Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2018 г. N Ф10-1573/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А54-879/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Мордасова Е.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.10.2017 по делу N А54-879/2017 (судья Котлова Л.И.), установил следующее.
Публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" (город Тула, ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Центральная генерация" (далее - ПАО "Квадра", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201264605, ИНН 6231055488) (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 08.12.2016 N 35-9 (т. 1, л. д. 4 - 9).
Определениями суда от 11.05.2017 и от 10.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Анисимова Татьяна Евгеньевна (Рязанская область, Рязанский район, поселок Искра), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1036208000696, ИНН 6231037520) (далее - ГУ "РЭК" Рязанской области), Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, деревня Турлатово, ОГРН 1026200702330, ИНН 6215001598), Рязанская районная Дума (Рязанская область, Рязанский район, деревня Турлатово, ОГРН 1066215015349, ИНН 6215019073), Администрация муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, поселок Искра, ОГРН 1056212018906, ИНН 6215015833) (т. 2, л. д. 9 - 11, 43 - 46).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.10.2017 заявление удовлетворено: признаны незаконным предписание инспекции об устранении выявленных нарушений от 08.12.2016 N 35-9.
На инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ПАО "Квадра", допущенное принятием предписания от 08.12.2016 N 35-9, признанного судом незаконным.
С инспекции в пользу ПАО "Квадра" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей (т. 3, л. д. 74 - 91).
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить (т. 3, л. д. 103 - 104).
Заявитель жалобы указал на то, что в данном случае ПАО "Квадра" должно было уменьшить плату за отопление для собственников и пользователей помещений спорного многоквартирного дома на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги в связи с превышением установленной продолжительности в предоставлении коммунальной услуги, а именно за период с 00 ч. 00 мин. 20.04.2016 по 24 ч. 00 мин. 30.04.2016. Полагает, что согласно законодательству собственникам и пользователям помещений спорного многоквартирного дома исполнитель коммунальной услуги по отоплению - ПАО "Квадра" должен был начислить плату за весь расчетный период (полный месяц апрель 2016 года) и впоследствии осуществить перерасчет (снижение) указанной платы за период, превышающий установленную продолжительность, на объем не предоставленной коммунальной услуги, то есть за 11 дней (20 - 30 апреля 2016 года) без снижения платы за каждый час превышения на 0,15 %.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Квадра" просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 3, л. д. 146).
Считает, что предписание инспекции является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области выразило мнение о том, что решение суда противоречит действующему законодательству и подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению (т. 3, л. д. 154 - 155).
Полагает, что в расчете платы за отопление должен учитываться норматив с учетом календарных дней в месяце, в котором оказывалась услуга, а не за полный месяц.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Отзыв общества на апелляционную жалобу содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т. 3, л. д. 146), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 23.10.2017 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Государственной жилищной инспекцией Рязанской области от 23.11.2016 N 659 (т. 1, л. д. 91 - 93) в период с 24.11.2016 по 08.12.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении филиала ПАО "Квадра".
В результате проверки составлен акт проверки от 08.12.2016 N 1169, в котором отражено (т. 1, л. д. 94 - 97), что прекращение подачи тепловой энергии на нужды отопления в многоквартирный дом N 2 по улице Юбилейная, поселок Искра, Рязанского района, Рязанской области произведено ПАО "Квадра" в 24 ч. 00 мин. 18.04.2016 согласно акту о прекращении подачи теплоносителя на отопление от 19.04.2016, однако начисление платы за отопление собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного дома произведено за полный месяц апрель 2016 года в нарушение пунктов 98, 99 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Таким образом, в ходе проверки выявлено нарушение обществом пунктов 98, 99, 100 Правил N 354 со стороны исполнителя коммунальной услуги по отоплению для жителей дома N 2 по улице Юбилейная, поселок Искра, Рязанского района, Рязанской области - филиала ПАО "Квадра" - "Центральная генерация".
Заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 08.12.2016 N 35-9 (т. 1, л. д. 98 - 99), в котором указано, что ПАО "Квадра", являясь исполнителем коммунальной услуги по отоплению по отношению к собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 2 по улице Юбилейная, поселок Искра, Рязанского района, Рязанской области, при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в апреле 2016 года осуществило начисление указанной платы за полный месяц апрель 2016 года и при этом не снизило размер данной платы на объем не предоставленной коммунальной услуги в связи с прекращением поставки тепловой энергии для целей отопления в расчетном периоде за 11 дней (20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 апреля 2016 года). Обществу предписано в отношении всех собственников и пользователей помещений многоквартирного дома N 2 по улице Юбилейная, поселок Искра, Рязанского района, Рязанской области произвести перерасчет (снижение) платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период апрель 2016 года на объем не предоставленной в указанном расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению за 11 дней (20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 апреля 2016 года) и представить документы, подтверждающие снижение платы, в инспекцию в срок до 20.01.2017.
