что право муниципальной собственности в отношении спорного объекта возникло в силу закона до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, и собственник такого имущества распорядился им путем закрепления за муниципальным унитарным предприятием, у которого в силу закона и заключенного договора право хозяйственного ведения возникло с момента подписания договора, что также имело место быть до вступления в силу Закона N122-ФЗ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что такие права признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации ранее возникшего права.
Соответственно отсутствие в ЕГРП сведений о правах УМПКХ "Темп" на спорный объект недвижимости не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения.
Довод Росреестра о том, что в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 13 названного Закона государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав, судебной коллегией отклоняется.
Действительно, из буквального прочтения пункта 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ следует, что государственная регистрация ранее возникшего права проводится по желанию обладателя такого права, а пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление на государственную регистрацию ранее возникшего права может быть подано одновременно с заявлением на государственную регистрацию перехода такого права.
Между тем УМПКХ "Темп" ликвидировано, что исключает возможность его обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права, так и с заявлением о государственной регистрации перехода права, на что было указано ранее.
В этой связи, учитывая, что Законом N 122-ФЗ не урегулирован порядок регистрации права и перехода права на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации, то в данном случае могут быть применены разъяснения, сформулированные в пункте 62 Постановления Пленума N10/22.
Принимая во внимание, что факт возникновения права у продавца имущества не связан с фактом государственной регистрации, то право собственности у покупателя - общества, возникло вне зависимости от наличия или отсутствия такой регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких условиях отказ в государственной регистрации перехода права собственности по вышеназванному основанию (отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права собственности продавца на имущество) противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что договор купли-продажи имущества N 2 от 27.05.2009, представленный на государственную регистрацию в качестве правового основания, был заключен в рамках процедуры банкротства УМПКХ "Темп".
Как установлено пунктом 1 статьи 7 Закона N 161-ФЗ, унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Пунктом 1 статьи 131 названного Закона предусмотрено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона N 127-ФЗ).
Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что теплотрассы в с. Коряки Елизовского района Камчатского края были реализованы конкурсным управляющим УМПКХ "Темп" посредством публичного предложения на основании утвержденного протоколом собрания кредиторов от 07.05.2009 N 14 положения о продаже недвижимого имущества должника. Результаты торгов утверждены протоколом от 27.05.2009.
Как уже было указано выше, по результатам проведения торгов между УМПКХ "Темп" и обществом заключен договор купли-продажи имущества от 27.05.2009, спорный объект передан по акту приема-передачи от 04.06.2009, и обществом платежными поручениями N 25 от 04.06.2009 и N 4 от 05.06.2009 произведена оплата по данному договору.
Принимая во внимание, что продажа спорного сооружения осуществлена в ходе процедуры банкротства УМПКХ "Темп", которое было включено в конкурсную массу, отчет конкурсного управляющего утвержден собранием кредиторов и арбитражным судом, а должник ликвидирован, суд апелляционной инстанции считает, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи от 27.05.2009 подтверждает переход права собственности на спорный объект недвижимости к заявителю.
При этом утверждение государственного регистратора о непредставлении обществом а государственную регистрацию сведений об исполнении финансовых обязательств по договору купли-продажи не нашло подтверждение материалами дела, поскольку согласно описи документов заявитель представил договор купли-продажи и платежные поручения N 25 от 04.06.2009 и N 4 от 05.06.2009 об оплате приобретенных по данному договору объектов.
Указание Росреестра на непредставление обществом документов, подтверждающих продажу имущества путем проведения торгов в форме аукциона, не может быть принято коллегией во внимание, поскольку данные документы являются документами УМПКХ "Темп", ликвидированного по завершении конкурсного производства, ввиду чего данные документы отсутствовали в распоряжении общества по объективным причинам.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает, что названный договор купли-продажи N 2 от 27.05.2009 уже являлся предметом правовой экспертизы регистрирующего органа, поскольку согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам о государственной регистрации права на основании данного договора были зарегистрированы права общества на здания котельных и на нежилые помещения (том N 3 л.д. 52-55).
В этой связи ссылки управления Росреестра на то, что представленный на государственную регистрацию договор не является легитимным, так как не содержит ограничений, предусмотренных законодательством при продаже в ходе процедуры банкротства социально значимых объектов, являются безосновательными.
Доводы Росреестра о невозможности идентифицировать спорный объект недвижимости, переданный по данному договору купли-продажи, положенные в обоснование оспариваемого отказа в государственной регистрации перехода права собственности, коллегией отклоняются в силу следующего.
Из акта инвентаризации основных средств УМПКХ "Темп" от 15.06.2007 (том N 3 л.д. 96-100) видно, что при включении объекта в конкурсную массу должника конкурсный управляющий использовал те же данные объекта, что и отраженные в пункте 2 приложения I договора от 15.02.1995 о закреплении за УМПКХ "Темп" муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
В свою очередь в приложении N 2 к договору купли-продажи имущества N 2 от 27.05.2009 в качестве одного из предмета договора указан объект "тепловые сети", адрес объекта: Елизовский район Камчатского края, п. Коряки. Сравнительный анализ данных сведений со сведениями, отраженными в Едином государственном реестре недвижимости (выписка от 27.02.2017 (том N 1 л.д. 131), показывает идентичность сведений об объекте.
