г. Саратов |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А57-16948/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" - региональной общественной организации Пакиной Е.В., действующей на основании доверенности от 24.07.2017 N 111,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" - региональной общественной организации
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2017 года по делу N А57-16948/2016 (судья Калинина А.В.)
по заявлению "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" - региональной общественной организации (410002, г. Саратов, ул. Московская, д. 15, ОГРН 1026402193256, ИНН 6450015400)
к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1086455001632, ИНН 6455048180), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 70, ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" - региональная общественная организация (далее - СОООиР, заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее - комитет), изложенного в письме от 10.06.2016 N 03-12/1261, об отказе в рассмотрении предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, об обязании Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области рассмотреть заявку от 22.03.2016 N 3/44 на установление квоты добычи охотничьих ресурсов в сезон с 01.08.2016 - 01.08.2017 и определить объемы добычи охотничьих ресурсов.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2016 года производство по делу прекращено.
Постановлением Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2016 года определение суда первой инстанции отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 15 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
СОООиР не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее - Управление Росприроднадзора по Саратовской области) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, СОООиР обладает долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира в виде "охоты".
22.03.2016 правление СОООиР направило в Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области заявку N 3/44 на добычу охотничьих ресурсов (лось, олень бл, олень пт, косуля) в период с 01.08.2016 по 01.08.2017 на территории охотничьих хозяйств СОООиР.
Письмом от 16.06.2016 N 03-12/1261 комитет сообщил СОООиР об отказе в рассмотрении предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов.
Полагая, что решение комитета об отказе в рассмотрении предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, изложенное в письме от 10.06.2016 N 03-12/1261 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, СОООиР обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что у СОООиР отсутствует охотохозяйственное соглашение, что является препятствием для установления квоты добычи охотничьих ресурсов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пунктам 13, 14 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ) под лимитом добычи охотничьих ресурсов понимается объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов, под квотой добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, пунктом 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228 (далее - Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов), лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи (пункты 9, 9.1 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов).
Пунктом 16 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов определено, что внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; на основании судебного решения.
В соответствии с частями 5, 6, 7 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ при исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотохозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотохозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).
В соответствии с требованиями пункта 5 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29.06.2010 N 228 квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, представленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотохозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Частью 11 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ предусмотрено, что в документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
Согласно части 12 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов они вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем часть 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ предусматривает право на заключение охотохозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона, если право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
Необходимость заключения охотохозяйственных соглашений обусловлена привлечением инвестиций в охотничье хозяйство для наиболее рационального использования, сохранения, восполнения охотничьих ресурсов, объектов животного мира.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что у СОООиР охотохозяйственное соглашение отсутствует.
Отсутствие охотохозяйственного соглашения, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу части 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, пункта 5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов является препятствием для установления квоты добычи охотничьих ресурсов по заявке СОООиР на период с 01.08.2016 до 01.08.2017 в отношении охотничьего угодья, находящегося в пользовании этого юридического лица.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2015 N 7-АПГ15-5.
Довод заявителя о том, что отказ в принятии заявки комитетом противоречит части 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ правомерно отклонен судом первой инстанции.
Статьей 34 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" определены виды и способы пользования животным миром, которые включают в себя не только охоту. Право пользования животным миром сохраняется за обладателем долгосрочной лицензии в полной мере, за исключением распределения квот на добычу охотничьих ресурсов.
Ограниченность времени подготовки документов об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекта Российской Федерации, отсутствие законодательно установленной возможности продления данных сроков, равно как и возможности утверждения отдельным нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации лимита добычи охотничьих ресурсов, перечисленных в части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, за пределами срока, в том числе путем внесения изменений в ранее изданный нормативный правовой акт, установление лимита добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты 2016-2017 без учета квоты заявителя, истечение срока сезона охоты в спорный период времени на определенный испрашиваемый вид дичи исключают возможность рассмотрения заявки СОООиР об установлении квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2016 по 01.08.2017 в настоящее время.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы СОООиР не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2017 года по делу N А57-16948/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16948/2016
Истец: Общественная организация "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" - региональная, РОО "Саратовское областное общество охотников и рыболовов"
Ответчик: Комитет охотничего хозяйства и рыболовства Саратовской области, Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области
Третье лицо: Росприроднадзор по Саратовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14984/17
15.11.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16948/16
28.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18052/17
14.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13339/16