Ссылаясь на то, что указанное предписание инспекции не соответствует закону, нарушает права и интересы заявителя, ПАО "Квадра" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд (т. 1, л. д. 4 - 9).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть, на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер в установленные в предписании сроки.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13, предписание должно отвечать условию законности. Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Несоблюдение указанных требований влечет недействительность предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункты 3, 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), содержат формулу определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Одним из показателей данной формулы является период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
В силу пункта 18 приложения к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещения (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода.
Таким образом, независимо от того, является ли месяц, входящий в отопительный период, полным или нет, он учитывается как один месяц, соответственно наличие в отопительном периоде неполного месяца не может повлиять на размер стоимости коммунальной услуги по отоплению при осуществлении расчета с использованием норматива.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
Пунктом 5 Правил N 354 определено, что, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В силу пункта 14 приложения N 1 к Правилам N 354 коммунальная услуга "отопление" в течение отопительного периода должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, допустимой продолжительностью перерыва отопления в течение 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Согласно пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 °C и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 °C и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.
Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Орган местного самоуправления вправе, исходя из интересов потребителей, устанавливать более ранние сроки начала и окончания отопительного сезона, исходя из обязательных требований к температуре наружного воздуха.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 07.05.2015 N 26 ПАО "Квадра" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне теплоснабжения котельной поселка Искра Рязанского района Рязанской области. С 01.01.2016 между собственниками и нанимателями помещений спорного жилого дома и ПАО "Квадра", ресурсоснабжающей организацией, заключены договоры поставки тепловой энергии на нужды отопления в соответствии с пунктом 42 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 17 Правил N 354 путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Поскольку указанный многоквартирный жилой дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, расчет размера платы за отопление в период с января по апрель 2016 года производился в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, а именно: Pi = Si х NT х Тт, где: Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный решением Думы Рязанского района Рязанской области от 25.04.2008 N 20 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район" (т. 2, л. д. 129 - 131); N = 0,028 Гкал/кв. м в месяц;
Тт - тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением Государственного учреждения "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 09.12.2015 N 232 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО "Квадра" (котельная в поселке Искра Рязанского муниципального района)", Тт = 1 846 рублей 92 копейки с 01.01.2016 по 30.06.2016.
В подпункте "в" пункта 3 Правил N 354 закреплено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
В силу пункта 99 Правил N 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 100 Правил N 354 объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Постановлением Администрации муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 18.04.2016 N 49 "Об окончании отопительного периода 2015 - 2016 годов на территории муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области" отопительный сезон 2015 - 2016 годы закончен 19.04.2016 (т. 1, л. д. 38).
Судом установлено, что во исполнение данного постановления подача тепловой энергии на нужды отопления жилых многоквартирных домов поселка Искра прекращена ПАО "Квадра" 18.04.2016 в 24 ч. 00 мин., что подтверждается актом от 19.04.2016 (т. 1, л. д. 39).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не опровергнуто сторонами, в течение отопительного периода 2015 - 2016 годы отсутствовали факты поставки тепловой энергии на нужды отопления многоквартирного жилого дома N 2 по улице Октябрьская поселка Искра Рязанского района Рязанской области ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Правилами N 354 продолжительность таких перерывов.
Учитывая климатические условия в Рязанской области, как правило, отопительный период продолжается с октября по апрель, а именно семь календарных месяцев (208 дней в соответствии со СНиП 23-01-99*).
Согласно пункту 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Данная норма предусматривает произведение перерасчета (уменьшение платы) за коммунальные услуги ненадлежащего качества в строго определенных случаях, а именно:
- при нарушении бесперебойного режима отопления в течение отопительного периода (пункт 14 приложения N 1);
- при изменении нормативно температуры воздуха в жилых помещениях (пункт 15 приложения N 1);
- при отклонении норматива давления во внутридомовой системе отопления (пункт 16 приложения N 1).
Вместе с тем материалы дела не содержат сведений об установлении ответчиком факта предоставления обществом коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Из материалов дела следует, что в данном случае подача тепловой энергии в жилые помещения многоквартирного дома прекращена 19.04.2016, поскольку именно эта дата окончания отопительного периода для жилищного фонда была определена постановлением Администрации муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 18.04.2016 N 49 "Об окончании отопительного периода 2015 - 2016 годы на территории муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области" (т. 1, л. д. 38).
Обращение гражданина от 03.11.2016 (т. 1, л. д.104) вызвано тем обстоятельством, что общество выставило плату за отопление за полный месяц - апрель 2016 года.
При указанных обстоятельствах, как правомерно указал суд первой инстанции, ссылка ответчика на пункты 98 - 100 Правил N 354 подлежит отклонению, поскольку они подлежат применению в случаях изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов (раздел IX Правил N 354).
Такие обстоятельства по делу не установлены.
Суд обоснованно отметил, что продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11).
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива.
От того, каким из двух способов вычислена величина норматива, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива (величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период) плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов вычислена величина норматива, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению.
