г. Москва |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А41-26469/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании представителей:
от истца по делу - МУП "Инженерные сети города Долгопрудного" - Лузгин А.С. по доверенности от 25.12.2017,
от ответчика по делу - ОАО "Химкинский водоканал" - Стороженко В.Н. по доверенности от 30.08.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Химкинский водоканал" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2018 по делу N А41-26469/18, принятое судьей Гришиной Т.Ю., по иску МУП "Инженерные сети города Долгопрудного" к ОАО "Химкинский водоканал" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Инженерные сети города Долгопрудного" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "Химкинский водоканал" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 707 890,35 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 17 158 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
ОАО "Химкинский водоканал" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "Химкинский водоканал" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель МУП "Инженерные сети города Долгопрудного" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 07.03.2017 года в адрес ответчика был направлен договор водоотведения N 2СВ от 01.02.2017 года с сопроводительным письмом N 122-03.
Как указал истец, данный договор был получен ответчиком 27.03.2017 года, что подтверждается соответствующей отметкой, произведенной ответчиком, путем проставления на сопроводительном письме от 07.03.2017 года, соответствующей надписи.
По мнению истца, поскольку в течение установленного вышеуказанными нормативными актами срока, ответчик, после получения договора не отказался от такового, а равно не представил возражения, и при этом стал фактическим потребителем коммунальных услуг, то между сторонами возникли договорные отношения на условиях договора N 2СВ от 01.02.2017 года.
29.11.2013 года ответчиком в адрес МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного" было направлено письмо, приложением к которому является Баланс водопотребления, в котором закреплен объем водоотведения в размере 133,56 м куб/сут.
Истец с учетом объема водопотребления, произвел расчет стоимости объема сверхлимитных стоков за период с марта по май 2017 в размере 707 890,35 руб.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правоотношения по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 644), от 29 июля 2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645), от 04 сентября 2013 года N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 766).
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о водоснабжении, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров).
Согласно пункту 14 Правил N 644, в случае представления абонентом в течение 30 дней после получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения мотивированного отказа от подписания проекта договора (проектов договоров) в предложенной редакции с приложением предложения об изменении проекта договора (проектов договоров) организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть указанные документы, принять меры к урегулированию разногласий и направить абоненту на подписание новый проект договора (проекты договоров). В случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства не направит абоненту в течение 5 рабочих дней новый проект договора (проекты договоров), абонент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации водопроводно-канализационного хозяйства заключить договор. В пункте 5 статьи 13 и пункте 5 статьи 14 Закона о водоснабжении перечислены существенные условия договора водоснабжения и водоотведения. При этом единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 15 Закона о водоснабжении).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку в течение установленного вышеуказанными нормативными актами срока, ответчик, после получения договора не отказался от такового, а равно не представил возражения, и при этом стал фактическим потребителем коммунальных услуг, то между сторонами возникли договорные отношения на условиях договора N 2СВ от 01.02.2017 года.
Согласно пункту 3 указанного договора, прием сточных вод от Абонента производится РСО в канализационную сеть в пределах лимита, установленного Приложением N 2 к договору.
Приложением N 2 к договору установлен лимит водоотведения 133,56 м кубических в сутки.
Согласно подпункту д. пункта 12 договора, Абонент обязался соблюдать установленный настоящим договором режим водоотведения.
Согласно подпункта е. пункта 12 договора, Абонент обязался производить оплату по настоящему договору в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Согласно подпункту 3 пункта 12 договора, Абонент обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 29 указанного договора, при превышении Абонентом установленных нормативов водоотведения по объему сточных вод Абонент оплачивает сверхлимитный сброс сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива по объему сточных вод, в размере трехкратного утвержденного тарифа на водоотведение.
В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустиллых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведеиия (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанных актов, постановлением Правительства МО от 14.02.2005 N 93/5 был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области. Согласно пункту 4.2 указанного порядка, плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается 8 размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса.
В свою очередь действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр составляют 23,71 руб. /куб. м.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в результате проведенных контрольных мероприятий было установлено, что в период с марта по май, включительно, фактический объем сверхлимитных стоков от Абонента/ответчика составил 21 583,02 куб. м, в связи с чем, истец произвел соответствующий расчет.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что каких-либо мотивированных и документально-обоснованных возражений, а равно доказательств, исключающих требование истца, ответчик не представил.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что прием вод осуществляется только из многоквартирных домов.
Согласно п. 135 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ОАО "Химкинский водоканал" является управляющей организацией, что объем отводимых сточных вод составляет менее 50 куб. метров в сутки.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2018 по делу N А41-26469/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26469/2018
Истец: МУП "ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО"
Ответчик: ОАО "ХИМКИНСКИЙ ВОДОКАНАЛ"