г. Москва |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А40-140043/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "НП-Ресурс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2017 по делу N А40-140043/17, принятое судьей О.В. Сизовой (84-1290),
по заявлению ООО "НП-Ресурс" (ОГРН 1027739425020)
к Префектуре Центрального административного округа города Москвы
о признании незаконным и отмене решения
при участии:
от заявителя: |
Перевезенцев С.А. по дов. от 15.06.2017; |
от ответчика: |
Волтаевская Е.В. по дов. от 04.07.2017. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "НП-Ресурс" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Префектуры Центрального административного округа города Москвы (ответчик, Префектура ЦАО г. Москвы, Префектура) об отказе в выплате компенсации за снос самовольной постройки по адресу Семеновская наб., вл. 3/1, стр. 17. Также заявитель просил обязать ответчика произвести выплату компенсации за снос самовольной постройки.
Решением от 26.10.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности оснований для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда, ООО "НП-Ресурс" обратилась с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами заявителя не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою правовую позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в п. 206 приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы" указан объект с кадастровым (условным) номером 77:01:0003030:3857, расположенный по адресу: г. Москва, Семеновская наб., вл. 3/1, стр. 17.
Собственником указанного объекта (моечного поста) является ООО "НП-Ресурс".
25.08.2016 ООО "НП-Ресурс" в адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы направило заявление, согласно которому готово добровольно произвести демонтаж самовольной постройки по вышеуказанному адресу.
28.08.2016 обществом в адрес Префектуры Центрального административного округа города Москвы и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы направлено заявление с просьбой оказать содействие, с использованием сил и возможностей ГБУ "Автомобильные дороги", в демонтаже самовольной постройки в связи с невозможностью снести постройку собственными силами.
29.08.2016 Префектурой Центрального административного округа города Москвы при содействии ГБУ "Автомобильные дороги Центрального административного округа города Москвы" самовольная постройка была снесена, о чем имеется акт подтверждения сноса самовольной постройки.
01.12.2016 общество обратилось с заявлением о получении компенсации за снос самовольной постройки в Префектуру ЦАО г. Москвы.
08.02.2017 Префектура ЦАО г. Москвы отказала заявителю в выплате компенсации, указав, что письмо, поступившее в префектуру 31.08.2016, не является заявлением о согласии на снос самовольной постройки при содействии префектуры ввиду того, что не содержит выраженного согласия на исполнение решения Правительства Москвы о сносе самовольной постройки.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, заявитель повторно обратился в Префектуру ЦАО г. Москвы для разъяснения принятого решения.
При повторном обращении также был получен отказ по причине того, что заявление о согласии на снос самовольной постройки при содействии Префектуры Центрального административного округа города Москвы от общества в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы не поступало.
Полагая решение Префектуры ЦАО г. Москвы незаконным, ООО "НП-Ресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции руководствовался следующим.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП утверждено Положение об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (Положение).
Приложением N 2 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП утвержден Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу (Перечень).
Во исполнение п. 5.3 Положения 30.06.2016 в Префектуру ЦАО г. Москвы поступило письмо Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о планируемом сносе самовольной постройки по адресу: г. Москва, Семеновская наб., вл. 3/1, стр. 17.
Согласно перечню самовольных построек, подлежащих сносу в Центральном административном округе города Москвы, приложенному к письму Госинспекции, срок на добровольный демонтаж собственником объекта установлен до 28.07.2016. Данный срок исчисляется согласно приложению к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 N 819-ПП.
25.08.2016 от общества в адрес Госинспекции поступило уведомление об исполнении решения о сносе самовольной постройки в добровольном порядке с просьбой подтвердить снос.
Вместе с тем, демонтаж объекта был произведен Префектурой с привлечением ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" 29.08.2016, что подтверждается актом обследования объекта, а также актом Госинспекции о подтверждении факта сноса самовольной постройки.
31.08.2016 от заявителя в Префектуру поступило заявление об оказании содействия в сносе самовольной постройки силами ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО".
Заявление о выплате компенсации в адрес Префектуры поступило 01.12.2016, 26.12.2016 на данное заявление был дан ответ.
Согласно ответу истцом были предоставлены не все необходимые документы для разрешения вопроса о выплате компенсации, и рассмотрение данного вопроса будет возможно после предоставления всех необходимых документов.