В этой связи ПАО "Квадра" в адрес Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области и Рязанской районной Думы были направлены письма от 27.04.2016 N СБ-985/208, от 29.07.2016 N СБ-985/350, от 29.05.2017 N АН-1115/1225, от 29.05.2017 N АН-1115/1224 и от 08.06.2017 N АН-1115/1325 (т. 2, л. д. 37 - 38, 87 - 88, 90 - 92) по вопросу разъяснения методики определения (расчета) и применения норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденного решением Думы Рязанского района Рязанской области от 25.04.2008 N 20.
В целях выяснения методики определения (расчета) и применения норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденного решением Думы Рязанского района Рязанской области от 25.04.2008 N 20, суд направил определения об истребовании доказательств.
В отзыве на заявление Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области сообщила (т. 2, л. д. 75), что соглашение о передаче полномочий в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом между муниципальным образованием - Рязанский муниципальный район Рязанской области и муниципальным образованием - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области не заключалось.
Согласно письму главы Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район, председателя Рязанской районной Думы от 14.07.2017 N 235 (т. 2, л. д. 89), в приложениях к протоколу заседания Рязанской районной Думы четвертого созыва от 25.04.2008 имеется лишь обращение Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 18.04.2008 об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг без обоснования расчетов норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район, экономическое обоснования к проекту решения Рязанской районной Думы "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области", в которое должны были быть, включены: порядок применения норматива на отопление, расчет норматива потребления коммунальной услуги, способ расчета норматива, графики теплоснабжающих организаций и другие данные, отсутствует в материалах Рязанской районной Думы по неустановленной причине. Советом депутатов Искровского сельского поселения решение о передаче полномочий в район не принималось. В отопительный период 2015 - 2016 годы применялись нормативы, установленные решением Рязанской районной Думы от 25.04.2008 N 20. Порядок расчета данных нормативов в архивных документах Администрации Рязанского муниципального района не сохранился.
С 01.07.2016 на территории Рязанской области постановлением ГУ "РЭК" Рязанской области от 19.06.2015 N 60 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории Рязанской области" установлены нормативы по потреблению теплоснабжения в многоквартирных и жилых домах.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район, длительность отопительного периода устанавливается органом, в чьих полномочиях решать этот вопрос. В данном случае - Администрацией Искровского сельского поселения.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства глава Администрации Искровского сельского поселения, МУП ЖКХ "Горизонт" оказывает коммунальные услуги на территории Искровского сельского поселения и успешно работает с 2009 года, не имея долгов и просроченных обязательств. Администрация поселения не видит необходимости в передаче полномочий в ведение Рязанского муниципального района.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.200 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения населения, снабжения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
С 01.01.2016 единой теплоснабжающей организацией на территории Искровского сельского поселения признано ПАО "Квадра - генерирующая компания", которое и производило расчет платы за отопление собственников жилья, находящегося на территории поселения и сбор денежных средств, так как договорные отношения ЕТО с МУП ЖКХ "Горизонт" были установлены с 01.05.2016.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства глава Администрации Искровского сельского поселения, при расчете платы за услугу отопления за период с 01.06.2009 по 01.01.2016 МУП ЖКХ "Горизонт" пользовалось нормативом, установленным решением Думы Рязанского района Рязанской области от 25.04.2008 N 20. С 01.07.2016 норматив на отопление установлен постановлением ГУ "РЭК" от 19.06.2015 N 60. Тариф на тепловую энергию также устанавливается ГУ "РЭК" Рязанской области.
Отопительный сезон начинается и заканчивается на основании постановления главы Администрации Искровского сельского поселения в зависимости от температуры окружающего воздуха в рамках принятой методики.
Вместе с тем документальное обоснование принятой методики в материалы дела не представлено.
Установив изложенные обстоятельства, в связи с непредставлением затребованных судом доказательств по причине их отсутствия, арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что уменьшение отопительного периода постановлением Администрации муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 18.04.2016 N 49 не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии, поскольку Правилами N 306 предусмотрена корректировка размера платы за отопление при наличии общедомового прибора учета, а при его отсутствии она не производится.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04 разъяснено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Следовательно, при оплате отопления по нормативу расчетное количество тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода (определенного по количеству суток), должно быть оплачено путем полной оплаты за каждый месяц отопительного периода, в том числе неполный месяц (апрель 2016 года).
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням, что соответствует разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04).
Как пояснил заявитель, расчет размера платы за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Рязанская область, Рязанский район, поселок Искра, улица Юбилейная, дом 2, в апреле 2016 года выполнен исходя из расчета полного месяца, а именно 30 дней или 720 часов.
Установив изложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что у ПАО "Квадра" отсутствуют законные основания для перерасчета размера платы за тепловую энергию, предоставленную в апреле 2016 года на нужды отопления помещений в указанном многоквартирном жилом доме.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание инспекции не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - инспекцией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.10.2017 по делу N А54-879/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201264605, ИНН 6231055488) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-879/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2018 г. N Ф10-1573/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ" в лице филиала "Квадра" - "Центральная генерация"
Ответчик: Государственная инспекция жилищного и строительного надзора Рязанской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, Администрация муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области, Анисимова Татьяна Евгеньевна, Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области, Рязанская районная Дума
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1573/18
22.01.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7926/17
17.11.2017 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7529/17
23.10.2017 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-879/17