Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2018 г. N Ф06-31238/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А12-27919/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Соломенцева Алексея Анатольевича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2017 года по делу N А12-27919/2017 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Соломенцева Алексея Анатольевича (г. Волгоград)
к администрации Центрального района Волгограда (г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 15, ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Соломенцев Алексей Анатольевич (далее - ИП Соломенцев А.А., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий администрации Центрального района Волгограда (далее - администрация, орган местного самоуправления) по организации, началу и проведению мероприятия по демонтажу нестационарного торгового объекта - павильона с вывеской "Продукты" по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, 26 б, площадью 35 кв.м.
Решением суда первой инстанции от 20 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Соломенцев А.А. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.10.2006 между администрацией Волгограда в лице комитета земельных ресурсов (арендодатель) и ИП Соломенцевым А.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 6917, по условиям которого предпринимателю в аренду на срок до 01.01.2009 предоставлен земельный участок площадью 205 кв.м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, 26б, для эксплуатации торгового павильона (мобильного временного сооружения некапитального характера).
Дополнительным соглашением от 10.06.2013 N 1 срок действия договора продлен до 29.04.2016.
Дополнительным соглашением от 24.03.2014 N 2 изменена арендуемая площадь с 205 кв.м на 75 кв.м.
Письмом от 31.03.2017 N 5128 департамент земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил ИП Соломенцеву А.А. об одностороннем отказе от исполнения договора от 12.10.2006 N 6917 (л.д. 101).
Данное уведомление направлено заявителю 04.04.2017, получено ИП Соломенцевым А.А. 06.04.2017, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" (л.д. 102).
27.07.2017 должностными лицами департамента земельных ресурсов, комитета экономического развития администрации Волгограда, администрации Центрального района Волгограда составлен акт обследования земельного участка N 4/462-17-ДЗР, согласно которому на земельном участке по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, 26б, расположен киоск с вывеской "Продукты" размером 1,5 м, 3,3 м, 4,7 м, 6,5 м, 6,2 м, площадь 35 кв.м), срок действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта от 12.10.2006 N 6917 расторгнут 06.04.2017.
02.08.2017 на принадлежащем предпринимателю торговом объекте должностными лицами администрации размещено уведомление о фиксации самовольно установленного объекта N 2, которым заявителю предложено в срок до 09.08.2017 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта, а также сообщено, что в случае неисполнения уведомления объект будет демонтирован и вывезен в принудительном порядке к месту ответственного хранения (л.д. 24).
ИП Соломенцев А.А., полагая, что действия администрации по организации, началу и проведению мероприятий по демонтажу нестационарного торгового объекта являются незаконными, нарушают ее права и охраняемые законом интересы, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что договор на размещение нестационарного торгового объекта расторгнут, правовые основания для размещения павильона отсутствуют, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее по тексту - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
К нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества: нестационарные торговые объекты, в том числе киоски, павильоны, торговые галереи, лотки, палатки, тележки, а также нестационарные торговые объекты временного размещения: бахчевые развалы, елочные базары, площадки для продажи рассады и саженцев, автомагазины, автоцистерны, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества (далее - объект).
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов администрации направляют в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения. Сообщение также направляется администрациями в организационное управление администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании. Организационное управление администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения.
Пунктом 5 Порядка демонтажа нестационарных объектов определено, что в случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Советская, 26б, в данной схеме отсутствует.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что договор от 12.10.2006 N 6917 расторгнут.
Письмо от 31.03.2017 N 5128 об одностороннем отказе от исполнения договора в установленном законом порядке не оспорено.
При указанных обстоятельствах договор от 12.10.2006 N 6917 считается расторгнутым, нестационарный торговый объект ИП Соломенцева А.А. размещен на земельном участке без правовых оснований после прекращения договорных отношений.
Доказательств обратного предпринимателем в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного администрацией правомерно начата предусмотренная Порядком демонтажа нестационарных объектов процедура демонтажа киоска, принадлежащего обществу, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ИП Соломенцев А.А. указывает, что торговый объект не является самовольно размещенным, поскольку договор аренды от 12.10.2006 N 6917 продлен на неопределенный срок, после отказа от договора в 2017 году департамент земельных ресурсов не изъял у предпринимателя земельный участок, продолжал ежемесячно принимать от заявителя арендную плату.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, так как после отказа департамента земельных ресурсов администрации Волгограда, изложенного в письме от 31.03.2017 N 5128, договор расторгнут, использование заявителем земельного участка является незаконным, денежные средства уплачиваются не за аренду земельного участка, а за его фактическое использование.
В апелляционной жалобе ИП Соломенцев А.А. указывает, что спорный торговый павильон является капитальным объектом.
Данный довод суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку доказательств регистрации данного объекта в качестве недвижимого имущества в материалы дела не представлено.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, постановлением администрации Волгограда от 01.02.2006 N 175 предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок для эксплуатации временного сооружения (торгового павильона), что и было отражено в договоре аренды от 12.10.2006 N 6917.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ИП Соломенцева А.А. не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ИП Соломенцевым А.А. по чеку-ордеру от 18.11.2017 уплачена государственная пошлина в размере 3000 (три тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате предпринимателем по настоящему делу, составляет 150 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб. подлежит возврату ИП Соломенцеву А.А. из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2017 года по делу N А12-27919/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Соломенцеву Алексею Анатольевичу из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 18.11.2017.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27919/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2018 г. N Ф06-31238/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Соломенцев А.А., Соломенцев Алексей Анатольевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5708/18
13.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31238/18
23.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14497/17
20.10.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-27919/17
21.09.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10468/17