Согласно имеющейся в материалах дела справке ГУП "Камчатское краевое БТИ" от 14.06.2017 N 985 (том N 3 л.д. 28) техническая инвентаризация, в частности тепловых сетей в Корякском сельском поселении, была проведена по заявке общества от 09.07.2012 N 25, по результатам которой были изготовлены технические паспорта, тепловым сетям присвоены литеры и инвентарные номера, в том числе: от котельной N 1, 2 в п. Коряки лит.II, протяженностью 2068 п/м, инвентарный номер дела в БТИ - 13481.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает, что условия заключенного договора купли-продажи с приложениями к нему содержат все идентифицирующие объект признаки.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что в договоре купли-продажи имущества N 2 от 27.05.2009 сторонами сделки не было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Соответственно довод регистрирующего органа о несоответствии представленных на регистрацию документов требованиям пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ коллегией отклоняется как несостоятельный.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции также отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Закона указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Материалами дела подтверждается, что представленные на государственную регистрацию документы позволяют идентифицировать объект недвижимости и установить его соответствие сооружению, приобретенному по договору купли-продажи N 2 от 27.05.2009, представленному на государственную регистрацию.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку прежний обладатель прав на спорный объект недвижимости прекратил свою деятельность, исключен из Единого государственного реестра юридических лиц, а обязательства по договору купли-продажи исполнены сторонами в полном объеме, то основания для государственной регистрации права имелись.
Указание управления и администрации на то, что спорное имущество является бесхозяйным, что исключает выбранный обществом способ защиты нарушенного права, не может быть принят апелляционной коллегией во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, 08.04.2016 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) на основании заявления администрации была внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружение с кадастровым номером 41:05:0101029:623, адрес: Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки (тепловые сети с. Коряки).
Данное обстоятельство, как обоснованно указал суд первой инстанции, не является препятствием для государственной регистрации перехода права собственности к обществу на спорный объект, поскольку указанная запись свидетельствует о начале процедуры оформления прав на данный объект недвижимости, но не о наличии в ЕГРН записи о зарегистрированном праве муниципального образования на спорный объект.
В этой связи доводы администрации и Росреестра об избрании обществом неправильного способа защиты нарушенного права со ссылками на то, что права заявителя могут быть защищены только путем обращения последнего в суд с иском о признании права, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, суд апелляционной инстанции считает, что соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя является обязание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: тепловые сети (от котельной N 1, 2), кадастровый номер 41:05:0101029:623, номер кадастрового квартала 41:05:0101029, имеющий местоположение: Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки к обществу с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД".
С учетом предмета спора, оснований для удовлетворения требований заявителя об аннулировании записи от 08.04.2016 N 41-41/001/41/002/007/2016-47/1У по принятию на учет спорного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного не имеется.
Суд апелляционной инстанции признает достаточным и соразмерным способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общества возложение на Управление обязанности совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности на Объект.
Как следует из материалов дела, общество в рамках настоящего дела оспаривает отказ в государственной регистрации перехода права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: тепловые сети от котельных N 1, 2, 5.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие в материалах дела доказательств принадлежности котельной N 5, а соответственно и тепловых сетей, идущих от этой котельной, ООО "КАМ-ЛТД", что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, приняв по делу новый судебный акт.
Соответственно апелляционная жалоба общества таможни подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявленные требования удовлетворены, расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат взысканию с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 22 500 руб. (21 000 руб. - по заявлению, 1 500 руб. - по апелляционной жалобе) подлежит возврату ООО "КАМ-ЛТД" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.06.2017 по делу N А24-1034/2017 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167) в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: тепловые сети (от котельной N 1, 2), кадастровый номер 41:05:0101029:623, номер кадастрового квартала 41:05:0101029, имеющий местоположение: Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки, содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации исх. N 41/001/001/2016- 2868 от 13.12.2016.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167) совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: тепловые сети (от котельной N 1, 2), кадастровый номер 41:05:0101029:623, номер кадастрового квартала 41:05:0101029, имеющий местоположение: Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки к обществу с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД" (ИНН 4101029003, ОГРН 1024101032845).
В остальной части заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167), Корякскому сельскому поселению в лице Администрации Корякского сельского поселения (ИНН 4105029702, ОГРН 1064141002023) отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167) в пользу общества с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД" (ИНН 4101029003, ОГРН 1024101032845) судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительные листы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД" (ИНН 4101029003, ОГРН 1024101032845) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 21 000 рублей, уплаченную при подаче заявления платежным поручением от 09.03.2017 N 640.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КАМ-ЛТД" (ИНН 4101029003, ОГРН 1024101032845) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, уплаченную при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 24.07.2017 N 707.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1034/2017
Истец: ООО "КАМ-ЛТД"
Ответчик: Корякское сельское поселение в лице Администрации Корякского сельского поселения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2513/19
11.05.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1583/18
23.01.2018 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5965/17
28.06.2017 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1034/17