22 января 2018 г. |
А43-28253/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолига" (603138, г. Нижний Новгород, ул. Советской армии, д. 15А, кв. 52; ОГРН 1075256000236, ИНН 5256066137)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2017
по делу N А43-28253/2016,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автолига", индивидуального предпринимателя Ермилычевой Любови Алексеевны (г.Нижний Новгород, ИНН 525900786696, ОГРН 304525903600036) о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автолига" (далее - ООО "Автолига", Общество) и индивидуальный предприниматель Ермилычева Любовь Алексеевна (далее - ИП Ермилычева Л.А., Предприниматель) обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий администрации г.Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления), выразившихся в отказе в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-19, N Т-68 и N Т-33 сроком на 5 лет и в выдаче новых карт маршрута сроком на 5 лет, а также в выдаче уведомлений об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок N Т-19, N Т-68 и N Т-33 (уведомление от 12.07.2016 N 21-1556/16-ИС и телеграммы от 18.07.2016 N 263/643011 и N 263/64101).
Определением от 01.12.2016 Арбитражный суд Нижегородской области приостановил производство по делу до принятия и вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А43-20418/2016.
После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 05.10.2016 по делу N А43-20418/2016, правомерность которого была оценена арбитражным судом апелляционной и кассационной инстанций, определением от 25.08.2017 арбитражный суд возобновил производство по настоящему делу.
В ходе судебного разбирательства ИП Ермилычева Л.А. на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявила ходатайство об отказе от заявленного требования.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявления. Одновременно суд, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял отказ Предпринимателя от заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Автолига" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных им требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению Общества, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что позиция ООО "Автолига" сводится к несогласию с Документом планирования регулярных перевозок в г. Нижнем Новгороде, предусматривающим отмену маршрутов N Т-19, N Т-68 и N Т-33, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
По делу установлено, что постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 05.02.2016 N 277 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Нижнего Новгорода, в который включены, в том числе маршруты регулярного сообщения N Т-19 и N Т-68, перевозчиком является ООО "Автолига".
Обществу выданы карты маршрутов сроком действия до 13.07.2016.
ООО "Автолига" обратилось в Департамент транспорта и связи администрации г. Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче свидетельств на право обслуживания маршрутов N Т-19 и N Т-68, а также новых карт маршрутов сроком на 5 лет.
Постановлением от 12.07.2016 N 2051 администрация г.Нижнего Новгорода утвердила Документ планирования регулярных перевозок в г. Нижнем Новгороде, согласно которому, в том числе маршруты N Т-19, NТ-68 в течение 2016-2017 годов подлежат отмене.
Уведомлением от 12.07.2017 N 21-1556/16-ис орган местного самоуправления информировал Общество об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок N Т-19 и N Т-68.
В дальнейшем, телеграммой от 18.07.2016 N 263/643011 администрация г. Нижнего Новгорода уведомила ООО "Автолига" о конкретной дате отмены маршрутов - 20.01.2017.
14.07.2016 ООО "Автолига" получило свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и маршрутные карты, сроком действия до 14.01.2017.
Считая действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-19, N Т-68 и новых карт маршрута сроком на 5 лет, а также в выдаче уведомлений об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок N Т-19 и N Т-68, ООО "Автолига" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал отсутствие с его стороны незаконных действий.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - это нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Положениями части 4 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
В силу статьи 12 Федерального закона N 220 порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 1).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 3).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
В силу части 10 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ до приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Из вышеизложенного следует, что муниципальному образованию надлежит самостоятельно разработать, в том числе порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Статья 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статья 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
На основании статьи 52.1 Устава города Нижнего Новгорода глава администрации г. Нижнего Новгорода в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города, нормативными правовыми актами Городской Думы г. Нижнего Новгорода, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.
Пунктом 5 статьи 46 Устава города Нижнего Новгорода определено, что в систему муниципальных нормативных правовых актов входят Устав города Нижнего Новгорода; правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Городской Думы города Нижнего Новгорода; правовые акты администрации города Нижнего Новгорода; правовые акты должностных лиц местного самоуправления.
Постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 45 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения в городе Нижнем Новгороде (далее - Положение N 45), согласно статье 4 которого администрация, в том числе, организует маршруты регулярного сообщения, принимает решения об открытии, изменении или закрытии муниципальных маршрутов регулярного сообщения, осуществляет ведение реестра маршрутов регулярного сообщения.
Регулирование вопросов открытия, изменения, закрытия маршрутов закреплено в статье 8 Положения N 45.
Так, организатор перевозок при принятии решения об открытии, изменении, закрытии маршрутов регулярного сообщения: определяет необходимость и целесообразность организации регулярных маршрутов, ожидаемые объемы перевозок, величины устойчивых пассажиропотоков между местами концентрации пассажиров с целью удовлетворения потребности в перевозках; выявляет возможность привлечения перевозчиков для обслуживания маршрутов; определяет соответствие (несоответствие) маршрута генеральному плану города, схемам территориального планирования; обследует дорожные условия, устанавливает их соответствие требованиям безопасности движения (техническое состояние и уровень содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов) с учетом допустимой нагрузки транспортных средств на дороги и мосты; определяет пропускную способность улиц, автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры; осуществляет контрольные замеры и проводит нормирование скоростей движения транспортных средств на трассе маршрута; определяет оптимальное количество и тип транспортных средств для обслуживания маршрута; проводит расчеты затрат, необходимых для обслуживания и обустройства маршрута; определяет наличие (отсутствие) полностью или частично совпадающих регулярных маршрутов; обеспечивает координацию движения транспортных средств на маршрутах.
Организатор перевозок осуществляет ежегодное обследование маршрута в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 настоящей статьи, по результатам которого может быть принято решение о его закрытии или изменении, изменении режима движения или работы, об установке объектов транспортной инфраструктуры, их переносе.
Таким образом, указанное Положение N 45 является нормативным правовым актом, который действует в части, не противоречащей Федеральному закону N 220-ФЗ, и в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ может и должно регулировать порядок отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В дополнение к действующему Положению N 45 орган местного самоуправления принял ряд нормативных актов, направленных на урегулирование вопросов выдачи свидетельств на право перевозок и маршрутных карт перевозчикам и отмены маршрутов.
Как выяснил суд первой инстанции, постановлением от 12.07.2016 N 2050 "Об утверждении порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде" (далее - Порядок N 2050) администрация г. Нижнего Новгорода предусмотрела, что непосредственно документ планирования регулярных перевозок должен содержать перечень муниципальных маршрутов, которые подлежат отмене.
Документ планирования состоит из следующих разделов: общие положения планирования регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам; текущее состояние и проблемы в организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам муниципального образования "город Нижний Новгород"; перечень мероприятий по развитию регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам (пункт 4 Порядка N 2050).
В документ планирования могут вноситься изменения по предложению:
а) органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода;
б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Поступившее предложение рассматривается Департаментом транспорта и связи администрации г.Нижнего Новгорода в течение 30 дней.
По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:
а) о подготовке проекта постановления администрации г. Нижнего Новгорода о внесении изменений в документ планирования;
б) об отказе во внесении изменений в документ планирования (пункт 7 Порядка N 2050).
Из материалов дела следует, что 12.07.2016 администрация г.Нижнего Новгорода издала постановление N 2051 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде", устанавливающее перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
По смыслу части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ именно данным документом может быть предусмотрена отмена действующих маршрутов и дополнительного принятия отдельного решения не требуется.
В рассматриваемом случае Документ планирования включает как решение об отмене маршрутов, так и обоснование этого решение, которое изложено в пункте 2:
"В целях обеспечения максимальной эффективности реформирования маршрутной сети, планируется в течение 2016-2017 годов ввести в действие новую маршрутную сеть для периода планирования до 2018 года. Общую численность маршрутов городского пассажирского транспорта предполагается снизить преимущественно за счет снижения количества маршрутов регулярных перевозок, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам.
На городском пассажирском транспорте в период до 2018 года предполагается реализация следующих основных мероприятий: 1) оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта, в том числе сокращения маршрутов, изменения пути следования, с целью снижения числа дублирования автобусных и автобусно-троллейбусных маршрутов с учетом линии метрополитена".