25.01.2017 общество направило в Префектуру недостающие документы, 08.02.2017 заявителю был дан ответ об отказе в выплате.
Согласно указанному ответу, оснований для выплаты компенсации не имеется, в связи с тем, что обращение, поступившее в Префектуру 31.08.2016, то есть после производства работ по сносу, не содержит выраженного согласия на добровольный снос самовольной постройки.
22.02.2017 от заявителя в адрес Префектуры поступило заявление с просьбой дать разъяснения относительно того, почему было отказано в выплате компенсации.
20.03.2017 обществу дан промежуточный ответ, согласно которому вопрос, поставленный в обращении, требует дополнительной проработки, и после его разрешения, ответ на обращение будет направлен заявителю.
Данный вопрос рассмотрен Префектурой совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
Согласно ответа Департамента экономической политики и развития города Москвы, оснований для выплаты компенсации за снос самовольной постройки не усматривается в связи с тем, что согласия на снос самовольной постройки в добровольном порядке в срок, установленный решением о сносе самовольной постройки, в Госинспекцию не поступало.
В соответствии с п. 11 Положения после осуществления мероприятий по сносу самовольной постройки лицо, являвшееся собственником самовольной постройки по состоянию на момент принятия решения о ее сносе, вправе обратиться в префектуру административного округа города Москвы за получением компенсации за снос самовольной постройки при условии одновременного представления документов, подтверждающих прекращение права собственности на снесенную самовольную постройку и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 12 Положения размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
Согласно п. 1 Методики расчета размера компенсации за снос самовольной постройки (утв. приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 17.08.2016 N 99-ПР), расчет размера компенсации лицам, являющимся собственниками самовольных построек, подлежащих сносу в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП, производится при условии осуществления мероприятий по сносу самовольной постройки собственником за счет собственных средств (собственными силами) или направления собственником в Госинспекцию согласия на снос самовольной постройки при содействии префектуры административного округа силами ГБУ "Автомобильные дороги" в сроки, установленные решением о сносе.
В настоящем случае заявление о согласии на добровольный снос самовольного объекта истцом должно было быть направлено в адрес Госинспекции до 28.07.2016.
Согласно ответу Госинспекции от 03.02.2017, данному Префектуре, заявлений о согласии на снос в добровольном порядке самовольного объекта при содействии префектуры административного округа от истца в адрес Госинспекции не поступало.
Из содержания уведомления общества от 25.08.2016, направленного в Госинспекцию, следует, что истец уведомляет Госинспекцию об исполнении решения о сносе самовольного объекта и просит удостоверить данный факт.
Однако снос самовольной постройки был осуществлен Префектурой силами ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" 29.08.2016.
Кроме того, судом установлено, что заявителем пропущен срок на обжалование решения государственного органа.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ, арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины его пропуска уважительными.
Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, что согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05.
Обществу в выплате компенсации было отказано ответом от 08.02.2017 на заявление о компенсации от 01.12.2016.
Установленный законом трехмесячный срок на обжалование решения от 08.02.2017, оформленного ответом на заявление, пропущен.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о невозможности общества до 02.09.2016 произвести действия с объектом в виду наложения ареста не принимается судом.
Как усматривается из определения Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2018 в качестве обеспечительной меры Управлению Росреестра по Москве запрещено осуществление регистрации любых сделок в отношении объекта.
Таким образом, указанная мера не препятствовала заявителю в добровольном порядке исполнить требования постановления Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП.
Суд отклоняет ссылки подателя апелляционной жалобы на письмо от 25.08.2016 о добровольном демонтаже.
Данное письмо общества содержит просьбу об отсрочке сноса (л.д. 64).
Доводы апелляционной жалобы в отношении пропуска установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обжалование ошибочные, поскольку суд указал на пропуск срока применительно к заявлению общества от 01.12.2016 и ответу на него от 08.02.2017.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы связаны с оценкой доказательств и толкованием норм права иными, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для изменения (отмены) принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2017 по делу N А40-140043/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140043/2017
Истец: ООО "НП Ресурс", ООО "НП-РЕСУРС"
Ответчик: Префектура ЦАО г.Москвы, Префектура Центрального административного округа г. Москвы