Решение об отмене маршрутов изложено в подпункте 3 пункта 2 Документа планирования и включает в себя период отмены маршрута, номер конкретного маршрута, осуществляющего пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, а также перечень дополнительных мероприятий, необходимых в связи с отменой маршрута, в том числе уведомление перевозчиков об отмене маршрутов, внесение изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Нижнего Новгорода.
При этом постановлением от 12.07.2016 N 2051 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде" орган местного самоуправления поручил Департаменту транспорта и связи разработать и утвердить план оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта; подготовить проект постановления администрации г. Нижнего Новгорода о внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, в соответствии с разделом 2 "Развитие городского пассажирского транспорта" документа планирования регулярных перевозок в г. Нижнем Новгороде; уведомить юридических; лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующим маршрутам, не позднее 180 дней до закрытия маршрутов (пункт 2 постановления)".
25.03.2016 администрация г. Нижнего Новгорода издала постановление "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок г. Нижнего Новгорода" (в редакции постановления N 2052 от 12.07.2016), которым обязала Департамент транспорта и связи выдавать владельцам карт маршрутов регулярных перевозок г. Нижнего Новгорода свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новые карты маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода в порядке, установленном законом, на срок пять лет либо на иной срок в случаях, предусмотренных документом планирования (пункт 1.2).
Следовательно, во исполнение положений статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ администрация г. Нижнего Новгорода подготовила и приняла вышеуказанные нормативные акты, которыми предусмотрела, что вопрос об отмене маршрутов устанавливается в Документе планирования, который в свою очередь является основанием для выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и новых карт на срок 5 лет, так и на срок менее 5 лет.
При таких обстоятельствах при наличии ранее принятых актов, не противоречащих действующему законодательству и регламентирующих рассматриваемые правоотношения, отсутствует необходимость издания дополнительных (новых) нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьей 3 Федерального закона N 220-ФЗ Документ планирования является нормативным правовым актом. Данным документом принято решение об отмене 31 маршрута, что явилось основанием для выдачи свидетельств на право перевозок по указанным маршрутам на срок менее 5 лет и предписаны действия по уведомлению перевозчиков.
В рассматриваемом случае арбитражный суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что позиция ООО "Автолига" сводится к несогласию с Документом планирования регулярных перевозок в г. Нижнего Новгороде, предусматривающим отмену маршрутов.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документальные доказательства, свидетельствующие о том, что вышеуказанные нормативные акты органа местного самоуправления, в том числе постановление администрации г.Нижнего Новгорода от 12.07.2016 N 2051 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде", оспаривались в установленном законом порядке и были признаны недействующими.
Предметами настоящего спора данные акты не являются.
Установив фактические обстоятельства по делу, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив позиции лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация г. Нижнего Новгорода последовательно совершила действия, направленные на отмену части действующих муниципальных маршрутов и заблаговременное предупреждение об этом хозяйствующих субъектов-перевозчиков: проводилось сплошное обследование маршрутов в течение двух лет на основании муниципального контракта; оформлены результаты обследования; определены последствия результатов обследования - закрытие ряда маршрутов; принято решение о закрытии ряда маршрутов; перевозчики уведомлены не менее, чем за 180 дней, о предстоящем закрытии маршрутов; маршруты исключены из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
При таких обстоятельствах орган местного самоуправления не допустил незаконных действий, нарушающих права и законные интересы Общества.
Доказательств обратного не представлено.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что действия администрации г. Нижнего Новгорода, выразившиеся в отказе в выдаче свидетельств на осуществление пассажирских перевозок сроком на пять лет, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ООО "Автолига", что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал ООО "Автолига" в удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные по делу судебные расходы суд отнес на заявителя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2017 по делу N А43-28253/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 рублей суд относит на ее заявителя.
В силу статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2017 по делу N А43-28253/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолига" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Автолига" излишне уплаченную по платежному поручению от 26.10.2017 N 29 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28253/2016
Истец: ООО "АВТОЛИГА"
Ответчик: ИП Ермилычева Л.А.
Третье лицо: Администрация г.Н.Новгорода, Адрес представителя для переписки